Математика и философия: проблемы соотношения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В осно­ву фи­ло­со­фии нау­ки как дис­ци­п­ли­ны кла­дет­ся пред­став­ление об от­но­шении фи­ло­со­фии и нау­ки, ко­то­рое мож­но бы­ло бы на­звать об­слу­жи­ваю­щим. Нау­ка, понимае­мая в це­лом как со­во­куп­ность фак­ти­че­ски су­ще­ст­вую­щих и раз­виваю­щих­ся наук, до­би­ваю­щих­ся в сво­их об­лас­тях из­вест­ных ре­зуль­та­тов, за­ра­нее при­зна­ет­ся здесь чем-то ис­ход­ным и са­мо­доста­точ­ным.

Су­ще­ст­во­вание фи­ло­со­фии ока­зы­ва­ет­ся оп­рав­дан­ным исклю­чи­тель­но в той сте­пени, в ка­кой фи­ло­со­фия ока­зы­ва­ет­ся спо­соб­ной об­слу­жи­вать фак­ти­че­ски су­ще­ст­вую­щие нау­ки. Ес­ли же она ока­зы­ва­ет­ся неспо­соб­ной ис­пол­нять по­доб­ное слу­же­ние, то и пра­ва на су­ще­ст­во­ва­ние она пол­но­стью ли­ша­ет­ся. Ника­кой са­мо­стоя­тель­но­сти, та­ким об­ра­зом, фи­ло­со­фии как та­ко­вой со сто­ро­ны взя­той в ка­че­ст­ве по­следней ин­стан­ции фак­ти­че­ской нау­ки не остав­ля­ет­ся. Ра­зу­ме­ет­ся, дан­ная по­зи­ция со­дер­жа­тель­но име­ет мно­же­ст­во раз­лич­ных ва­риаций — в за­ви­си­мо­сти от то­го, в чем имен­но мо­жет со­сто­ять по­зи­тив­ная служ­ба фи­ло­со­фии на поль­зу нау­ки.

 В сво­ем клас­си­че­ском ви­де дан­ное пред­став­ле­ние о вза­им­ном от­но­шении фи­ло­со­фии и нау­ки фор­ми­ру­ет­ся в раннем по­зи­ти­виз­ме. Исклю­чи­тель­но в ил­лю­ст­ра­тив­ном клю­че здесь мож­но со­слать­ся на та­кие ви­ды понимания за­дач фи­ло­со­фии как дея­тель­но­сти по об­слу­жи­ванию фак­ти­че­ски су­ще­ст­вую­щих на­ук, как обоб­щение ре­зуль­та­тов от­дель­ных по­зи­тив­ных на­ук и соз­дание так на­зы­вае­мой на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра (ранний по­зи­ти­визм), раз­ра­бот­ка ме­то­до­ло­гии на­уч­но­го по­знания (по­зи­ти­визм и нео­кан­ти­ан­ст­во), кри­ти­ка и те­ра­пия язы­ка нау­ки (Вит­ген­штейн и ло­ги­че­ский по­зи­ти­визм), соз­дание тео­рии функ­циониро­ва­ния и раз­ви­тия нау­ки (Поп­пер и его по­сле­до­ва­те­ли) и пр. Од­ним из по­след­них и наи­бо­лее ха­рак­тер­ных при­ме­ров служеб­но­го понимания от­но­шения фи­ло­со­фии и нау­ки яв­ля­ет­ся, по­жа­луй, по­зи­ция Ю. Ха­бер­ма­са, для ко­то­ро­го фи­ло­со­фия в со­вре­мен­ную эпо­ху спо­соб­на оста­вать­ся исклю­чи­тель­но пе­ре­во­дчи­ком с од­но­го экс­перт­но­го дискур­са, к ко­то­рым от­носят­ся так­же и язы­ки на­ук, на дру­гой. Фи­ло­со­фия в дан­ном слу­чае рас­смат­ри­вает­ся так­же в ка­че­ст­ве свое­об­раз­ной ин­тер­пре­та­ци­он­ной дея­тель­но­сти.

Существует та­кое понима­ние вза­им­но­го от­но­ше­ния фи­ло­со­фии и нау­ки, ко­то­рое мож­но бы­ло бы на­звать за­ме­щаю­щим. Фи­ло­со­фия в его рам­ках трак­ту­ет­ся в ка­че­ст­ве суб­сти­ту­та нау­ки, вы­сту­паю­ще­го, впро­чем, та­ко­вым до поры до вре­ме­ни. За­ме­щение фи­ло­со­фи­ей нау­ки за­клю­ча­ет­ся здесь в том, что пер­вая свои­ми соб­ст­вен­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ша­ет те на­стоя­тель­ные про­бле­мы по­следней, ко­то­рые та на дан­ном эта­пе сво­его раз­ви­тия ока­зы­ва­ет­ся неспо­соб­ной ре­шить свои­ми сред­ст­ва­ми.

Фи­ло­со­фия может браться в ка­че­ст­ве ги­по­те­ти­че­ско­го знания, в ка­чест­ве по­строения ги­по­тез, ко­то­рые лишь по про­ше­ст­вии оп­ре­де­лен­но­го вре­мени бу­дут под­твер­жде­ны ли­бо оп­ро­верг­ну­ты по­зи­тив­ной нау­кой. За­час­тую фи­ло­софия понима­ет­ся здесь как дви­жение мыс­ли в ост­ро­ум­ных ан­ти­но­ми­ях, ко­то­рые ока­зы­ва­ют­ся непри­ем­ле­мы­ми для стро­го­го на­уч­но­го ра­зу­ма, но в ста­ту­се фи­лософ­ской ги­по­те­зы вполне мо­гут работать.

Фи­ло­со­фия и нау­ка прин­ци­пи­аль­но занима­ют­ся од­ной и той же пред­мет­но­стью, что иско­мое у фи­ло­со­фии и на­ук по су­ти то же са­мое, лишь возмож­но раз­ли­чаю­щее­ся ко­ли­че­ст­вен­но, но не по сущ­но­сти. Прав­да, сред­ст­ва, мето­ды под­хо­да к од­ной и той же пред­мет­но­сти у фи­ло­со­фии и нау­ки раз­нят­ся. Это оз­на­ча­ет так­же то, что фи­ло­со­фия и фи­ло­со­фы вы­пол­ня­ют за нау­ку и уче­ных их ра­бо­ту, ли­бо, в бо­лее сла­бом ва­ри­ан­те, лишь под­го­тав­ли­ва­ют ее вы­полнение уче­ны­ми, но никак не свою соб­ст­вен­ную, фи­ло­соф­скую, по­сколь­ку то, с чем они име­ют де­ло, по су­ще­ст­ву на­хо­дит­ся как раз в сфе­ре ве­дения по­зи­тив­ной нау­ки.  (См. 1. Часть вопросов как примеры)

К фи­ло­соф­ско­му рас­смот­рению идеи нау­ки при­над­ле­жит так­же и ре­ше­ние во­про­са о том, ка­ко­вы усло­вия осу­щест­ви­мо­сти нау­ки и как со­во­куп­но­сти ис­тин, и как че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, о том, ка­ко­во ме­сто нау­ки в це­лом че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей во­об­ще и как она ко­ор­диниру­ет­ся с про­чи­ми ви­да­ми че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Здесь важ­но, что в рам­ках обосно­вы­ваю­щей уста­нов­ки фи­ло­со­фия по от­но­ше­нию к нау­кам вы­пол­ня­ет ту функ­цию, ко­то­рую нау­ки прин­ци­пи­аль­но неспо­соб­ны выпол­нять са­ми для се­бя, хо­тя они, воз­мож­но, бу­ду­чи взя­ты изо­ли­ро­ван­но, и не нуж­да­ют­ся в ее вы­полнении. В рам­ках обосновы­ваю­щей уста­нов­ки фи­ло­со­фия не ре­ша­ет ка­кие-ли­бо на­уч­ные за­да­чи за нау­ку, но она де­ла­ет са­му на­уч­ную дея­тель­ность осмыс­лен­ной.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.