Методика восстановительного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель Преодоление дефектов симультантного восприятия и дефектов симультантного гнозиса (одновременного).. пространственные взаимоотношения.

I – ая стадия

Задача Обучаться пониманию левого и правого, элементарной ориентировки в пространстве.

Работа начинается с воспроизведения геометрического расположения фигур, с расположения их элементов. Используют конструирования фигур по образцу, осуществляется сопоставительный анализ фигур, происходит оречевление действий (покажи красный круг с права, синий с верху и т.д.). Определяется ведущая рука, определяется левая рука, затем левая половина тела, затем левая и правая половины, сравниваются. Далее больного обучают передвигаться по комнате. Путь обозначается схематично, возможна речевая инструкция.

П - ая стадия

Задача Выработанные отношения право, лево формировать в речи.

Проводится восстановительное понимание конструкции с предлогом Даются схемы для осознания предлогов. должен сделать подписи под схемами (в, внутри, под, над). Упражнения с сюжетной картинкой, где предметы расположены в пространстве. Далее переходят к разбору предложений, связывая смысловую роль снова с грамматической формой. Опускают из предложений слова заменяя вопросами (суп ел кто?) затем проводят смысловой и грамматический разбор предложений по схемам (Кто? Что делал? Что делает?). Таким образом больных обучают производя перестройку речи, путем перевода её с одного уровня реализации на др, более сложный, высокий, который является осознанным.

Предложения начинают с выделения главного слова. Выделяется слово обозначающее действий предмета, слова определяющие главный предмет со стороны его качества.

Используют решения грамматических задач (Брат отца кто это?). Серия операций для завершения этой грамматической задачи: устно и письменно отвечают на вопросы

1. о ком идет речь в предложении ? (отец)

2. кто? (брат)

3. брат кого? (отца)

4. брат чьего отца?

1. чей брат?

2. чей отец?

3. чей брат?

4. брат моего (т.е. вашего) отца кто вам?

Преодоление акалькулии проводится через уточнение разряда числа. Изучается значение «- » и «+». Работа идет по нарастающей. Решаются задачи в 2 -4 действия, применяются наречия < ; >, глаголы отнять, прибавить. В случае оптической алексии, аграфии, работа традиционная. Разбор букв по элементам, конструирование элементов из разных методов, конструирование букв, изучение пространственного расположения элементов, чтение букв, слов, письмо.

Амнестическая афазия.

При поражении заднее – височного и теменна – затылочного отдела мозга. В основе этой афазии могут лежать 2 механизма.

1. связан с дефектами оптического воспроизведения предметов, с дефектом выделения его существенных признаков, т.е. больные не могут выделить признак предмета, испытывают трудности в определении семантически или стилизованию изображенного предмета.

2. связан с патологическим состоянием коры затрудняющими производства выбора нужного слова из нескольких альтернатив.

Главный симптом – забывание названия предметов.

Клиническая картина Обилие поиска слов наименований, вербальные парафазии, литеральных парафазий нет. Грубо нарушена номинативная функция. Подсказка помогает, что свидетельствует о том, что акустический гнозис сохранен.

Психологическая картина Все виды и формы речи не нарушены. Сохранно письмо и чтение. В чистом виде встречается редко, в основном входит в синдром акустика - мнестической афазии.

Методика восстановительного обучения

I – ая стадия

Задачи

1. расширение активного словаря и обогащение связи слов внутри речевой системы

2. воспитание зрительно предметной сферы восприятия. обучают вычислять существенные признаки предметов (методика как при акустика - мнестической)

П ая стадия

Задача Восстановление многозначности слов, включение слов во все возможные связи.

1. формирование категориальной связи (апельсин-фрукт, неживое)

2. формирование ситуативной связи (апельсин продают, едят, делают сок)

3. признаки и качества (форма, цвет, на что похож?, зачем нужен?)

Потом составляется общая схема. (апельсин – неживое, фрукт, пища, растение, круглый, вкусный, оранжевый, едят)

Подобные схемы восстанавливают многозначность слова, восстанавливаются связи слова с другими словами, определяется место слова в системе значений и создается поле для поиска нужного слова.

Комплексная афазия.

У больных с сосудистыми заболеваниями мозга нередко наблюдаются не изолированные формы афазии, а смешанные или комплексные афазические расстройства.

Выделяют:

1. комплексная моторная (афферентная – эфферентная) афазия

2. комплексная эфферентная – динамическая афазия

3. сенсомоторная (акустика – гностическая и эфферентная моторная) афазия

4. комплексная акустика – гностическая и акустика – мнестическая афазия

5. комплексная акустика – мнестическая и семантическая афазия

6. тотальная афазия

Существует особенная афазия у полиглотов. Форма афазии зависит от первичного нарушенных предпосылок, как правило, первичное нарушение в звене родного языка. Особенности афазии у левшей и амбидекстров (люди хорошо владеющими обеими руками). Степень тяжести зависит от того на сколько у больных выражены признаки левшеств. В целом у левшей при травмах г.м. сопровождается тяжелой степенью нарушения речи, афазией, алексией, акалькулией, коррегируется и восстанавливается сложнее, чем у правшей. У амбидекстров растормаживание речи происходит быстрее.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 207.