Обследование больных с афазией.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Комплексное обследование

Учитывается

1. время и характер заболевания (ранняя травма, инсульт)

2. динамика болезни, речи и общего поведения

3. общее состояние больного

4. приморбитный уровень

5. активность стремления восстановить речь

Основные задачи

1. Выделить основной дефект

2. вывести из него вторичные системные нарушения

Работа начинается с предварительной беседы

Задачи

1. общее представление о состоянии сознания больного (особенности личности, отношение к себе, к ситуации)

2. выявление жалоб больного и определения круга патологических явлений

3. выявление приморбидного уровня

Ориентировка вместе, времени, адекватность отношений к себе, замедленность, быстрота ответов, круг интересов и т.д. Беседа должна заинтересовать больного, о том, что интересно ему.

Исследование двигательных функций

Проявляется в:

1. изменении силы,

2. точности движения,

3. нарушение тонуса, г

4. иперкинеза,

5. синкенезии.

Пальчиковые пробы,

1. кулак-кольцо,

2. согнуть руку,

3. разогнуть руку.

Пробы сначала делаются по речевой инструкции, если никак, то по образцу.

Исследуя оральный праксис

1. вытянуть губы

2. оскалить зубы

3. лопата – трубочка

4. надувание щек

Исследование динамичной организации 3-4 движения подряд

1. оскалить зубы

2. показать язык

3. положить язык на нижнюю губу

4. жевание

5. поцелуй

6. свист

7. цоканье

Исследование речевой регуляции двигательного акта

1. Задание на срисовывание простых фигурок (круг, крест, квадрат)

2. то же самое предъявить на 20-30 сек

3. убирается задание и по словесной инструкции нарису (круг, квадрат, треугольник)

Исследование слухо моторных координаций (2 серии проб)

1. исследование восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений и музыкальных мелодий. Оценить высоту 2-х звуков (какой низкий, высокий?) можно пропевать ( ля высоко, ля низко) лучше на звуковом генераторе, могут быть задания на пропевание, причем не выполнение может говорить, как о нарушении звукового анализа (поражение височных отделов), так и о дефекте связанных с патологией двигательного акта пропевания

2. исследование восприятия, воспроизведения ритмичных структур. Отстукивание ритма по столу – одиночные, потом серии

Исследование восприятия предметов и изображений

1. предъявление самих предметов или четких изображений (задача-назвать)

2. предъявление сложных и недостаточно четких изображений

3. перечеркнутые или положенные друг на друга изображения

4. выделить фигуру, замаскированную в другую, могут быть использованы пробы Робена

Исследования ориентировки в пространстве

1. Графические пробы

Больные должны дать анализ пространственного положения, обнаружить сходство или различие между фигурами и линиями, срисовать эти фигуры, выложить из спичек (треугольник, !- -!)

2. пробы со стрелками часов.

Разметить в соответствии со временем. Сравнить правильно и неправильно написанные буквы или цифры (зеркальное изображение)

Исследование импрессивной речи

1. исследование фонематического слуха

- приёмы:

повторение изолированных звуков [б], [р], [м], [д], [к], [с], [ш]

повторение пар резко различающихся звуков [м] [р], [п] [с]

повторение пар близких по звучанию [б] [п], [г] [к]

повторение серии слогов из 3-х звуков или простых слогов аоу ; б-р-к могут быть близкие фонемы в ряду б – п - д , д – т - д на удержание в памяти последовательности.

Если же не могут говорить, даются пробы, исключающие проговаривание, т.е. звуки не повторяются, а записываются или показываются на разрезной азбуке, могут использоваться условно рефлекторный метод,

- при произношении [б] - больной поднимает правую руку

- при произношении [п ] - больной поднимает левую руку

могут использоваться усложненные условия:

звуки произносятся с одинаковой высотой, а один звук с разной => это дает возможность установить, что именно ему надо

Исследование понимания слов

Понимание слов предполагает наличие четкого и прочного фонемного слуха и сохранной связи звуковых компонентов (предмет, качествами, действиями, отношениями, которые они обозначают)

Для исследования понимания слов больному предлагаются отдельные слова, значение которых, он должен словесно определить или показать соответствующий предмет (ухо, нос), предмет по его изображению (карандаш, нож, стакан).

Показ действий на картинке (что делает?)

Показ цветов, основных и смешанных

Название букв, цифр.

Больному многократно повторяется группа одних и тех же слов (покажи ухо, нос, глаз и удержи в памяти), найти названную картинку среди 3-х,

5-ти, 7-ми. Далее прелагаются слова более сложные и менее знакомые ( покажи колено, скулу, заусенец; объясни, что означают слова, гусеница, осока, магнолия)

Дата: 2019-11-01, просмотров: 226.