В основу философии науки как дисциплины кладется представление об отношении философии и науки, которое можно было бы назвать обслуживающим. Наука, понимаемая в целом как совокупность фактически существующих и развивающихся наук, добивающихся в своих областях известных результатов, заранее признается здесь чем-то исходным и самодостаточным.
Существование философии оказывается оправданным исключительно в той степени, в какой философия оказывается способной обслуживать фактически существующие науки. Если же она оказывается неспособной исполнять подобное служение, то и права на существование она полностью лишается. Никакой самостоятельности, таким образом, философии как таковой со стороны взятой в качестве последней инстанции фактической науки не оставляется. Разумеется, данная позиция содержательно имеет множество различных вариаций — в зависимости от того, в чем именно может состоять позитивная служба философии на пользу науки.
В своем классическом виде данное представление о взаимном отношении философии и науки формируется в раннем позитивизме. Исключительно в иллюстративном ключе здесь можно сослаться на такие виды понимания задач философии как деятельности по обслуживанию фактически существующих наук, как обобщение результатов отдельных позитивных наук и создание так называемой научной картины мира (ранний позитивизм), разработка методологии научного познания (позитивизм и неокантианство), критика и терапия языка науки (Витгенштейн и логический позитивизм), создание теории функционирования и развития науки (Поппер и его последователи) и пр. Одним из последних и наиболее характерных примеров служебного понимания отношения философии и науки является, пожалуй, позиция Ю. Хабермаса, для которого философия в современную эпоху способна оставаться исключительно переводчиком с одного экспертного дискурса, к которым относятся также и языки наук, на другой. Философия в данном случае рассматривается также в качестве своеобразной интерпретационной деятельности.
Существует такое понимание взаимного отношения философии и науки, которое можно было бы назвать замещающим. Философия в его рамках трактуется в качестве субститута науки, выступающего, впрочем, таковым до поры до времени. Замещение философией науки заключается здесь в том, что первая своими собственными средствами решает те настоятельные проблемы последней, которые та на данном этапе своего развития оказывается неспособной решить своими средствами.
Философия может браться в качестве гипотетического знания, в качестве построения гипотез, которые лишь по прошествии определенного времени будут подтверждены либо опровергнуты позитивной наукой. Зачастую философия понимается здесь как движение мысли в остроумных антиномиях, которые оказываются неприемлемыми для строгого научного разума, но в статусе философской гипотезы вполне могут работать.
Философия и наука принципиально занимаются одной и той же предметностью, что искомое у философии и наук по сути то же самое, лишь возможно различающееся количественно, но не по сущности. Правда, средства, методы подхода к одной и той же предметности у философии и науки разнятся. Это означает также то, что философия и философы выполняют за науку и ученых их работу, либо, в более слабом варианте, лишь подготавливают ее выполнение учеными, но никак не свою собственную, философскую, поскольку то, с чем они имеют дело, по существу находится как раз в сфере ведения позитивной науки. (См. 1. Часть вопросов как примеры)
К философскому рассмотрению идеи науки принадлежит также и решение вопроса о том, каковы условия осуществимости науки и как совокупности истин, и как человеческой деятельности, о том, каково место науки в целом человеческих возможностей вообще и как она координируется с прочими видами человеческой деятельности. Здесь важно, что в рамках обосновывающей установки философия по отношению к наукам выполняет ту функцию, которую науки принципиально неспособны выполнять сами для себя, хотя они, возможно, будучи взяты изолированно, и не нуждаются в ее выполнении. В рамках обосновывающей установки философия не решает какие-либо научные задачи за науку, но она делает саму научную деятельность осмысленной.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 201.