Мировоззренческий идеал         
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

эстетический идеал      

 

1 Поучительной иллюстрацией связи между управленческим и нравственным стилем может служить господство принципа бдительности («будь осторожен») в условиях тоталита­ризма и принципа гласности («будь откровенен») в условиях демократии. Первый принцип обусловлен тем, что монопольное обладание властью требует монополии на информацию (и, следовательно, предотвращения ее утечки). Напротив, отсутствие монополии на власть вызы­вает потребность отказаться от информационной монополии и делает утечку информации даже желательной.

2 Политическая организация возникает из потребности обеспечить выполнение законов, регулирующих экономическую жизнь; экономика не может быть стабильной без политичес­кой поддержки.

3 Обратим внимание, что при этом несущественно, может ли новая комбинация действи­тельно помочь в разрешении новых противоречий или адепту нового идеала только кажется, что она на это способна.

Реализация идеала

———————— До сих пор мы рассматривали процесс формирования идеалов.

Теперь же пришла пора проанализировать процесс, в определенном смысле обрат­ный обсуждавшемуся. При формировании идеала мы поднимались с земли на небо; теперь же спускаемся с неба на землю.

Преобразование объективной реальности в соответствии с нормативами идеа­ла приводит к понятию ценности. Ценность есть не что иное, как материальное 'воплощение идеала 1. Идеал при этом играет роль стандарта, или критерия цен­ности (ценностного ориентира): предмет, соответствующий идеалу, получает по­ложительную оценку, а несоответствующий — вообще говоря, отрицательную (ср, гл. II). Эту роль идеала как критерия ценности в афористической форме превос­ходно выразил Ницше: «Если ты золотой человек (располагаешь соответствующим идеалом. — В. Б), то и явления жизни оттиснутся в твоей воспринимающей душе золотыми буквами (получат соответствующую оценку. — U.S.)»2.

Если ценность есть результат реализации идеала, то в основу классификации ценностей должна быть положена данная выше классификация идеалов. Так как идеалы можно подразделить на утилитарные (экономические и политические) и духовные (этические, эстетические и мировоззренческие)3, то и ценности, в полном соответствии с реальной практикой, бывают утилитарными (экономиче­скими и политическими) и духовными (этическими, эстетическими и мировоззрен­ческими). Из истории известно, что в роли экономических ценностей выступают главным образом товары (включая недвижимость), услуги и деньги, а в роли

1 Именно таково эмпирическое представление о ценности, как оно возникает в практи­ческой деятельности людей, далеких от схоластических словопрений.

2 Ницше Ф. Афоризмы, изречения и аллегории. М., 1903. С. 52.

3 Для простоты мы отвлекаемся от научных и технических идеалов, ибо их учет в данном контексте несущественен, Поскольку научная и техническая деятельность обслуживает как утилитарную, так и духовную, то эта деятельность, строго говоря, находится за пределами как чисто утилитарной, так и чисто духовной деятельности.

 

политических — юридические законы и акты по их неполно пю (включая судеб­ные постановления), фиксируемые в соответствующих документах (конституции, кодексы, уставы, указы, договоры и т. п.). Нетрудно заметить, по в основу утили­тарных ценностей положен принцип полезности (социальной эффективности).

Напротив, для духовных ценностей характерен принцип выразительности. Так, нравственными ценностями являются так называемые добрые поступки — акты вежливости, гостеприимства, почета (общественного признания), милосердия, вер­ности данному слову, мужества, самопожертвования и т. п. В роли эстетических ценностей выступают художественные произведения (в частности, картины и статуи). Наконец, функцию мировоззренческих ценностей исполняют философ­ские и религиозные трактаты, идеологические символы и т. п.'

Естественно, что при громадной сложности социальной жизни и ее постоянной изменчивости возможно возникновение различных комбинаций рассмотренных ценностей (в том числе утилитарных и духовных). Так, знаменитые собрания корон­ных драгоценностей иранских шахов, британских королей и русских императоров с их мириадами искр, вспыхивающих в недрах уникальных алмазов, одновременно воплощают в себе все пять перечисленных выше идеалов. Как символ богатства такое собрание представляет собой ценность экономическую; как символ власти — поли­тическую; как символ благородства — нравственную; как символ великолепия — эс­тетическую; как символ божественного волеизъявления — мировоззренческую.

Приведенная естественная классификация ценностей недвусмысленно свиде­тельствует о том, что любая ценность всегда представляет собой единство субъек­тивного и объективного, идеального и материального. Поэтому духовные ценности имеют не менее прочную материальную основу, чем утилитарные. Перефразируя известные слова Гегеля, можно сказать: абстрактных ценностей нет — ценности всегда конкретны. Об абстрактных ценностях обычно рассуждает тот, кто не может или не хочет создавать конкретную ценность и поделиться ею с другими людьми2.

А вот что действительно существует, так это ценности прямые и косвенные, индивидуальные и общезначимые. В случае экономических ценностей прямой ценностью, например, является хлеб в осажденном городе, а косвенной — хлебная карточка; в случае политических ценностей прямой ценностью может оказаться указ Президента, а косвенной — оружие для его исполнения и орден как награда за исполнение. Индивидуальная ценность (например, успешное стояние на одной ноге в течение нескольких суток) является материальным воплощением индивиду­ального идеала (каким бы странным и абсурдным он ни казался с точки зрения общественного мнения); общезначимая же ценность (например, успешное пребы­вание в состоянии невесомости в течение нескольких месяцев, проводимое с целью развития космонавтики) есть воплощение идеала общезначимого.

Понятие ценности становится по-настоящему содержательным только пос­ле того, как установлена мера ценности. Как показывает история всех стран

1 На публицистическом языке совокупность экономических ценностей обычно называ­ют «богатством»; политических — «властью»; нравственных — «добром»; эстетических — «кра­сотой»; мировоззренческих — «истиной».

2 Особенно характерно в этом отношении поведение тех, кто любит высокопарные рас­суждения о «добре вообще» как великой ценности, но палец о палец не ударит, чтобы совер­шить конкретный добрый поступок.

 

и эпох, эта мера определяется тремя главными факторами: 1) характером идеа­ла; 2) степенью соответствия предмета идеалу, т. е. характером и числом норма­тивов идеала, которым соответствует предмет; 3) масштабом затрат, связанных с воплощением идеала; другими словами с масштабом жертвоприношения, необ­ходимого для реализации идеала.

Формирование идеала связано с одной системой, а реализация — с другой. Если формирование идеала, раскрывая социальные корни его происхождения, соответ­ствует так называемому материалистическому пониманию истории, то реализация идеала, вызывая далеко идущие социальные последствия его применения, отвечает так называемому идеологическому пониманию. С точки зрения теории идеала, развиваемой в этой книге, между этими, казалось бы, альтернативными подходами, в действительности нет противоречия: новые духовные идеалы всегда возникают

1 В «Немецкой идеологии» (1844-45) Маркс и Энгельс писали: «Не сознание (в частнос­ти, идеал. — В. Б.) определяет жизнь, а жизнь определяет сознание (в частности, идеал. — В. и)» (Маркс К, Энгельс Ф. Избранные сочинения. М., 1985. Т. 2. С. 26.

2 Б ар т П. Философия истории как социология. СПб., 1902. С. 169-170.

3 Там же. С. 313-318.

 

под влиянием новых утилитарных; новые же утилитарные идеалы могут реализо­ваться лишь с помощью новых духовных.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 200.