Связь этического идеала с политическим
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

 

Нормальные формы управления

 

Идеал управления

 

 

Идеал человека

 

 

Аномальные формы управления

 

Антиидеал управления

 

 
Антиидеал человека  
Монархия   Монархический человек   Тирания   Тиранический человек  
Аристократия   Аристократический человек   Олигархия   Олигархический человек  
Демократия   Демократический человек   Анархия   Анархический человек  

 

В этой таблице отражена глобальная картина управления (управление на государственном уровне). Но управление обществом имеет иерархический харак­тер: оно начинается с управления простейшей социальной ячейкой, каковой является семья, и затем через управление социальными институтами разной степе­ни сложности завершается государственным управлением. Этой управленческой иерархии соответствует иерархия воспитания (осуществляемого той или иной корпорацией часто совершенно стихийно и незаметно по многим каналам) а в результате такой иерархии возникает и иерархия систем морали (мораль семейная, корпоративная, государственная).

Связь нравственного стиля поведения членов некоторого коллектива по отно­шению друг к другу со стилем управления этим коллективом в простейшей форме легче всего поддается исследованию в таком простейшем социальном институте, как семья. Если в семье царит культ порядка и все строжайше регламентировано (тоталитарная семья), то и дети воспитываются в духе железной дисциплины («ско­ванные» дети). Напротив, если глава семьи руководствуется культом свободы и в семье нет никакого порядка (анархическая семья), то и дети полностью предостав­лены себе и могут делать что угодно («раскованные» дети). Между этими крайнос­тями существует промежуточный случай: в одних семейных делах глава семьи тре­бует строгого порядка, а в других допускает полную свободу; в этом случае и дети сочетают в своем поведении регламентацию с либерализмом (либеральная семья).

Такая локальная зависимость стиля поведения от стиля управления приобретает на государственном уровне глобальный характер. История показывает — и уже Платон прекрасно осознал это в своем «Государстве», — что нельзя управлять сколько-нибудь долго с помощью бюрократических (деспотических) методов людьми, придерживающимися идеала свободного человека, который сам должен определять свою судьбу. В то же время можно отлично использовать эти методы для управления людьми, руководствующимися идеалом покорного человека, о котором должно заботиться государство. Напротив, можно успешно управлять демократическими методами обществом, состоящим из людей первого типа, и нельзя достаточно долго управлять такими методами, если общество состоит из людей второго типа'. Поэтому глубокий смысл имеет старинный афоризм, что

1 Не случайно Савонарола в своих страстных проповедях во флорентийской церкви Санта Мария делла Фьоре (XV в.) внушал 30-тысячной толпе мысль о том, что идеальная демо­кратия возможна лишь в обществе, состоящем из идеально безгреховных людей.

 

люди в конечном счете заслуживают то правительство, которое они имеют (как бы они его ни ругали), поскольку их правительство соответствует их морали'.

Таким образом, старый политический идеал всегда соответствует старой гос­подствующей морали, а новый — новой. Расхождение между политикой и моралью возникает тогда (и только тогда), когда новый политический идеал сталкивается со старой моралью или новый этический идеал — со старой политикой.

Итак, при формировании этического идеала роль селектора играет управлен­ческий (политический) идеал. Что же является селектором в случае последнего? Как показали в XIX в. Сен-Симон и Маркс, эту роль берет на себя идеал экономический. То, что система управления существенно связана с системой производства, распределения, обмена и потребления,- это достаточно очевидно2. Такую зави­симость можно проследить в простейшей форме в той же семье, где характер трудовой деятельности и размеры и структура бюджета семьи сказываются самым непосредственным образом на стиле управления этой семьей. У читателя, однако, может возникнуть опасение, что, следуя этим путем, мы попадем в сферу «дурной» бесконечности, ибо возникает новый вопрос — о выборе экономического идеала — и т. д. Однако такие опасения беспочвенны. Дело в том, что экономический этаж социального здания является последним, ниже которого в социальной области уже ничего нет. Новые экономические идеалы тоже возникают в результате пермутационной игры со старыми экономическими идеалами. Отбор же различных сти­хийно возникающих умозрительных комбинаций осуществляется теперь не с помощью очередного «смежного» идеала, а посредством учета тех новых экономи­ческих противоречий, которые зарождаются в результате преодоления старых противоречий. Выбирается та комбинация, которая помогает разрешить новые противоречия, и отбрасываются те, которые не позволяют этого сделать3.

На фоне интенсивной и относительно автономной пермутационной игры, идущей на всех этажах социального здания, вопреки противникам всяких схем, выстраивается селективная цепочка:

Экономический идеал

Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.