характерно большое расхождение между составом пассивного и активного словаря. понимают значение слов доступных для возраста, но НЕ актуализуют слова в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки. Лучше актуализируются слова, относящиеся к знаменательным частям речи (сущ., гл., прил., нареч.) Хуже относящиеся к служебным частям речи (предлоги, союзы, частицы). Среди «занимательных слов» лучше актуализируются слова с предметными значениями (сущ), хуже со «знаменательными словами» Действия, состояние, качество, процесс. Особенно сложны обобщающие и абстрактные понятия.
Нарушение актуализации слов вызывает разные формы ошибок:
1. отсутствие слова
2. замена слов
3. использование аномальных слов
Вербальные замены возможны на основе:
1. симантического сходства слов (труба – дым)
2. замена нарушения целого и части (воротник – платье; машина – кабина)
3. замена вида, рода (селедка – рыба; ромашка – цветок)
4. звукового сходства (цвет – свет; смола – зола)
5. возможны замены звукоподражанием (яйцо – ко, ко)
6. замены слов мимика - жестикуляцией
7. замены слов аномальными словами (потолок – ля-пля)
Нарушения развития грамматического строя речи у детей с М.А.
Аграмматизм выражен резко и имеет стойкий характер. Наблюдается, как синтаксический, так и морфологический аграмматизм.
Синтаксические нарушения (фразы)
Характерно:
1. ограничение в использовании различных предложений. употребляются простые, повествовательные и побудительные, чаще НЕ распространенные.
2. число синтаксических конструкций ограничено. Преобладают однословные.
Пример подлежащее – Дети. <- Дети пошли в лес
сказуемое - Даёт. <- Мальчик девочке дает шар.
дополнение - Мясо. <- Собака ест мясо.
подлежащее + сказуемое – Мама читает <- Мама читает книгу.
3. есть тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения (руки моют)
4. прослеживается тенденция и к постпозиции определенного члена конструкции (кубик большой, кружок синий)
5. характерны пропуски членов синтаксических конструкций, чаще сказуемого (мальчик машина)
6. пропуск союзов и предлогов и НЕ верное их употребление (идет дом <- идет в дом)
7. ограничен набор синтаксических связей (из существующих в языке видов связей преимущественно используют сочинительных и некоторые формы подчинительные: согласование и управления). Средства выражения синтаксических связей малочисленно дефектны. В сочинительных используют союз И.
Связная речь. (нарушения аграмматизма на уровне текста)
Нарушение текста образования усугубляется
1. НЕ правильным построением предложения
2. НЕ верным согласованием слов
3. пропусками и заменами слов
4. НЕ достаточно развернуты
5. отмечаются пропуски частей сюжета
6. нарушение логических связей
7. в НЕ ситуации тексты НЕ понятны или мало понятны слушателям
в высказывании трудно передать последовательность событий, явлений, выделить главное, существенное, передать причинно – следственные, временные, пространственные и другие типы отношений. Страдает последовательность изложения из-за полноты смыслового программирование.
НЕ возможность выделить главное, их речь характеризуется НЕ полнотой, НЕ распространенностью, а конкретностью (даже на 3-м уровне).
Морфологические нарушения
1. Словоизменение характерных симптомов морфологического нарушения неверного согласования
1. в роде, числе (красный юбка, мои тапка)
2. в окончании мн.числа, при этом отмечается стремление к упрощению форм, НЕ регулируемые формы подводятся под регулируемые (дом – домы, глаз – глазы)
3. нарушены значительно склонения и спряжения.
Пример : Вн.П. гладит щенок ; взял кубику
Р.П. боится петух ; рога у коза
4. много ошибок при согласовании прилагательных и существительных.
5. смешиваются окончания глаголов по лицам и числам (они кричит)
6. трудно формируется категория вида (дети шли – вместо пошли в лес)
7. плохо формируется категория времени, форма прошедшего и будущего заменяется настоящим.
П Словообразование
овладевают в ограниченных рамках, много ошибок. Ограничено число приставок и суффиксов. Многие НЕ употребляются или употребляются НЕ верно (деревянный -> дерево ; съехал -> ехал или поехал
Дата: 2019-11-01, просмотров: 283.