Третий собор обновленчества. Попытки тайного избрания Патриарха, его последствия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С кончиной Патриарха Тихона обновленцы связывали надежду на крах Патриаршей Церкви. Часть раскольников главный упор в борьбе с Православной Церковью сделала на испытанный уже метод полити­ческих обвинений и клеветы: «Как принципиальные и ярые гонители человеческой мысли, - писала обновленческая газета, - «тихоновцы»... вредны вообще в культурном отношении, равнодушно смотреть на всю работу «тихоновцев» значит допускать эксплуатацию человека в самой недопустимой форме».

Но менее ретивые обновленцы взяли курс на так называемое «объе­динение с Тихоновской Церковью». 11 апреля обновленческий Синод, возглавляемый уже не митрополитом Евдокимом, ушедшим на покой, а лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) (из епископов ста­рого поставления) выступил с призывом к объединению, которое предполагалось осуществить на «III Соборе».

Некоторые из православных архипастырей и пастырей (митропо­лит Уральский Тихон, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), влия­тельный протоиерей Николай Чуков склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев объединиться.

Резкую отповедь лицемерным проискам раскольников дали митро­полит Казанский Кирилл и епископ Яранский Нектарий (Трезвинский). Митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял, однако, твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении к Православной Церкви отпавших от нее, в случае их покаяния.

28 июля 1925 года Местоблюститель Патриаршего Престола обра­тился к пастве с посланием: «Истинная Церковь едина, и едина пре­бывающая в ней благодать Святаго Духа. Не может быть двух Церквей и двух благодатей. Не о соединении с Православной Церковью долж­ны говорить так называемые обновленцы, а должны принести истин­ное раскаяние в своих заблуждениях». В обращении к благочинным, причтам и приходским советам Московской епархии он писал, что «обновленцы протягивали православным руку примирения только за­тем, чтобы стащить их в бездну».

Между тем все лето 1925 года обновленцы готовили новое сбори­ще, которое наименовали III Поместным Собором. Лжесобор открыл­ся 1 октября. В нем участвовало 106 лиц, именовавших себя архиерея­ми, более 100 «клириков» и столько же мирян. На лжесобор прибыл и представитель Константинопольского Патриарха архимандрит Василий (Аимопуло). «Собор» избрал Синод из 35 «епископов», «пресвитеров» и мирян. Внутри Синода образован был президиум в составе Предсе­дателя лжемитрополита Вениамина и 4-х членов, среди которых клю­чевой фигурой стал всевластный А.Введенский, украсивший себя титу­лом «митрополита». Старчески обессиленный Вениамин служил вывес­кой обновленческому Синоду, будучи покорной марионеткой в руках истинного верховода раскола Введенского. Главным деянием лжесобора явилась искусно разыгранная провокация, задуманная задолго до от­крытия разбойничьего сборища.

Незадолго до «Собора» обновленческим Синодом в Уругвай был на­правлен некий Соловейчик с титулом епископа Южной Америки. Че­рез два месяца после выезда Соловейчик выступил с заявлением, кото­рое можно было расценивать как свидетельство о раскаянии в грехе раскола. Прошел год, и Соловейчик прислал на имя лжесобора пись­мо, которое и было оглашено на нем: «Мое преступление перед Священным Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 года, за 4 дня до моего отъезда за грани­цу, я имел двухчасовое совещание с Патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное письмо следующего содержания:

1) что я принят и возведен в сан архиепископа;

2) что Святая Цер­ковь не может благословить вели­кого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой на­следник престола – великий князь Кирилл».

Грубая клевета на покойного Патриарха и Патриаршего Место­блюстителя дала Введенскому повод для недостойной остроты: «Оказы­вается, что тихоновский корабль плавает в международных водах, и трудно сказать, где главные капитаны: за рубежом или на Крутицах». «Мира с тихоновцами не будет, - объявил он, пресекая примиритель­ные попытки умеренных обновленцев, - чтобы спасти Церковь от политики, необходима хирургическая операция». Под его диктовку со­ставлена была резолюция: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными по­следствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины».

Домогаясь устранения Местоблюстителя митрополита Петра, об­новленческие авторы публикуют в «Известиях» такую характеристику Первоиерарха: «Заматерелый бюрократ Саблеровского издания, кото­рый не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных ре­волюцией, бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчи­таться с современной властью».

Архиепископ Иларион (Троицкий) обратился с Соловков с призы­вом к архиереям, ввиду церковных нестроений и невозможности со­звать Собор, провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом на Патриарший Престол он предложил митро­полита Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Митрополит Сергий поддержал предложение архиепископа Илариона. Практическое руководство проведением выборов поручено было епис­копу Рыльскому Павлину (Крошечкину); среди его помощников были иеромонах Таврион (Батозский) и миряне: отец и сын Кувшиновы, которые за короткое время объездили всю страну. К ноябрю было со­брано 72 подписи. Но когда эта акция получила огласку, началась вол­на новых арестов и ссылок архиереев.

В ноябре 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. Кроме обвинения в проведении нелегальных выборов Патриарха, он обвинялся еще в связях с эмиг­рацией, которые усмотрены были в его послании к карловацкому Синоду; в этом послании митрополит Сергий предлагал зарубежным собратьям либо воздерживаться от всяких нелояльных выступлений против Советского правительства, либо, если для них это неприемле­мо, войти в юрисдикцию зарубежных Православных Церквей, осво­бодив тем самым Патриархию от всякой ответственности за свои действия.

После ареста митрополита Сергия временное управление Русской Церковью взял на себя Иосиф (Петровых), незадолго до этого возве­денный в сан митрополита Петроградского, но не получивший воз­можности поселиться в своем кафедральном городе и оставшийся в Ростове Великом. В распоряжении митрополита Петра он был назван третьим после митрополита Сергия кандидатом в Заместители Место­блюстителя. Предвидя, что и его вскоре лишат возможности управ­лять Церковью, митрополит Иосиф 8 декабря издал акт, в котором назначил временных заместителей архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева), Астраханского Фаддея (Успенского) и угличского Серафима (Самойловича).

Через несколько дней после издания этот документ вступил в си­лу. Поскольку архиепископы Корнилий и Фаддей не были на свобо­де, обязанности Заместителя взял на себя архиепископ угличский Серафим (Самойлович), викарный архиерей, состоявший в епископ­ском сане с 1920 года. В послании к собратьям-епископам он просил «сократить переписку и сно­шения с ним до минимума», предоставляя им «все дела» кро­ме принципиальных и общецер­ковных, решать окончательно на местах».

 

Вопрос 35

Дата: 2019-11-01, просмотров: 177.