Функции философии в обществе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность философии, её роль и место в системе культуры наглядно проявляется в тех функциях, которые философия в большей или меньшей мере выполняет в любом обществе.

1.Мировоззренческая функция. Поскольку философия является мировоззрением, её главной функцией выступает развитие мировоззрения людей, интересующихся теми или иными явлениями личной и общественной жизни, а также явлениями природы. Занятия философией значительно расширяют кругозор человека, способствуют более глубокому осмыслению ранее известной информации, порой приводят к переоценке ценностей, побуждают иначе оценивать поступки людей. Увлечение философией помогает гораздо глубже постигнуть смысл личной жизни и с этой точки зрения иначе относиться к событиям общественной жизни. Карьера, жизненный путь человека видятся в ином свете. Поиском этого смысла жизни давно уже занимаются философы Запада. Изобилие жизненных благ не избавило пресыщенных людей от мучительных философских вопросов. Люди иногда ищут забвения в мистических учениях Востока. Мировоззрение поднимает человека над суетой житейских забот и переживаний. Если всё возникло из праха и в прах обращается, как следует использовать лотерейный билет судьбы, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, на что следует потратить дни своей жизни?

2.Познавательная функция. Наряду с обыденным, научным и другими видами познания существует философское познание. Его специфика задаётся природой любого мировоззрения и объектом исследования – человеком. Наука не слишком успешно изучает человека в многообразии его жизнедеятельности. Экономическая теория изучает стимулы хозяйственной деятельности, социология – ценностные ориентации, история – участие людей в наиболее значимых событиях и явлениях и т.д. Каждая из них как бы режет целостного человека на части и изучает каждую часть в отдельности. Лишь мировоззрение объединяет части в целое, выясняет самое главное в человеке – его природу – и устанавливает смысл бытия человека. Как писал известный русский философ Н.А.Бердяев, "главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы вне человека, отрешённо от человека". Разумеется, философия изучает не столько индивидуальное, сколько общественное поведение человека. Философское познание характерно обобщением, типизацией разрозненной информации, поиском противоречий в любом объекте исследования.

3.Методологическая функция. Слово «методология» происходит от слова «метод». Метод отвечает на вопрос: какпознавать тот или иной объект. Истинность результата исследования зависит от истинности применяемого метода. Как писал К.Маркс, не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. Существуют различные методы исследования. Их разработка ведётся в рамках общенаучной методологии, методологии групп родственных наук, методологии одной науки и даже методологии решения отдельной проблемы. Подбор метода, адекватного цели исследования примерно то же, что подбор ключа, которым можно открыть замок. Всё это совершается в рамках группы наук или отдельной науки. Что же касается философии, она обосновывает лишь принципиальную познаваемость объектов. Философия изучает сущность знания как такового, его источники и формы существования, обосновывает истину как конечный результат познания и её критерии. Благодаря этому она выступает в роли методологии познавательного процесса, то есть, обоснования, «технологии» процесса познания. Первостепенная роль при этом отводится принципам познания. Принцип есть идея, которой любой человек последовательно руководствуется в познании и практике.Принципы выступают обобщением всего предшествующего опыта научного и ненаучного познания. Поэтому они являются условием научной истины и связывают воедино самые разные области знания. Если конечной целью науки является получение объективно истинного знания, то не имеет значения ни объект, ни предмет науки. Попыткой скрыть методологическую беспомощность общественных и гуманитарных наук являются многословные суждения о специфике этих групп наук. Нет ничего общего между астрономией и генетикой человека, геологией и физиологией животных, физикой и экономической теорией (возможно, единственной общественной дисциплиной, которую можно назвать наукой), однако представители этих наук стремятся к истине и не педалируют тему специфики.

4.Критическая функция. Древнегреческая мудрость оставила потомкам завет: сомневайся во всём, всё подвергай сомнению. Этот завет не следует понимать как призыв к нигилизму и скептицизму. Подвергать сомнению – значит не принимать на веру и самому исследовать вопрос. Критика есть не только обличение, демонстрация недостатков. Одно из значений слова "критика" – это исследование, изучение чего-либо. Любое исследование предполагает оценочное суждение об объекте исследования. Оценки философов часто не совпадают с мнением начальства или толпы. В этом начало драмы, если не сказать трагедии философа и философии. Подвергся репрессиям философ Анаксагор, казнён Сократ, в опалу попал Платон, бежал из Афин Аристотель. Список репрессированных философов продолжается и в последующие времена вплоть до последних съездов КПСС, на которых всегда ругали философов.Некоторые из них поплатились не только партийным билетом.

Противоречиво отрицательное отношение к философии и философам хорошо показал русский философ НА.Бердяев: «Философы всегда составляли небольшую группу человечества, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию


не любят люди религии, теологи, иерархи церкви и простые верующие, не любят учёные и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйственной. Но люди, уже власть имеющие или к власти стремящиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хозяйственной или стремящиеся её играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего, они не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остаётся непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема". Сам же Н.А.Бердяев даёт ключ к её решению: "Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию".

В критической функции следует различать два вопроса. Первый из них состоит в том, что, испытывая необходимость в развитии мировоззрения, люди не желают обременять себя изучением философии. Практической пользы от философии – никакой, а извилины мозга надо напрягать не меньше, чем при полезной работе. Второй вопрос состоит в противоречии философских суждений нашим таким ясным взглядам на жизнь. Мало того, что от философии нет пользы как, например, от математики, так она ещё дерзит и опровергает наше единственно верное учение. Поэтому "философией" обывателя становится здравый смысл, а метод деятельности – пробы и ошибки. Тем удивительнее попытки неких тщеславных личностей считать себя философами. Они не прочь блеснуть на людях цитатой из сочинений модного философа, дабы и самому прослыть таковым. Но по существу книжная философия для обывателя – нечто не только чуждое, а и враждебное. Вредной философию считают теологи, поскольку она нередко противоречит догмам церкви, политики, поскольку философия подрывает почтение к власти, учёные, поскольку она неконкретна и туманна, журналисты, поскольку она показывает пустоту их репортажей. Философию в средние века пытались сделать служанкой церкви, в новое время служанкой науки, в советскую эпоху служанкой идеологии. Всегда, когда это удавалось сделать, культура деградировала.

5.Воспитательная функция.Древние философы шли дальше философов современных – они личным примером, примером личного образа жизни доказывали истинность своих идей. Некоторые из них принципиально ничего не писали, а вели устную проповедь. Философия для них была не менее священна, чем религия, поэтому кощунственной представлялась связь философии с какой-либо выгодой. Например, Сократ, не оставивший после себя письменных сочинений, возмущался по поводу преподавания философии за деньги, как это делали «учителя мудрости» - софисты. Преданность философии ассоциировалась с аскетизмом и бедностью. Но дело тут не бедности, а в отношении к ней и к богатству. Философ Гераклит принадлежал к царскому роду. После свержения царской власти в его родном городе Эфесе Гераклит, в отличие от многих, не покинул город. Передав функции жреца брату, Гераклит жил бедно и одиноко. Он презирал «скотское насыщение» и провёл последние годы жизни в горной хижине. Философ Анаксагор имел земельные владения в полисе Клазомены, занимал там высокое положение, однако отказался от всего ради бесправной жизни в Афинах. Истинной родиной Анаксагор считал всё мироздание, он полагал, что родился для созерцания Солнца, Луны и неба. До конца жизни сохранил величественный образ мыслей и высокое достоинство. Ради познания мира растратил богатое отцовское наследие Демокрит, за что и был предан суду в родном городе Абдеры. Правда, суд оправдан Демокрита, когда он отчитался о проделанной работе. Бедственно жил оболганный современниками и потомками философ Эпикур, а также раб-философ Эпиктет. По поводу воспитательной функции И.Кант писал: «…ценность философии – это ценность морального практического разума и направлена на конечную цель… формировать людей с лучшим образом мыслей».

В другие эпохи философией занимались люди не очень бедные, но не всегда мужественные. Воспитание философией понимается не как назидание и контроль за поведением людей, а как объективное влияние философии на человека, который ею занимается. Длительная деятельность в рамках какой-либо профессии накладывает отпечаток на личность данного индивида. В неформальной обстановке инженеры не удержатся от разговоров о технике, предприниматели – о бизнесе, учителя – о школе и т.д. Не составляют исключения и философы. Неприязненное отношение к философам породило их карикатурные образы. Особенно популярен в этом смысле Диоген Синопский, который и философом то не был. Его житие в бочке (пифосе) было опошлением образа философа. На тысячелетия возник стереотип, согласно которому философы « оторваны от жизни», им бы только жить в бочках или башнях из слоновой кости. Сквозь тысячелетия до наших дней дошли идеи философии стоиков. Как раб Эпиктет, так и император Марк Аврелий высказывали сходные взгляды. Ничтожна слава, ничтожны деньги перед лицом прошедших и будущих поколений людей. Марк Аврелий завещал: живи так, как будто, это последний день твоей жизни. Нынешние философы – не стоики, но те, кто чувствует смысл философской проблематики, "не умеют жить". Они не стремятся занимать престижные должности, не выдвигают свои кандидатуры в…, обходятся даже без медалей и хвалебных грамот. Философы не праведники, но во многих сочинениях чувствуется тоска по какой-то другой, несостоявшейся жизни. Тщетность, мелочность и суета слишком очевидны, и потому не привлекают того, кто ощутил вкус мысли.

6.Идеологическая функция. Слово "идеология" появилось в конце XVIII века и означало учение о происхождении и развитии знания. Введённое в оборот французскими просветителями это слово, возможно, не прижилось бы в лексиконе. Путёвку в жизнь ему дал император Наполеон I, который изложил весьма своеобразное представление о социальной структуре общества. Наполеон делил общество на два разряда: в первый входили деловые люди (банкиры, промышленники, военные, естествоиспытатели, купцы), во второй разряд – юристы, журналисты, просветители, теологи и другие, которых Наполеон презрительно окрестил "идеологами". Надо завоевать какую-нибудь страну, а потом поручить идеологам обосновать необходимость завоевания. Циничное высказывание Наполеона привлекло внимание общественности к слову "идеология". В XIX веке первоначальное значение слова изменилось и приобрело современное значение: идеология – это пристрастное, агрессивное знание, выражающее интересы своего носителя (класса, нации, расы, религиозной, возрастной, половой, профессиональной группы). Каждая большая социальная группа имеет свою идеологию, над которыми возвышается идеология государства. Именно идеология государства чаще всего пытается использовать философию в интересах правящих кругов.

Философия в некоторых случаях объективно выполняет идеологическую функцию. Иногда личные взгляды философа совпадают с господствующими в обществе представлениями. Так, например, когда Аристотель оправдывал рабство, он не выполнял "социальный заказ". В его время многие считали, что природа создаёт одних людей свободными, других – рабами. Отсюда и мнение Аристотеля о рабе как говорящем орудии. В других случаях ради свободы творчества философ идёт на компромисс с властью. Например, Гегель утверждал прусскую монархию как венец общественного развития, хотя из его системы и метода этот вывод вовсе не следовал. «Всё действительное разумно, всё разумное действительно», - писал философ. Многие в его время неверно поняли данный тезис. Действительным, а, следовательно, разумным Гегель считал необходимое, то, что должно было появиться и существовать. С этой точки зрения прусская монархия вовсе не была необходимой. Иногда философ сознательно становится на сомнительный путь оправдания власти и служения ей. В этом случае он прекращает своё существование как философ, поскольку функция пропагандиста власти противоречит критической функции философии.

 

 

Раздел 2. Онтология – философское учение о бытии.

 

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.