Нарушение развития лексики у детей с М.А.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

характерно большое расхождение между составом пассивного и активного словаря. понимают значение слов доступных для возраста, но НЕ актуализуют слова в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки. Лучше актуализируются слова, относящиеся к знаменательным частям речи (сущ., гл., прил., нареч.) Хуже относящиеся к служебным частям речи (предлоги, союзы, частицы). Среди «занимательных слов» лучше актуализируются слова с предметными значениями (сущ), хуже со «знаменательными словами» Действия, состояние, качество, процесс. Особенно сложны обобщающие и абстрактные понятия.

        Нарушение актуализации слов вызывает разные формы ошибок:

1. отсутствие слова

2. замена слов

3. использование аномальных слов

Вербальные замены возможны на основе:

1. симантического сходства слов (труба – дым)

2. замена нарушения целого и части (воротник – платье; машина – кабина)

3. замена вида, рода (селедка – рыба; ромашка – цветок)

4. звукового сходства (цвет – свет; смола – зола)

5. возможны замены звукоподражанием (яйцо – ко, ко)

6. замены слов мимика - жестикуляцией

7. замены слов аномальными словами (потолок – ля-пля)

Нарушения развития грамматического строя речи у детей с М.А.

Аграмматизм выражен резко и имеет стойкий характер. Наблюдается, как синтаксический, так и морфологический аграмматизм.

Синтаксические нарушения (фразы)

Характерно:

1. ограничение в использовании различных предложений. употребляются простые, повествовательные и побудительные, чаще НЕ распространенные.

2. число синтаксических конструкций ограничено. Преобладают однословные.

 Пример  подлежащее –             Дети. <- Дети пошли в лес

          сказуемое -                 Даёт. <- Мальчик девочке дает шар.

        дополнение -                  Мясо. <- Собака ест мясо.

 подлежащее + сказуемое – Мама читает <- Мама читает книгу.

3. есть тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения (руки моют)

4. прослеживается тенденция и к постпозиции определенного члена конструкции (кубик большой, кружок синий)

5. характерны пропуски членов синтаксических конструкций, чаще сказуемого (мальчик машина)

6. пропуск союзов и предлогов и НЕ верное их употребление (идет дом <- идет в дом)

7. ограничен набор синтаксических связей (из существующих в языке видов связей преимущественно используют сочинительных и некоторые формы подчинительные: согласование и управления). Средства выражения синтаксических связей малочисленно дефектны. В сочинительных используют союз И.

Связная речь. (нарушения аграмматизма на уровне текста)

Нарушение текста образования усугубляется

1. НЕ правильным построением предложения

2. НЕ верным согласованием слов

3. пропусками и заменами слов

4. НЕ достаточно развернуты

5. отмечаются пропуски частей сюжета

6. нарушение логических связей

7. в НЕ ситуации тексты НЕ понятны или мало понятны слушателям

в высказывании трудно передать последовательность событий, явлений, выделить главное, существенное, передать причинно – следственные, временные, пространственные и другие типы отношений. Страдает последовательность изложения из-за полноты смыслового программирование.

НЕ возможность выделить главное, их речь характеризуется НЕ полнотой, НЕ распространенностью, а конкретностью (даже на 3-м уровне).

Морфологические нарушения

1. Словоизменение характерных симптомов морфологического нарушения неверного согласования

1. в роде, числе (красный юбка, мои тапка)

2. в окончании мн.числа, при этом отмечается стремление к упрощению форм, НЕ регулируемые формы подводятся под регулируемые (дом – домы, глаз – глазы)

3. нарушены значительно склонения и спряжения.

Пример : Вн.П. гладит щенок ; взял кубику

                   Р.П. боится петух ; рога у коза

4. много ошибок при согласовании прилагательных и существительных.

5. смешиваются окончания глаголов по лицам и числам (они кричит)

6. трудно формируется категория вида (дети шли – вместо пошли в лес)

7. плохо формируется категория времени, форма прошедшего и будущего заменяется настоящим.

П Словообразование

овладевают в ограниченных рамках, много ошибок. Ограничено число приставок и суффиксов. Многие НЕ употребляются или употребляются НЕ верно (деревянный -> дерево ; съехал -> ехал или поехал 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 237.