1. самостоятельные (Пифагорийцы) а) ранний пифагоризм: природные тела среди природных тел, число состоит из элементарных тел, из которых состоят все тела. Видимые тела - комбинации чисел. Начало всего — единица (божественное число), любое сущее должно быть единым. Двоица — начало множественности, содержит понятие различия. Троица - соединение единства и множества. Пифагорейство может быть понято как наивный натурализм. Для греков покой — некая завершенность, он преимущественен по отношению к движению.
Основной тезис пифагоризма: «Все есть число. Начало всего существующего – число». Все подчинено количественному описанию. Число определяет не только количественную сторону сущего, но и сущность, и качество и т.д.
Сначала – число – нечто телесное, природное образование, т.к. оно состоит из телесных элементов – единиц. Число – нечто осязаемое, видимое, оформленное. Греки числа записывали не знаками, а точками, фигурками.
б) поздний пифагоризм, платонизм: (идеальные) начала природного сущего. Числа – нечто платоническое, идеи – сущности, которые определяет, что и как может существовать.
2. несамостоятельные — наиболее распространенная научная теория, объекты математики не существ сами по себе, а существуют в отношении чего-то. Аристотель – основоположник этой теории. Характерно для эмпиризма. Математические объекты извлекаются из природы, возникают в уме (они существуют в природе в возможности, в уме в действительности). Они не существуют сами по себени как платоновские эйдосы, ни в наивном пифагорийском смысле.
Математические объекты — объекты ума. Математика исследует то, что само по себе не существует и неподвижно. Для Аристотеля математика более точна, чем физика, т.к. математические объекты самотождественны и неизменны. Но математическое знание менее ценно, чем физическое. А можно ли математическое вообще считать сущим? Каков онтологический статус треугольника? Но математика — не искусство, а наука. Математика исследует то, что в возможности есть само по себе, т.е. мы ее не выдумываем. Устанавливается порядок абстрагирования (13 метафизика): сначала тело рассматривается как подвижное. Подвижное тело -> тело геометрическое -> плоскость -> линия -> точка. Аристотелизм оставляет вопрос о том, как от математического вернуться к природе.
Натурализм (существующий в нескольких формах) отрицает значение философии для математики и ее оснований, а, стало быть, по существу значение и само существование философии математики (Дж. Бургесс, П. Мэдди). В самой математике есть все средства, которые необходимы для интерпретации или реконструкции математического знания, и философские абстракции здесь излишни. Эта точка зрения вызывает серьезные и аргументированные возражения (А. Пасо).Натурализм в математике утверждает, что математика должна быть изолирована от традиционных философских исследований, а все проблемы в математике должны решаться математиками как математиками. Натурализм, характеризуется как отказ от первой философии и осознание того, что только в рамках самой науки должна описываться и идентифицироваться реальность.Основной тезис: математические объекты существуют как разновидность объектов природы либо в качестве абстрагируемых от объектов природы. Крайний натурализм: математические объекты существуют в природе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.