Духовное бытие есть существование всего того, что человек не воспринимает органами чувств или при помощи приборов, но что присутствует в его личной жизни и жизни других людей.Духовное бытие есть существование явлений сознания, духа. Духовное бытие делится по субъекту на бытие Бога в идеалистической философии и теологии, бытие индивида и бытие общества. О Боге "известно" немного – это либо религиозные легенды, либо интуитивные представления умозрительной философии.
Духовное бытие индивида есть его мышление, знания, внимание, память, интуиция, чувства, вера. Эти элементы духовного бытия индивида являются основными по отношению к производным от них: знаниям, убеждениям, ценностям, идеям и идеалам. Духовное бытие человека проявляется в явлениях его сознания: самосознании, операциях с логическими понятиями, религиозной вере, творчестве, получении и обработке знаний, создании образов, выработке ценностей, идей и принципов. Последний из великих греческих философов Плотин выделяет в духовном бытии человека три уровня. Первый – высший, на котором происходит отдохновение в Божественном. Чтобы выйти на этот уровень, надо пробудиться от своего тела, придти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира. Только так можно приобщиться к красоте, прожить лучшие дни своей жизни. Но долго пребывать в таком состоянии человек не может: он опускается на второй уровень – рефлексии и рассуждения. Это уровень, на котором человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов реальной жизни. Третий уровень – низший. Здесь господствуют инстинкты и страсти. Это уровень психики, показывающий человека как животное. Собственно это уже не есть духовное, так как признание в качестве элементов духовного инстинктов и страстей означало бы наличие духовного у животных, например, у собаки.
Духовное бытие общества – это его психология, идеология, обыденное знание, наука, искусство, нравственность, религия, история, обычаи, обряды, праздники, фольклор. Иначе говоря, духовное бытие общества есть его культура, которая воплощается в самых разнокачественных объектах. Если материальное бытие объективно по отношению к человеку, то не менее объективно и духовное бытие. Кроме того, в духовном бытии острее стоит проблема внедрения его явлений в индивидуальные сознания. В этом смысле духовное бытие делится на необъективированное и объективированное.
Объективация представляет собой признание, воплощение, закрепление духовных образований в сознании некоего множества людей. К первому виду (необъективированному духовному бытию) относится то, что ещё не отделилось от своего творца или носителя, что не вышло за пределы творца. Таковы непрочитанные и неизвестные никому стихи поэта, никому не показанное полотно художника, непереданная мысль, недоказанная идея. Необъективированным оказался второй том "Мёртвых душ", который Н.В.Гоголь сжёг в печи. Необъективированным является и то, что не признано, отвергнуто обществом. Это либо бездарное творение, "сумасшедшая" идея, либо произведение, намного обогнавшее своё время и потому не понятое людьми. К данному виду духовности следует отнести научные открытия и технические изобретения. Одно дело разработка "вечного" двигателя и совсем другое обоснование работы парового двигателя. Несбыточность первого и огромная ценность второго постигла одна и та же участь: они не были признаны обществом. Лишь в первой половине XIX века паровой двигатель был наконец-то "объективирован". Объективация на уровне общества также представляет собой воплощение духовных достижений (в данном случае общества), которое не отделилось от данного общества, то есть не распространилось на другие народы, в другие культуры. Например, чайный этикет может быть принят только в одной стране Азии, но оставить равнодушными иные народы. С другой стороны, изобретение бумаги, компаса, системы счисления распространены по всему миру.
В вопросе об объективации проявляется противоречие индивидуального и общественного духовного бытия. Противоречие заключается в том, что многое из личного мира человека не входит в духовное бытие общества. Хотя индивид – член общества, далеко не всё, чем он живёт, становится значимым для всех. Лишь обобщение, сведение к «общему знаменателю» множества индивидуальных сознаний позволяет представить их общественное значение. Общественное духовное бытие, обозначенное выше, представляет собой обобщение множества индивидуальных миров, обобщение того, что значимо для всех или большинства членов общества.
Автор идеи, произведения, открытия расстаётся со своим детищем. Оно отчуждается от своего создателя и живёт собственной жизнью. Объективация бывает идеальной, когда духовное явление существует лишь в памяти народной и передаётся из поколения в поколения. Это сказки, мифы, приметы погоды, моральные заповеди, исторические знания и др. Такая ситуация характерна при отсутствия письменности или неграмотности большинства членов общества. В настоящее время, правда, идеальная объективация существует независимо от грамотности в рекламе наскоро сработанных безголосых "звёзд" эстрады. "Звёзды" жаждут быть узнаваемыми толпой, занимать центральное место в умах поклонников и слыть не менее чем легендарными. Не менее сильна жажда славы у политиков и простого люда. Славолюбие некоторых публичных лиц по силе сопоставимо разве что с оргазмом. Простолюдин несколько дней парит над землёй после того, как его имя пропечатают в газетке или покажут физиономию по телевизору. Как говорил один из персонажей бессмертной комедии «За двумя зайцами», «вы что-то одно, а мы что-то другое». Материальная объективация означает отражение какого-либо духовного явления в материальном объекте. Этот вид объективации существует главным образом благодаря изобретению письменности и распространению грамотности. Письменность сыграла такую роль в культуре, которую трудно переоценить. Благодаря письменности мы можем кое-что знать о жизни людей седой древности, сопоставить настоящее с прошлым. Значительную роль в объективации духовного бытия сыграли наскальные рисунки людей, живших десятки тысяч лет тому назад.
Материальное и духовное бытие взаимосвязаны. Материя без человека, разумеется, может существовать, но это будет уже не человеческий мир, а просто мир. В человеческом мире материальное не может существовать без духовного. Дому, машине, одежде и т.д. предшествует мысль, образ, проект. Но и идеальное содержание не может существовать без материальной формы. Мы видим знаки, слышим звуки, они материальны. Значения, смыслы, образы духовны, вне материальной оболочки они не могут быть восприняты человеком. Нельзя видеть радость или печаль, мы видим лишь мимику, слышим звуки, благодаря которым воспринимаем их духовное значение. Абсолютное противопоставление материального и духовного корректно лишь в рамках познания, то есть, когда человек познаёт окружающий мир. В онтологическом аспекте, с точки зрения бытия это противопоставление весьма условно и некорректно.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 390.