Особенности фонематической системы.
Часто (но НЕ младший дошкольный возраст) обладают относительно полным набором фонем способностью произносить все или больше звуков, но нарушен выбор должных фонем и установления порядка их следствия в слове преобладают
1. замены
2. пропуски
3. перестановки звуков
имеют НЕ постоянный и разнообразный характер. В одних словах правильно, в других заменяет, пропускает, переставляет. Замена многих звуков имеет вариативный характер.
1. тип слога
2. слоговая структура всего слова длина слова
3. влияние ударения на выбор фонем
Таким образом: правильное или неправильное произношение звука М.А. часто зависит от множества контекстуальных условий, в которых находится звук.
Клиницисты отмечают, что замена звуков при М.А. чаще встречается в словах, изолированно правильно. затрудняется выбрать нужную артикулему вследствие, замены, пропуска.
Вербальная диспраксия неотъемлемая часть М.А.
Фонетическое нарушение (искажение) звуков всегда индивидуален (мономорфное, полиморфное). наблюдается легкая степень дизартрии (стертая дизартрия – степень выраженности), в ряде случаев в структуре М.А. наблюдается механическая дислалия.отмечаются особенности просодии обусловленные языковым нарушением (поиск слов, переключение от слова к слову, от слога к слову) при этом возникают
1. остановки
2. замедляется темп речи
3. протягиваются звуки
Примечание В ряде случаев наблюдается четко выраженный дефект моторной стороны речи по афферентному или эфферентному типу (А.М.А. ; Э.М.А.). Характер нарушения
При А.М.А. наблюдается
1. вариативные замены звуков
2. поиск артикуляции
3. вербальная диспраксия
При Э.М.А. наблюдается
1. нарушения воспроизведения в слоговой структуре слов (пропуски, перестановки), очень груб и заметен. Уделять особое внимание.
2. Чаще наблюдается дефект звукопроизношения по типу стертой дизартрии.
3. Нарушение слоговой структуры слов выражается в сокращении слов. Остается ударный слог или урядом с ним стоящий (курица – ку)
4. характерна перестановка слогов
Особенности коммуникации детей с М.А.
1. НЕ достаточна требовательность в речевом общении
2. возможен речевой негативизм в сложных или необычных ситуациях, в общении с незнакомыми.
3. активно используют компенсаторные средства (мимику, жесты)
Критерии различия форм Алалии.
Афферентно моторная алалия Эфферентно моторная алалия
Локализация поражения
Постцентральные отделы ниже теменная область прецентральные отделы нижняя лобная
Интонационная сторона речи
относительно сохранна нарушена
Лексика
относительно равномерное недоразвитие особенно выражена бедность глагольного словаря
Грамматический строй речи
больше упрощений, чем искажений грубое недоразвитие, выраженные агроматизмы
Звукопроизношение
трудное нахождение отдельных фонетический дефект искажения звукапроизношения
артикулем, вариативное смешение по типу стертой дизартрии, механической дислалии
звуков, вербальная диспраксия
Звуковая структура слов
упрощена грубо искажена (персеверации,перестановки)
письмо
замены букв, литеральные параграфии грубое искажение буквенно-слоговой структуры слов предлож.
возможна ручная диспраксия аграмматизмы, возможет правосторонний гемипарез
Примечание
А.М.А. и Э.М.А. в настоящее время считают не совсем правомерным, т.к. во многих случаях представлены симптомы обеих форм. Они могут сменять друг друга у одного и того же ребенка по мере выхода из М.А. Механизм М.А. – механизм НЕ усвоения языковой системы нельзя свести к наличию кинетической или
кинестетической апраксии.
Моторная алалия умственно отсталых детей.
Смотреть симптоматику М.А.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.