Философия и наука: взаимодействие, сходства, различия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Соотношение философии и науки – одна из вечных тем. Философия может существовать без науки как, например, буддизм или экзистенциализм, исходящие из религии или проблематики бытия человека. Однако большинство философских систем связано с наукой, поскольку она даёт философии много разнообразного материала для обобщений. Кроме того, многие философы являлись одновременно и учёными. По отношению к науке философия делится на научную и ненаучную. Слово "научная" не является свидетельством непогрешимости, как это толковалось в недалёком прошлом нашей страны. Слово «научная» означает лишь опору философии на науку и ничего больше. Связь философии с наукой трактуется весьма широко: от признания философии царицей наук до непризнания её в качестве науки, подобной классическим наукам. Царицей наук философия признавалась не потому, что из неё вышли, отпочковались другие науки. Некоторые науки возникли раньше философии, например, математика или астрономия, следовательно, не могли «отпочковаться» от «царицы наук». Другие науки, например, правоведение, история, география, возникли примерно в одну историческую эпоху с философией и вне связи с ней. Науки, возникшие позже философии, также не имели связи с ней. Царицей наук философию считали за то, что в ней резюмировалась социальная ценность научного знания для населения. Считалось, что любое знание ведёт к мудрости, поэтому рост знания ассоциировался с приращением мудрости. Объектом философии выступает весь мир, и чем более непротиворечиво сведены разнообразные сведения наук в единое целое, тем выше ценность философского знания.

В новое время в связи с большими успехами естественных наук философия начинает пониматься как одна из наук. Роль философии была радикально переосмыслена в зародившемся в начале XIX века учении позитивизма. Один из создателей этого учения О.Конт отвёл философии как науке особую роль – обобщать и систематизировать материал, добываемый другими науками. Такое понимание философии до сих пор разделяется некоторыми учёными и философами различных стран. Например, в философии марксизма-ленинизма её первый раздел –диалектический материализм – был обобщением данных естественных наук, второй раздел – исторический материализм – обобщением истории, социологии, политологии, политической экономии. Учёные и философы ощущают инородность философии в системе наук, но называют её особой наукой. Словечко "особая" лишь затемняет суть дела. Следует всегда помнить обстоятельства возникновения философии, предназначение философии, как оно понималось древними греками. Никакие успехи наук, никакое радикальное изменение образа жизни людей не изменяет сущности новой формы мировоззрения.

Слово "наука" имеет два главных значения. Во-первых, наукой называют всякую развитую систему знания как явление культуры. В этом значении всё, что добыто человеческим рассудком и выражено в чётком систематизированном виде есть наука. Кроме известных областей обществоведения и гуманитарного знания к науке следует отнести теологию, хиромантию, уфологию, астрологию и другие экзотические области знания. Во-вторых, наукой называют знание, содержащее в себе предвидение и имеющее прикладное применение. Таковы естественные, сельскохозяйственные, медицинские и технические науки. Правда, деление это не совсем корректно, так как некоторые общественные науки имеют прикладное применение (например, правоведение, экономическая теория, социология), а, с другой стороны, не все естественные науки приносят практическую пользу (например, география, ботаника, зоология). То же можно сказать и о способности к предвидению. Философия относится к первой группе наук. Любая наука во втором её значении рано или поздно окончательно решает свои проблемы и больше к ним не возвращается. Добытое знание становится классикой, всеобщим достоянием. К этому знанию привыкают как к таблице умножения, созданной Пифагором.

Не так дело обстоит в философии. Она сходна с наукой главным образом в одном пункте: рационально организована, имеет собственный категориальный аппарат (систему понятий). Но в каждую историческую эпоху люди снова и снова возвращаются к, казалось бы, давно решённым вопросам о свободе, справедливости, истине, смысле жизни, судьбе, предназначении человека и др. Этот возврат объясняется изменившимся эмпирическим базисом философии. Возникли иные обстоятельства, которых не было у предшественников, имеющееся мировоззренческое знание уже мало чем полезно человеку и больше не может быть руководством к действию. К примеру, женщина, жившая в XVIII веке, вряд ли, согласилась бы даже за очень большие деньги сняться обнаженной в порнографическом фильме. Причина её поведения заключается не в отсутствии кинематографа в данном столетии, а в мудрости этого времени. Дело не только в религиозной морали, а в общей ситуации того времени. Решившейся на указанный поступок женщине была бы уготована участь взойти на костёр. То ли дело наше время. Кроме презрения знавших её людей, женщине ничто не угрожает, ей лишь бы платили хорошо. А перед мыслящим человеком встаёт вопрос: что такое разврат и каков его предел? В чём заключается достоинство человека?

В истории философии известен так называемый «скандал в философии». Это понятие введено И.Кантом в его полемике с английским философом Дж, Беркли, который не признавал достоверность познания мира. Более ясно выразил «скандал в философии» один из основателей социологии Огюст Конт. Он обвинил философию в том, что за 25 веков своего существования она в сравнении с наукой окончательно не решила ни одной проблемы. В плане соотнесения с наукой «скандал в философии» понимается и современными философами. Так, например, экзистенциалист Карл Ясперс считал: «…то, что из непреложных оснований признаётся каждым, становится тем самым научным знанием, уже не являясь больше философией, и относится к конкретным областям знания». Выходит, что если все учёные признают существование, например, врождённых идей, это перестанет быть философской идеей и станет фактом науки. Тема «скандала в философии» созвучна обыденному сознанию, которое нередко ставит вопрос: зачем нужна философия? Она темна, трудна для понимания, следовательно, не нужна. Видимо так понимали предназначение философии и руководители Советского государства, отводившие ей роль пропаганды идеологии.

Кроме отличия в практическом применении имеются и другие существенные отличия:

1.Конечный результат философствования – субъективная истина, конечный результат научного исследования – объективная истина. Субъективная истина есть идея, выражающая доминирующие в данную эпоху ценности большинства членов общества. Например, в средние века высшим интеллектуальным авторитетом обладала Библия, все её суждения считались истиной в последней инстанции. Когда Понтий Пилат спрашивал Христа: "Что есть истина?", он хотел понять ценность идеи, которую проповедовал Христос. В советскую эпоху субъективной истиной была идея коммунизма. В настоящее время одной из истин, берущей начало в философии прагматизма, считается жизненный успех в любом престижном виде деятельности. Страна людей, руководствующихся данной истиной, стремится во всём быть "самой-самой". Она строит самые высокие дома, самые большие самолёты и теплоходы, больше всех производит боевиков и кока-колы и т.д. Одной из современных философских истин является идея необходимости гармонизировать отношения между обществом и природой в глобальном масштабе, в противном случае потомков ждёт весьма трудное будущее. Субъективная истина важна своей актуальностью сегодня, а не завтра. Завтра появится новая истина такого рода, она охватит умы людей и подвигнет на новые дела. К. Маркс был прав, говоря, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Впрочем, философские истины не всегда овладевают массами, однако, от этого их сущность не меняется.

Объективная истина науки – это знание о конкретных вещах, явлениях и процессах, которое не зависит ни от отдельного человека, ни от человечества. Тут возникает противоречие: знание –факт сознания индивида и в то же время знание от этого индивида, будто бы, никак не зависит. Противоречие снимается тем, что как бы люди не представляли себе тот или иной объект, одно и только одно знание о нём может быть истинным. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Такое знание не дано изменить никому из людей, что бы они не думали о химическом составе воды. Как бы люди ни представляли себе форму Земли – как диска, шара, многоугольника – истинным о нём будет одно и только одно знание. Оба вида истины проверяются временем. Человечество продвигалось вперёд благодаря и философской, и научной истине. Но следует признать, что наука сделала для прогресса человечества гораздо больше, чем сделала философия. На основе научных истин стали совсем иными производительные силы общества и быт людей. За последние два столетия наука преобразила общество больше, чем оно изменилось за всю историю своего существования.

2.Философия национальна, а наука интернациональна. Философия выражает культуру породившего его общества. Она применяет аксиоматический подход. Это означает, что в начале своих рассуждений философ исходит из постулатов, обычно не доказываемых (поскольку доказать их, равно как и опровергнуть, невозможно), а принимаемых на веру. Дальнейший ход рассуждений основан на исходных постулатах. Так, например, если философ признаёт приоритет духа над материей, все его дальнейшие суждения будут идеалистическими, если же философ – материалист, его последующие суждения будут материалистическими. Таким образом, философская мысль как бы движется по кругу: от одного сложного понятия к другому. По этому поводу Гегель писал: «Философия образует круг; у неё есть нечто первое, непосредственное, недоказанное, не являющееся результатом, так как она должна с чего-то начинать. Но то, с чего философия начинает, есть лишь непосредственно относительное, так как в другом конечном пункте оно должно явиться как результат. Она есть последовательность, которая не висит в воздухе, не непосредственно начинающаяся, но образующая круг».

Слово «национальная» в данном контексте не следует понимать как привязку философии к данной нации, заключённой в государственные границы. Под нацией понимается совокупность людей, в культурах которых имеется много общего. Так очень условно можно выделить западноевропейскую, восточнославянскую, арабскую и другие «нации». Довольно легко по проблематике, по используемым понятиям отличить восточную философию от западной, несмотря даже на различные философские течения "внутри" данных культурных ареалов. Если культура общества настолько развита, что способна породить собственную философию, эта философия не может не быть национальной. В силу данного обстоятельства, по меньшей мере, декларирует свою независимость от других национальных философий. Гораздо чаще она нетерпима по отношению к другим философиям, что объясняется не столько личностями философов, сколько различиями проповедуемых ценностей. В силу данного обстоятельства в философии никогда не было господствующей парадигмы, каждый крупный мыслитель создавал свою собственную философскую систему. Космополитизм ХХ века несколько сблизил национальные системы ценностей, но далеко не всё население планеты приняло ценности Запада.

Наука использует гипотетико-дедуктивный подход, называемый некоторыми философами методом. В действительности применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная мысль в отличие от философской движется от наиболее простого, элементарного понятия ко всё более и более сложным, причём каждое из них не декларируется, а доказывается. Поэтому наука демократична и интернациональна. Всё должно предстать перед критическим судом мысли. Наука терпима к другим наукам. Более того, на стыках наук возникают новые науки, например, бионика. Наука охватывает, связывает весь мир, ломает национальные барьеры, создаёт международное сообщество учёных. Не существует национальной астрономии, физики, экономической теории, социологии и др. Лишь лица определённой ориентации способны создавать ту или иную "национальную" науку.

3.Философия может существовать без науки, хотя и теряет многое в убедительности и доказательности. Эта особенность объясняется эмпирической основой философии. Любое знание явно или неявно исходит из некоего множества явлений, воспринимаемых путём пассивного чувственного созерцания и фактов практической деятельности. Сами по себе ощущения, восприятия, представления и практические знания не являются философией. Они лишь "сырьё" философии, перерабатываемое в мозгу философа. Таким сырьём может выступать не только созерцание и практический опыт, но и догматы веры, художественные образы, исторические события и др. Это эмпирический базис философии. Обобщённый и синтезированный мышлением философа, он превращается в философскую концепцию, выражающие ценности общества. Известны европейская философия экзистенциализма и азиатская философия буддизма. Когда в качестве эмпирического базиса выступают данные науки, философия становится научной.

Наука не может существовать без философии, так как ей необходимо мировоззренческое обоснование. Наука не может развиваться впотьмах, каждое её достижение должно быть вмонтировано в предельно широкую картину мира. Ни одна из наук не способна создать такую картину, поскольку эта задача выходит далеко за переделы её предмета. В то же время науке претят размытые, неконкретные суждения философов. Учёные полагают возможным создание чёткой, непротиворечивой картины мира. Иногда значительные научные открытия они принимают за философские истины. "Наука сама себе философия", - гордо заявлял один из основоположников позитивизма О.Конт. С тех пор неоднократно предпринимались попытки подменить философию наукой. На роль философии обычно претендует какая-либо наиболее развитая наука: механика, физика, биология, психоанализ, лингвистика и др. Так, например, советский философ В.Наимов писал: «Что-то малопонятное происходит в самой философии. Создаётся впечатление, что она перестала развиваться. Всё превратилось в сплошное комментаторство сказанного ранее. Уместно напомнить и то, что М.Хайдеггер на склоне лет писал: философское мышление должно уступить место современному технизированному мышлению. Да, философия наших дней, несомненно, находится в кризисе. Надо признать и смириться с тем, что философия должна будет стать дисциплиной, сопричастной экспериментальной деятельности». С данным философом можно согласиться в том, что философия находится в кризисе. Она занимается комментаторством именно благодаря позитивизму, рудименты которого существуют и поныне. Но нельзя согласиться с превращением философии в одну из наук. Представители какой-либо отдельной науки исходят, как правило, из материала своей науки, не понимая природы философии как мировоззрения. Хотелось бы видеть эксперимент, в котором была задана какая-либо судьба человека. Любая отдельная наука или все науки в целом не могут заменить философию, равно как и философия не может заменить науку или науки в целом.

 

Объект философии.

 

В рационалистической философии имеет место не только различение субъекта и объекта познания, но и различение объекта и предмета познания, которые нередко смешиваются, вызывая путаницу в мыслях. Объект любого процесса познания есть фрагмент объективной или субъективной реальности, на который направлена мысль исследователя или коллектива исследователей. Объектом исследования для астронома могут быть космические тела или физические эффекты космоса, объектом экономиста – экономические отношения, ботаника – определённые растения, историка – содержание, последовательность и связи событий, химика – молекулы и молекулярные соединения, юриста – правовые отношения и т.д.

Объектом философии являются вовсе не наиболее общие законы природы, общества и мышления, как утверждал марксизм-ленинизм. В этом случае за пределами исследования оказывается ряд мировоззренческих проблем, что и происходило в известное время. Объектомфилософии является не мир как таковой и даже не человек (это предмет разных наук), а его отношение к миру. Это отношение многогранно, оно включает в себя разные стороны или аспекты, может быть представлено в виде совокупности различных отношений.

1.Познавательное отношение. Прежде, чем что-либо делать, человек должен иметь информацию о среде обитания. Существуют разные виды познания, о чём речь пойдёт позже, но познавательное отношение человека к миру является исходным. К нему следует отнести и практическую деятельность, поскольку практика – основа познания.

2.Религиозноеотношение. Предпосылкой религиозности является слабость человека перед силами природы. В каждой молитве он о чём-то просит божество, поклоняется ему и рассчитывает на его милость. В этом нет ничего предосудительного, такова уж природа человека. Видимо, нет людей нерелигиозных, вопрос не в том, есть Бог или нет его, а в том, кто как понимает Бога.

3.Художественноеотношение. Через созерцание природы человек постигает красоту, возвышенное и стремится выразить их в художественных образах. Без художественного отношения не было бы мифологии, да и религия была бы менее убедительной. В художественных произведениях природа выступает не только как объект, но и как субъект, участник человеческой жизни.

4. Экономическоеотношение. Оно выражается в том, что люди берут от природы средства к существованию. Причём они не могут жить исключительно за счёт относительно пассивных видов деятельности: собирательства, рыболовства, охоты и др. Они вынуждены преобразовывать вещество природы. Материальное производство есть преобразование вещества природы в необходимый человеку продукт. Для материального производства необходимы всё более обширные природные ресурсы. За ХХ век люди извлекли из недр земли полезных ископаемых больше, чем за всю историю человечества вместе взятую. Учёные уже давно говорят о том, что следующее столетие станет, возможно, последним по части исчерпания ресурсов.

5.Экологическое отношение. Данное отношение связано в первую очередь с материальным производством. Безумная гонка за прибылью и сверхприбылью не только исчерпывает невозобновимые ресурсы, но и загрязняет, делает малопригодной географическую среду обитания. Как писал Е.Евтушенко, всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды. Преступно легкомысленны не только производители, но и потребители материальных ценностей. Миллиарды и триллионы выброшенных полиэтиленовых пакетов, банок для пива и других напитков - памятник этой легкомысленности. Культура способна сохранять природу, она же способна превратить её в пустыню.

6. Нравственноеотношение. Природа учит человека правильному поведению, показывает ему образцы нравственного и безнравственного поведения. Стихии природы трудолюбивы. Капля камень точит, ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч и т.д. Известны своим трудолюбием муравьи и пчёлы, собака – преданностью хозяину, лебедь – верностью подруге и т.д. В свою очередь человек отвечает природе бережным к ней отношением. Он готов бороться за родные края, какими бы они даже ни показались непривлекательными для чужестранцев. Пигмеи не мыслят жизни без леса, бедуины без пустыни, эскимосы без снега и т.д.

7.Политическоеотношение. Природа являлась и является в настоящее время объектом политических притязаний. В недалёком прошлом возникли концепции геополитики, авторы которых обосновывали и оправдывали захват территорий, на которых обитали другие народы. История человечества переполнена примерами войн за природные ресурсы. Благодаря открытию Америки Колумбом, началась капитализация стран Западной Европы. Последний пример – оккупация США и их приспешниками. Если бы Ирак был славен урожаями капусты, а не запасами нефти, никому не было бы интересно, какой в стране политический режим и кто его установил.

8.Правовоеотношение. Люди пытаются регламентировать не только своё отношение друг к другу, но и к природе. Известно существование гражданского, земельного, экологического права, которые выражают отношение людей к природе. Видимо, на очереди возникновение лунного права, раз уж И.Сталин в 1945 году предлагал президенту США Ф. Рузвельту разделить Луну. В США это предложение не оставили без внимания и стали позже распределять участки лунной поверхности. Одни люди покупают участки, надеясь оставить их в наследство потомкам, а уж те не продешевят и продадут их кому-нибудь по выгодным для владельцев ценам. При всей фантастичности таких сделок они не лишены основания. Не очень давно колонизаторы таким способом продавали земли, на которых сотни, а то и тысячи лет проживали другие народы. Колонизаторы не интересовались мнением этих народов. Но даже если данная территория необитаема, как, например, Антарктида, она всё равно является потенциальным объектом правовых притязаний. Например, государство Чили выдвигает претензии на Антарктический полуостров и от него – аж до Южного полюса. Существует, будто бы, договор, по которому Чили принадлежит данная территория.

9.Философское отношение. Выражается в синтезе всех отмеченных отношений, синтезе, который, в конечном счёте, включает человека во всеобщую картину мироздания. Философия как мировоззрение представляет собой создание такой картины и определение места человека в ней.

Возможно, отмечены не все грани отношения человека к природе, однако всем им присуще одно: они являются объектом философствования, а не предметом философии.

 

 

Предмет философии.

 

Изучение основ любой науки и связанной с ней учебной дисциплины начинается с усвоения её предмета. Хотя философия не является наукой, её изучение также начинается с разъяснения содержания предмета. Предмет как бы задаёт тон всему последующему изложению учебной дисциплины. Предмет философии или науки есть постоянно действующий интерес исследователя в объекте исследования.

Философия отличается не только от науки, но также от религии и искусства. Она опирается на знание, в том время как религия - на фетишистскую веру, а искусство – на образ. Философия требует доказательности, религия – убеждённости, искусство – выразительности. Несмотря на эти различия, религия и искусство всё же более близки философии, чем наука. Роднят их с философией общая проблема бытия человека в мире, которую каждая область духовной жизни постигает присущими ей средствами. Философия – это систематизированное мировоззрение, предметом которого являются наиболее существенные проблемы бытия человека: познание мира, истина и её грани, свобода, судьба, предназначение человека, смысл жизни, добро и зло, справедливость и др. Что бы ни познавал человек, что бы ни делал, всё в конечном счёте сводится к вопросу о смысле человеческой жизни, к оправданию его существования на земле. Как писал И.Кант, в философских исследованиях заложены вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что смею надеяться? Эти вопросы сводятся к более общему вопросу: кто есть человек? Даже познание природы не свободно от указанных вопросов, поскольку причина познания указывает не только на сиюминутную актуальность, но и общий смысл процесса познания.

Говоря более конкретно, предметом философии является мудрость. Применительно к рассматриваемой области духовной деятельности этимология слова «мудрость» удивительно точно передаёт смысл занятиями философией. Философия возникла как ответ на поиски мудрости, столь нужной древним грекам. Однако необходима она и современным людям. Некоторые философы писали в своих книгах об изменении предмета философии в ходе её исторического развития. Но если изменялся предмет философии, действительно ли перед нами была философия? Нет, это было уже нечто иное, отличное от философии: возможно, идеология, религия или наука. В принципе может измениться объект исследования, а когда изменяется именно предмет, это означает изменение самой области интеллектуальной деятельности. Предмет философии никогда не изменялся. Это суждение верно до того момента, когда речь идёт именно о философии. И это всегда мудрость – знание о стратегии жизни индивида или общества.

Как уже отмечалось, в философии любой исторической эпохи указанные проблемы никогда не находят окончательного разрешения. Новые поколения людей в изменившихся социальных условиях снова и снова ставят одни и те же вопросы: кто мы такие, откуда пришли, ради чего живём и т.д. Мудрость в этом контексте состоит в том, чтобы дать ответы на них при данных обстоятельствах. И тут недостаточно сослаться на соответствие субъективной диалектики диалектике объективной. Пусть мы адекватно познали и объяснили, почему некое химическое вещество взаимодействует с одним веществом и не взаимодействует с другим; почему планеты движутся по таким-то орбитам, а не иным; почему в одних землях есть нефть, а в других нет и т.д. Ко всем примерам такого рода применим вопрос: какое всё это имеет отношение ко мне?

Если всё названное проходит мимо меня, тут нет никакой философии, есть лишь наука, которая, конечно же, полезна, нужна, необходима, только, к сожалению, не дающая совета, как мне жить дальше. Человек, по Протагору, есть мера всех вещей, следовательно, знание должно непосредственно соотноситься с бытием человека. В противном случае перед нами уже или ещё не философия. Философы-стоики понимали философию в качестве упражнений в мудрости. Философия призвана научить человека жить «сообразно природе». О природе в наше время вспоминают лишь во время катастроф, а выражение «жить по природе» представляется неизлечимым анахронизмом. Какая уж там «природа», когда светит шанс сорвать куш и получить пресловутый «навар»! О том, что будет дальше, «бизнесмен» не считает возможным думать. Поэтому кажутся странными и дикими явления выхода рек из берегов, падение урожаев, опустынивание почв, загрязнение воздуха и вод и др. «Бизнесмены» не думают о том, что они вырубили леса, в результате чего заилены реки, вышедшие из берегов, истощены почвы из-за нарушения севооборотов, выкачаны близкие к поверхности почвы воды, что привело к опустыниванию, не построены очень дорогостоящие очистные сооружения, из-за чего загрязнены воздух и воды и т.д.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 205.