Идеал как регулятор деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Анализ социальной жизни показывает, что в истории мировой культуры сформировались семь основных типов деятельности, между которыми имеется глубокая взаимосвязь и взаимозависимость. Самым элементарным и фун­даментальным типом является производство материальных благ, делающее возмож­ным физическое существование человека. Это производство предполагает распре­деление, обмени потребление, что в своей совокупности образует так называемую экономическую деятельность. Эта экономическая деятельность порождает потреб­ность в управлении, которое в наиболее развитой форме представляет собой сочетание деятельности законодательной, исполнительной и судебной и образует тем самым то, что принято называть политической деятельностью'. Очевидно, что политическая деятельность в общем случае отнюдь не сводится к государственной политике, но включает в себя также политику ведомственную (корпоративную), семейную и т. п.2

Управление, в свою очередь, требует подготовки таких членов общества, которые поддавались бы принятому стилю управления. Для достижения этой цели

1 Сюда входит и военная деятельность, обеспечивающая в определенных ситуациях эф­фективность управления.

2 «Политика» в самом общем смысле представляет собой не просто «искусство возможно­го» (Бисмарк), а «искусство управления» (и искусство перехода от одной формы управления к другой, или, что то же, искусство изменения формы управления). При этом под «управлени­ем» подразумевается последовательность актов выбора некоторым социальным учреждением (семьей, корпорацией, государством и т, п.) на каждом этапе его деятельности из множества возможных действий вполне определенного действия (последовательность «принятия реше­ний»), Поэтому всякое управление предполагает существование «власти» — вотожности управленческого выбора, или, что то же, возможности «судьбоносных решений» (власть се­мейная, корпоративная, государственная и т. п.).

 

необходимо воспитание, включая образование' (т.е. педагогическая деятель­ность). Педагогическая деятельность может быть успешной лишь при условии, что сообщаемые воспитуемому знания (в том числе о нормах поведения, требу­емых данной системой управления) станут его убеждениями (знаниями, в «ис­тинность» которых воспитуемый непоколебимо верит). Чтобы знания стали убеж­дениями, необходимо их рациональное и эмоциональное обоснование. Первое достигается с помощью прививки воспитуемым определенного мировоззрения (мировоззренческая деятельность)2, второе — с помощью сопереживания (худо­жественная деятельность). Дело в том, что воспитание требует создания специ­альных образцов для подражания, которые были бы привлекательны. А такие образцы должны быть выразительными. Для создания же выразительных образцов необходимо искусство3.

В развитом обществе, в котором разделение труда зашло так далеко, что сформировались все перечисленные типы деятельности, возникают еще два до­полнительных типа деятельности. Целью одного из них является установление в любых вопросах объективной истины. Поэтому она обслуживает все отмеченные выше типы деятельности и называется научной. Цель второго типа состоит в создании вспомогательных материальных средств для повышения эффективности любого из перечисленных типов деятельности (в том числе и научной). Такая деятельность получила название технической4. Очевидно, что любой человек, произвольно выбранный из множества граждан данного общества, на вопрос анкеты: «Ваш род занятий» — даст такой ответ, что обязательно попадет в одну из указанных рубрик.

Идеализация результатов любой деятельности приводит к заключению, что каждому из перечисленных типов деятельности соответствует свой идеал: эконо­мической деятельности — экономический; политической — политический; педаго­гической — этический (нравственный); мировоззренческой — мировоззренческий (философский, религиозный и т. п.); художественной — эстетический; и т. д. Так как между указанными типами деятельности, образующими как бы разные этажи социального здания, существует глубокая внутренняя связь, то перечисленные идеалы отнюдь не представляют собой хаотический конгломерат разных «воззре­ний» (как это кажется с первого взгляда). В действительности они образуют стройную самосогласованную систему, которую естественно назвать социальным идеалом.                                                    

Теперь нетрудно понять, почему многообразие художественных стилей и вкусов является только «вершиной айсберга»: многообразие социальных идеалов неизбежно должно породить многообразие социальных стилей и вкусов, включая

1 Воспитание в широком смысле включает все виды деятельности, делающие человека пригодным для управления им, включая и такие виды, как деятельность журналистская, спор­тивная, медицинская и т. п.

2 Сюда относится деятельность философская и религиозная.

3 Характерно, что даже такая простая вещь, как украшение домашней утвари (посуды, одежды, мебели, интерьера и т. п.), содержит в себе замаскированную воспитательную функ­цию: к выразительным предметам человек относится иначе, чем к невыразительным (напри­мер, он более осторожен в обращении с красивой посудой, чем с некрасивой).

4 О теории деятельности см., в частности; Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.

 

разные стили производства (соответственно распределения, обмена и потребле­ния), управления и воспитания и соответственно разные экономические, полити­ческие и педагогические вкусы. Теперь наша задача состоит в том, чтобы исследо­вать подводную часть айсберга.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 190.