Актуальность проблемы бытия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существование – основное понятие онтологии, оно определяет все её остальные понятия. Важное значение понятие существования имеет и для религии. Так, например, Ветхий завет начинается разделом о бытии. Как устроен мир, как соотносится в нём устойчивое и изменчивое, скоротечная жизнь человека и вечность вселенной, – типично онтологические вопросы. Омар Хайям писал:

«Без нас пройдут года, а мир пребудет.

Исчезнем без следа, а мир пребудет.

Нас прежде не было, а мир плодился.

Уйдём – навсегда, а мир пребудет».

Людей всегда интересовали вопросы о жизни и смерти, о бессмертии. Материалистическая философия беспощадна, когда утверждает, что после смерти от человека не остаётся ничего, кроме скелета и волос. Человеку трудно с этим смириться и он находит утешение в религии, утверждающей: жизнь христианина продолжается и после смерти. Хочется верить, что существует другой мир, невидимый нами.

Категория бытия в философии наиболее абстрактна и потому наиболее трудна для понимания. Близкими ей по смыслу являются слова «мир», «природа», «действительность», «жизнь». Глагол «быть» имеется почти во всех языках мира. Производное от него слово «бытие» означает только одно – существование. Бытие, в отличие от других философских понятий имеет лишь один признак – существование. Попытки некоторых философов ввести ещё хотя бы один «качественный» признак в данное понятие лишены смысла, поскольку встанет вопрос о характеристиках самого «качества». Даже Ф.Энгельс, иронизировавший по поводу зачисления в один разряд сапожной щётки и молочной железы, признавал: «Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идёт речь, суть существуют». Если при формировании мировоззрения бытие представало неподвижным и беспроблемным, то при развитии мировоззрения оно обнаруживает неведомую ранее сложность. Понять мотивы размышлений человека о бытии – залог понимания самого бытия. Такими мотивами могут быть:

1)катастрофические изменения в личной жизни (смерть близкого человека, неизлечимая болезнь, смертный приговор суда и др.);

2)катастрофы в жизни общества, членом которого является данный индивид (революции, войны, гражданские войны и др.);

3)серьёзное увлечение религий, философией или искусством, в ходе которого приходится переосмысливать всё, что знал раньше о мире;

4)занятия естественными науками, вынуждающими вносить корректировки в известные знания о мире;

Одно за другим приходят в мир и уходят из него поколения людей. Природа, хотя и изменяется, всё же остаётся. Данного человека уже нет, а мир продолжает существовать. Император-философ Марк Аврелий считал, что перед беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая и самая короткая человеческая жизнь: «Какое значение имеет по сравнению с этим разница между теми, кто прожил три дня и прожившим три человеческих жизни?...Ничтожна и самая долгая слава посмертная; она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих самих себя, не то, что тех, кто давно опочил». Что же касается жизни и прекращения бытия человека, Марк Аврелий даёт не лишний совет: «Итак, проведи этот момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу, её породившую, и с благодарностью к произведшему её дереву».

Впервые слово «бытие» ввёл в философию древнегреческий философ Парменид (V-IV в.в. до н.э.). В его время люди начали терять веру в богов, миф казался выдумкой. Рушился прежний способ отношения человека к миру. Потерявшие опору в жизни люди стали испытывать страх и отчаяние. Став «еретиками» по отношению к богам, они противопоставили мифу мысль. Но мысль была противоречива и не давала душевного комфорта. В глубине сознания людей зародилось сомнение как в мифе, так и в мысли, они не видели выхода из тупика. В этих условиях Парменид предложил свою концепцию бытия. По его мнению, мир представлял собой сферу, которая была неизменна во все времена. Неизменность, стабильность мира удерживается не переменчивыми мыслями людей, а Абсолютной мыслью людей, обеспечивающей определённый порядок в мире. Порядок или необходимость чередования каких-либо явлений, к которым привыкли люди, Парменид называл Божеством. День всегда придёт за ночью, солнце внезапно не погаснет, люди не вымрут в один день, дожди прольются на землю, небеса не обрушатся на головы людей и т.д. Существует нечто – Необходимость,- гарантирующее сохранность мира. Поэтому утрата веры в богов не должна страшить людей. Бытие есть то, что кроется за миром чувственно воспринимаемых вещей, и это есть Абсолютная мысль, космический разум, Логос. Бытие едино и неизменно, не имеет внутри себя деления на объект и субъект, оно вся возможная полнота совершенства, среди которых Истина, Добро, Благо, Свет. Не человек своим несовершенным рассудком открывает Истину бытия, а Истина сама открывается человеку. Парменид писал: «Мир есть единое и неделимое, вечное и неподвижное, однородное и законченное. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее. Мыслить и быть – одно и то же. Одно и тоже мысль и то, на что мысль устремляется. Бытие никогда не может быть небытием, поскольку небытие слепо и непознаваемо. Бытие всюду, всегда и одинаково».

Концепция Парменида успокоила современников, но вызвала жёсткую критику философов. Против неё выступили Сократ и софисты. Им было неприемлемо умаление роли человека, его полной зависимости от Божества. Парменид, как бы, заменил весь пантеон античных богов на одно божество, удалив при этом человека из центра мира, против чего возражали его оппоненты. В дальнейшем в истории философии было выражено много различных мнений относительно проблемы бытия. При множестве подходов к проблеме, установок, позиций просматривается некая результирующая линия всех рассуждений: мир рассматривается, с одной стороны, как "сам по себе", вне человека, а с другой стороны, он есть мир человека, мир для человека, как небезразличное человеку бытие. В этом проявляется единство объективного и субъективного в данной проблеме. Крен философии в ту или иную сторону определяет её «тональность». В настоящее время крен сделан в сторону субъективного: мир таков, каким человек себе его представляет. Таков ли мир, каким его представляют себе люди? Философия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Да и в пределах самой философии существуют разные мнения. Но вне зависимости от крена в ту или иную сторону приемлемым представляется следующее определение: бытие есть существование бесконечного, воспринимаемого человеком через конечные величины, поскольку сам он конечен. Это, пожалуй, единственный вопрос онтологии, в котором, вряд ли, обнаружатся разногласия среди философов.

Итак, коротко говоря, основой актуальности проблемы бытия является кратковременность человеческого существования. Она сводится к вопросу: почему мир вечен, а я смертен? И есть ли у меня иное бытие, кроме земного бытия? Если есть, для чего я живу?

 

Атрибуты бытия.

 

Атрибут – это существенное, необходимое свойство какого-либо объекта, без которого нет данного объекта. Например, атрибутом человека является сознание – не будь сознания, о человеке можно было бы говорить лишь как о животном. Каждое философское понятие имеет свою категориальную пару: добро и зло, истина и заблуждение, причина и следствие, необходимость и случайность и т.д. Бытию противостоит небытие. Однако небытие несимметрично бытию. Бессмысленно говорить о небытии применительно к бытию в целом. Как-никак, небытие – тоже существование. Можно сказать о небытии лишь применительно к конечным вещам: смерти человека, сгоревшего листа бумаги, сломанной машины, размолотого камня, человеческому опыту и т.д. В то же время нельзя сказать, что умерший исчез вовсе, от листа бумаги ничего не осталось, что машина ничего собой больше ничего не представляет, что опыт исчез безвозвратно. Нет, всё это лишь изменило форму существования. Бытие и превращения духовных явлений менее понятны в сравнении с материальными вещами, тут не действует закон сохранения вещества и энергии. Лучшие произведения человеческого духа не исчезают, их авторы часто неизвестны, но их знания и образы становятся кирпичиками в здании культуры.

Исходя из определения бытия, можно сказать, что единственный признак бытия – существование. Первым атрибутом, с которым приходится сталкиваться человеку является следующее утверждение: бытие несотворимо и неуничтожимо, оно вечно и бесконечно. Конечному человеку, живущему в мире конечных вещей, понять это утверждение непросто. Для него всё имеет начало и конец, всё кем-либо или чем-либо создано. Популяризаторы от религии или науки, отрицающие этот атрибут, приводят простой пример: стул кем-то создан; мир намного сложнее стула, так как же может быть, чтобы его никто не создавал? Разумеется, создателем является Бог. Вопрос о том, кто создал Бога представляется бессмысленным, но не для Байрона: «Возник ли мир по Ветхому завету,

Иль сам собой, без божьего труда,-

Мыслители не вскрыли тайну эту

И, может быть, не вскроют никогда.

Но мы недолго странствуем по свету

И все однажды явимся туда, где очень точно всё узнаем – или

Навеки успокоимся в могиле».

Бытие едино, оно не делится на подлинное и неподлинное, оно делится лишь на чувственно воспринимаемое и чувственно невоспринимаемое, не устанавливая при этом отношения первичности и вторичности, зависимости одного от другого. Пиноккио существует не менее реально, чем создавший его папа Карло, музыка, написанная композитором, - не менее реально, чем он сам. Единство бытия выражается в том, что все единичные вещи, явления, процессы равно существуют и что единство проявляется в бесконечном разнообразии цветов, красок, форм, запахов, чувств, мыслей, оценок и т.д. Германский философ XIX века Людвиг Фейербах писал, что сколь многообразны вещи, столь многообразно и бытие. «Бытие составляет единство с той вещью, которая существует. У кого ты отнимаешь бытие, того лишаешь всего". Эти слова следует понимать в том смысле, что любая характеристика вещи временна, преходяща, лишь бытие непреходяще. Скажем, ручка, которой студент пишет конспект, может быть самой разной. Можно изменить её цвет, размеры, форму, а она всё равно останется ручкой. В данном качестве ручка перестанет быть ручкой, лишь утратив своё свойство – оставлять следы на бумаге. Известен знаменитый тезис И. Канта. И.Кант совершенно обоснованно утверждал: "Бытие, очевидно, не есть понятие о чём-то таком, что могло бы присоединиться к понятию вещи. Оно само есть только полагание вещи или известных определений само по себе". Это значит, что бытие – не один из признаков существования вещи, а само её существование, что в существовании вещи или любых её определений нет ничего такого, что бы не охватывалось понятием бытия. То же можно сказать и о человеке, хотя с ним дело обстоит сложнее. Возвратимся снова к Пармениду:

«…Ибо мыслить то же, что быть….

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть;

Бытие ведь есть, а ничто не есть…….

То же самое мысль и то, о чём мысль возникает,

Ибо без бытия, о котом её изрекают,

Мысли не найти.

Ибо нет и не будет другого сверх бытия ничего:

Судьба его приковала быть целокупным, недвижным.

Поэтому именем будет всё,

Что приняли люди за истину то полагая…»

Концепция Парменида пришлась по душе некоторым философским направлениям и религии, но, вряд ли, она понравилась учёным. Тождество бытия и мышления следует понимать лишь в смысле их одинакового «права» на существование, но вовсе не в смысле объективной истинности мышления. В онтологическом аргументе доказательства Бога утверждается, что если бы Бога не было, мы не мыслили бы о нём. Сторонники данного аргумента забывают о том, что люди мыслили не только Бога, а и дьявола…

Важной характеристикой бытия является его структурность. Вопреки представлению Парменида мир делим на части, что объясняется разнокачественностью явлений бытия. Делимы даже духовные явления. Мысли человека состоят из понятий, суждений и умозаключений, спектакль из ряда сцен, книга из глав и т.д. Тем в большей мере делимость присуща материальному бытию. Древние философы стремились найти мельчайшую, неделимую частицу бытия. Так, например, Демокрит полагал, что такой частицей является атом (в переводе с греческого языка – «неделимый»). Бытие состоит из атомов различных видов, различным образом сочетающихся друг с другом, чем и объясняется многообразие чувственно воспринимаемых вещей. Римский философ Лукреций Кар написал философскую поэму об устройстве мира "О природе вещей". В ней он утверждает:

"Из бесконечных вещей состоит и мельчайшее тело:

У половины всегда найдётся своя половина,

И для деленья вовсе нигде не окажется предела.

Чем отличишь ты тогда наименьшую вещь от вселенной?

Ровно, поверь мне, ничем. Потому что, хотя никакого

Нет у вселенной конца, но ведь даже мельчайшие вещи

Из бесконечных частей состоять одинаково будут.

Здравый, однако же, смысл отрицает, что этому верить

Может мой ум, и тебе остаётся признать неизбежно

Существование того, что совсем неделимо, являясь

По существу наименьшим".

 

Вера в существование неделимой частицы материального бытия, страстные поиски её были продиктованы стремлением постигнуть Логос, понять "устройство" мира. Представления о неделимости атома просуществовали до конца XIX века, когда они были подорваны революцией в естествознании. Двигаясь мыслью "вглубь" материи, мы никогда не дойдём до мельчайшей неделимой частицы, поскольку одни элементарные частицы будут делиться на другие, ещё "более элементарные" и т.д. Точно так же продвижение в космические дали не приблизит нас к конечному миру. Модная в научных кругах концепция "Большого взрыва" повествует о важном научном открытии, но не доказывает конечности мира. Она как бы запрещает ставить вопрос о том, что же было до этого взрыва. Такая постановка вопроса, будто бы, бессмысленна так же, так бессмыслен вопрос о том, что может быть севернее северного полюса.

Всякое деление какого-либо объекта условно, оно как бы лишает объект его целостного, системного качества. Однако без деления – мысленного или практического – познание чего бы то ни было невозможно. Поэтому ради более глубокого познания объекта необходим его анализ. Бытие – самый сложный объект изучения, но и оно ради его понимания должно быть подвергнуто мысленному анализу. С точки зрения человеческого восприятия бытие предстаёт в трёх аспектах: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Членение любого материального или духовного объекта на части предполагает, однако, и единство отдельных объектов и бытия в целом. Анализ необходимо предполагает синтез. Поэтому атрибутом бытия выступает связь его явлений. Диалектическая философия отстаивает тезис о всеобщей связи явлений бытия. Одни явления связаны непосредственно, другие – опосредованно, причём количество опосредований может быть очень велико. Осуществление связей есть движение, которое является способом существования бытия. Движение, означающее качественное изменение объекта называется развитием.

Ещё одним атрибутом бытия предстаёт отражение. Отражение есть способность одних объектов при воздействии на них других объектов частично воспроизводить свойства воздействующих объектов.Степень отражения в отражающих объектах различна: от изоморфного до гомоморфного. Изоморфным, например, можно условно считать отражение лица человека в ровном зеркале, поскольку имеется взаимно однозначное соответствие точек лица с точками его отображения в зеркале. Гомоморфным является след ноги какого-либо существа на земле. Отражение имеет место во всех случаях одностороннего воздействия или взаимодействия объектов. Однако следует помнить, что содержание отражения – не копия воздействующего объекта, а его знак.Даже отражение лица человека в ровном зеркале нельзя считать копией лица. В зеркале перевёрнута ось симметрии: левый кажется правым, а правый – левым. Кроме того, зеркало даёт двумерное изображение, а человек трёхмерен. Значение знаков известно посвящённым людям. Следопыты, например, умеют читать «книгу» природы.

Бытиюприсущи три временные и две пространственные характеристики. Временные характеристики выражаются словами "вчера", "сегодня", "завтра". Направленность времени для бытия в целом лишена смысла, поскольку бытие вечно, не имеет ни начала, ни конца. Но в некоторых областях бытия направленность времени существует в виде явления обратимости. Так, например, обратимо социальное время. Хотя протекание жизни каждого человека необратимо, повторяются образцы социальных отношений. Будучи, казалось бы, давно забытыми, возвращаются прежние формы правления государственный и общественный строй, прежние язвы общества. Время, переживаемое нами, есть возврат к началу ХХ века с его "диким" капитализмом, безработицей и формальной свободой при пустом кошельке. Кстати слово "революция" (re volution) первоначально обозначало астрономическое явление: движение по кругу с возвратом в исходную точку. В политический лексикон оно вошло в XVII веке, когда после революции средины этого столетия в Англии на престол возвратилась династия Стюартов.

Пространственные характеристики выражаются словами "здесь" и "там". Первое слово означает точку стояния рассуждающего индивида, хотя иногда в данное слово он включает и ближайшее чувственно воспринимаемое пространство. Второе слово означает всё, что находится за пределами точки стояния. Применительно к материальному бытию «здесь» и "там" конкретизуется в трёх координатах: высоте, длине, ширине. Материальные объекты трёхмерны, что же касается духовных объектов, к ним трёхмерность неприменима. Имеют смысл лишь высказывания "здесь", то есть, в данном произведении, суждении, образе и т.п. и "там", то есть в другом произведении или суждении, образе.

Мир без человека не представляет интереса для философии, поскольку в этом случае не было бы самой философии. Бытийствует не только тело, а и дух человека. "Каким образом у нас могла бы быть идея бытия, если бы нам самим не было присуще бытие и мы не находили бы таким образом бытия в себе"? – спрашивал В. Лейбниц. Правда и ложь, истина и заблуждение, наслаждение и страдание, радость и печаль равно существуют. Человек способен познать лишь очень ограниченный фрагмент бытия, включая самого себя в этот фрагмент. Одни свойства бытия он познаёт в личном опыте, другие принимает из опыта коллективного, включая в понятие коллектива не только настоящее поколение людей, а и прошедшие поколения. В опыте он познаёт противоречивость явлений бытия относительно своего рассудка, потребностей и желаний, связи между явлениями, развитие самих явлений, временные и пространственные отношения между ними. Поскольку бытие обладает структурностью, представляется возможным выделить некоторые виды бытия, хотя любое основание выделения небезупречно.

 

 

2.3. Материальное бытие и его состав.

 

По содержанию действительности бытие делится на материальное и духовное. Первым его признаком является объективность. Материальное бытие существует независимо от того, знает о нём человек или не знает, нравится оно ему или не нравится. В этом смысле оно объективно по отношению к человеку. Но в этом же смысле объективны Ваши мысли относительно меня и мои мысли относительно Вас. Поэтому вторым и главным признаком материального бытия является его чувственная воспринимаемость человеком. Как писал французский философ XVIII века П.Гольбах, «…по отношению к нам материя есть вообще всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».Материальное бытие есть всё, что человек воспринимает своими органами чувств: видит, слышит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус. Однако и в таком понимании материального бытия (материи) кроется большая проблема. Дело в том, что человеческие органы чувств чрезвычайно ограничены и несовершенны. Кошка видит в темноте, собака воспринимает около пятисот запахов, летучая мышь воспринимает ультразвук, а человеку всё это недоступно. Но ведь эти и многие другие нам пока неизвестные явления существуют! И они также представляют собой материальное бытие. Человеческие органы чувств усиливаются, как бы продолжаются в действии приборов (микроскоп, телескоп и др.), но сути проблемы это не меняет. Очевидно, существует нечто пока неведомое человеку. Оно тоже есть бытие, пока неизвестное человеку.

Длительное время (до конца XIX века) под материей понималось вещество, само слово "материя" означает вещество. Благодаря успехам в естествознании понятие материи расширилось, в него стали включать поле (электромагнитное, гравитационное, биологическое), а также плазму (газ, нагретый до температуры нескольких тысяч градусов). Кроме того, материя существует в трёх известных агрегатных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. Вода при неизменном химическом составе существует в виде льда, жидкости и пара. С учётом сказанного материальное бытие есть всё то, что существует независимо от сознания и воли человека, что было чувственно воспринимаемо в прошлом, чувственно воспринимаемо в настоящем и в принципе может быть воспринято органами чувств в будущем.

1.Бытие природы.Под природой понимается и ближайшая географическая среда и бесконечный космос, неорганический и органический мир, это неисчерпаемый объект познания и деятельности для всех поколений людей. Природу философы делят на первую и вторую. К первой природе относится всё то, что возникло без участия человека, ко второй – всё то, что создано трудом людей всех поколений. Человек – самое активное из всех живых существ на земле, он преобразует земли и воды, вышел в ближний космос. Люди освоили крохотный фрагмент природы, но не следует забывать и о ничтожно малой части природы пригодной для его обитания. Единство человека со Вселенной хорошо выразил индийский поэт Робиндранат Тагор: «Прекрасен материи тайный состав

И участь земного тлена:

Распавшись на части и тайною став,

Смешаться со всей Вселенной.

Я счастлив и рад, что от жизни былой

Останется главная истина в силе:

Я вечностью стану, я стану землёй,

Земной драгоценной пылью».

2. Бытие человека. Индивид имеет три бытийственных измерения: как тело, как особь Homo sapiens, как социально-историческое существо. В первом измерении тело принципиально не отличается от других тел, оно, как и другие тела, состоит из элементарных частиц, атомов и молекул. Отличия от других тел могут сводиться лишь к тому или иному набору частиц, атомов и молекул. Тело человека можно отнести к первой или второй природе, точнее, к той и другой одновременно. Во втором измерении Homo sapiens выделяется из сообщества животных наличием рассудка и, благодаря этому, способностью к более сложноорганизованному общению. В третьем измерении индивид предстаёт как деятель по отношению к другим индивидам. Наследственные отличия индивидов и воспитание играют решающую роль в том, какое место займёт данный индивид в социальной иерархии. Это жизнь человека, а не природы.

«Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаём

Себя самих лишь грезой природы». Ф.И.Тютчев.

3.Бытие общества. Общество не является совокупностью физических тел индивидов, оно представляет собой совокупность связей (то есть, действий) между ними. Многообразные действия людей, направленные друг на друга и есть общество. Индивидуальные отличия людей показывают их способность к творчеству – созданию чего-либо нового в сравнении с предшествующей практикой. Индивиды осознают самих себя, своё сознание, изучают взаимоотношения и регулируют их посредством нравственности, права и политики. В число новшеств входит и изменение отношений людей между собой. Поэтому материальным бытием общества можно считать всю массу практических действий, которые люди совершают друг относительно друга и которые чувственно воспринимаемы. Сюда входит и система отношений по поводу производства и воспроизводства необходимых людям для жизни вещей (пищи, одежды, обуви, жилищ, средств производства и др.) Основным видом отношения общения людей в материальном бытии являются отношения собственности на средства производства и предметы потребления. В материальном производстве люди совершают действия, адресованные либо непосредственно друг другу, либо созданным ими социальным институтам. Необозримая масса таких отношений и есть материальное бытие общества.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 992.