Разработка новых и модернизация существующих товаров должна осуществляться с целью удовлетворения потребностей потребителя.
Разработка концепции нового товара – это система, ориентирующих базисных представлений предприятия-изготовителя о создаваемом товаре, его рыночных возможностях (потребностях, свойствах, жизненном цикле, о внешних факторах, определяющих успех и неудачу) [20]. При разработке концепций нового товара производитель опирается на следующие основополагающие принципы:
- Потребитель всему голова;
- Обратная связь со стороны потребителя должна использоваться для разработки идей и тестирования концепций нового товара;
- Охватывает всю организацию. Товар должен создаваться при участии всех отделов предприятия.
Чем выше новизна товара, тем более тщательно необходимо подходить к его анализу. Можно выделить три основных подхода к определению нового товара:
1. К новым относят любой вновь выпущенный товар, т.е. критерием его новизны является время освоения и производства.
2. Это подход основан на выделении отличий нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагается использовать принцип «появления» и удовлетворения ранее неизвестных потребностей.
3. Заключается в том, что необходимо использовать не один критерий, а их совокупность.
При этом можно выделить несколько видов новизны:
1. Изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств. Простым примером данного вида товаров является развитие упаковки Tetra Pak. Качественным изменениям данная упаковка практически не подвергается, в основном изменения касаются формата упаковки.
2. Частичные изменения потребительских свойств, за счет совершенствования основных технологических характеристик. Аспирин Кардио является ярким примером такого вида новизны. Аспирин Кардио по составу основного компонента практически не отличался от оригинала, новшеством в данном товаре было использование технологии производства таблеток в кишечнорастворимой оболочке, что позволило принимать данный препарат ежедневно для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
3. Принципиальное изменение потребительских свойств. Простым примером может послужить ситуация внедрения касс самообслуживания в крупных гипермаркетах.
4. Появление товара, не имеющего аналогов.
Основываясь на изучении 700 фирм и 3 000 новых промышленных и потребительских товаров, экспертами была разработана следующая их классификация: Товары мировой новизны (абсолютно новые) – доля продаж от суммы всех новых товаров –10%; Новые марки товара – 20%; Расширение имеющейся гаммы товаров – 26%; Улучшение продуктов – 26%; Изменение позиционирования – 7%; Новые продукты (за счет цены) – 11%.
Различают нововведения с технологической и с маркетинговой доминантой. Первые изменяют физические свойства товара, на уровне производства (применение нового компонента, нового материала, создание принципиально нового продукта, компонента, материала, или нового физического состояния).
Нововведения с маркетинговой доминантой касаются в основном вариантов сбыта и коммуникаций (новый вид рекламы, новые средства платежа, новый способ продаж). Часто эти нововведения требуют больше творческого воображения, чем финансовых средств [21].
Этапы разработки нового товара, их характеристика:
Первый этап – формулировка идеи.
Поиск новых идей должен быть систематическим, руководство должно также определить на какие рынки, на какие товары следует обратить внимание, чего именно стремится достичь фирма с помощью нового товара: поступления больших количеств наличности, доминирующего положения на рынке или др. Цель – выработать как можно больше идей.
Второй этап – отбор идеи.
На данном этапе происходит первичная оценка новых идей. Его цель – сократить число идей, как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи из совокупности.
Третий этап – разработка замысла и его проверка.
Отобранные идеи необходимо превратить в замыслы товаров, проработать идею до стадии ряда альтернативных замыслов, оценить их сравнительную привлекательность выбрать лучший из них.
Четвертый этап – разработка стратегии маркетинга.
На данном этапе необходимо разработать предварительную стратегию маркетинга по выходу на рынок с конкретным товаром. Изложение стратегии состоит из 3 частей:
1. Описание величины, структуры, и поведения целевого сегмента, предполагаемое позиционирование товара, показатели объема продаж, доли рынка, прибыли на несколько лет.
2. Общие сведения о предполагаемой цене, подходе к его распределению, смете доходов на маркетинг в течение первого года.
3. Перспективные цели по показателям сбыта и прибыли, долговременный стратегический подход к формированию комплекса маркетинга.
4. Анализ возможностей производственных мощностей
Оценка деловой привлекательности предложения, анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек, прибыли – соответствуют ли они целям фирмы.
Пятый этап – разработка товара.
Если замысел успешно преодолел этап анализа, можно начинать этап НИОКР, в ходе которого замысел должен превратиться в реальный товар. На этом этапе дается ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное ли производство данного товара как с технологической, так и с коммерческой точек зрения. Создается один или несколько физических воплощений товарного замысла
Шестой этап – опробование в рыночных условиях.
Теперь необходимо испытать образец, и если оно удачно, то
7 – Отладка коммерческого производства запустить в производство.
Ключевые факторы успех новых товаров: превосходство товара, т.е. наличие у него свойств, способствующих лучшему восприятию потребителями; маркетинговое ноу-хау, т. е. лучшее понимание рынка; технологическое ноу-хау.
Таким образом, создание и производство новых товаров является решающим фактором эффективной деятельности компании. Поэтому необходимо чтобы каждый производитель имел свою программу разработки новой продукции, направленную в будущее и учитывающую "смертность" товаров, т.е. уход их с потребительского рынка через определенный срок.
При этом необходимо уметь предвидеть, а по возможности формировать новые потребности клиента, стремиться к максимальному сокращению срока между возникновением идеи и пробной продажей товара, интенсифицируя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не боясь увеличения расходов на их проведение в единицу времени.
Следует помнить, что это несколько произвольное описание процесса, который можно представить, как большее или меньшее количество этапов.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 260.