1. Важно умение определить согласные и гласные. Для исследования участия проговаривание предлагается зажать язык между зубами или с раскрытым ртом. Далее выделение отдельных звуков из слова. Позиция звука в слове (какой вначале, после звука…)
2. исследование письма (списывание букв, слогов, слов, печатным и письменным шрифтом), запись утраченных слов (своя подпись), письмо букв под диктовку, слогов (открытых, закрытых, со стечением) слов. Слова, как простые, так и сложные могут использоваться слоги из разрезной азбуки. Далее запись серий слов, фраз, самостоятельное письмо, слова и фразы по картинкам, написать название предмета, ответить на вопрос
3. исследование чтения
Начинается с узнавания отдельных букв письменных, печатных, сложных (со стечением). Чтение слов сначала простых, затем сложных. Читать громко и про себя. Проверка путем нахождения соответствующего изображения. Усложненная проба:
1. читать перечеркнутые слова
2. читать зашумленные слова (на сером фоне)
3.неправильно написанные слова
4.с пропущенными буквами
5.найти ошибки во фразах и целом тексте
Следить за глазами прослеживает ли он строку, как легко переходит с одной строки на другую, не игнорирует ли одну из сторон текста, чаще левую. Особое внимание уделять переходит ли больной к угадывающему чтению, подменяя произвольно читая побочными ассоциациями, что может встретиться при лобном синдроме (динамическая афазия).
Исследование счета
1. решение простых арифметических приемов
2. выполнение пропущенного арифметического знака.
Методика восстановления речи В.В.Оппель
Не так давно существуют противоречия между 2- х путей восстановления речи при афазии
Метод:
1.обучающий (Лурия, Арфинская) основа метода
1. постановка звука
2. активное, осознанное построение звука, слогов и слов
3. построение предложений с изучением грамматических правил, позволяющих сознательно коррегировать правильность построяния фраз
П растормаживающий (Ананьев, Опель)
Предлагалось восстановить речь путем использования остаточных возможностей больного говорить, читать, писать и т.д. и ставя больного в условия непосредственного деятеля общения в настоящее время.
2-а этих метода слились, но основа все равно или растормаживание или обучение.
В.В.Оппель рассматривает растормаживание как основной путь создания ситуаций вызывающих у больного потребность говорить с 1-х дней заболевания.
Принципы В.В.Оппель
1. уважать в не говорящем больном человеке, человека
2. относиться к не говорящему человеку, как к родному
3. помни, что интересы больного должны быть для логопеда выше интересов самого логопеда
4. никогда не делай того, что психологически может повредить больному (и физически)
5. не придай доверия больного
6. борись за больного до конца, ни когда не признавай его безнадежным
7. логопед должен создать такие условия в общении, чтобы больной хоть что – ни будь, сказал
Задача сохранение личности больного
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СТЕПЕНИ ДЕБИЛЬНОСТИ
высшей нервной деятельности и их психического развития.
Отмечается
1.недоразвитие высших форм познавательной деятельности,
2.конкретность и поверхность мышления,
Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых определяются особенностями 3.замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие,
4.нарушение словесной регуляции поведения,
5.незрелость эмоционально-волевой сферы.
Характерным является позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме лепет появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у умственно отсталых лепет в период от 12 до 24 месяцев
первые слова появляются позднее 3 лет до 5. В норме появление первых слов от 10 до 18 месяцев
Значительное отставание в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у нормальных детей.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 223.