обучают различным построениям предложений, с соблюдением синтаксических связей между словами Последующее определение онтогенезом детской речи
1. однословные (зима)
2. двухсоставные (сущ. + гл.)
3. распространенные с помощью прямого дополнения
4. распространенные предложения с помощью определения
5. распространенные предложения с помощью обстоятельства (без и с предлогами)
6. составление предложения из опорных слов (в 1-ую очередь измененный порядок слов, а в последнюю грамматическая форма)
- слова в нужной грамматической форме и при измененном порядке слов (девочка, в, песочнице играть)
- слова в начальной грамматической форме и при измененном порядке слов (в, играть, девочка, песочнице)
- слова в нужной грамматической форме при правильном порядке слов (девочка, играет, в, песочнице)
- начальная грамматическая форма слов при правильном порядке слова (девочка, играть ,в, песочница)
навыки закрепляются на письме и при чтении.
Если трудности в дифференциации и употреблении предлогов, проводится работа над предлогами Работа ведется над каждым в отдельности
3. простые
4. сложные
общая последовательность в работе над каждым из предлогов
11. ответы на вопросы по картинкам ( Где висит пальто? Где лежит мяч? )
12. выделение предлога из предложения (выдели маленькое слово, встречающееся в предложении)
13. уточнение значения предлога (логопед объясняет)
14. знакомство детей со схемой предлога (см.тетрадь)
15. упражнения на соотнесение предметных картинок со схемой предлога и составление предложений по этим картинкам
Так отрабатываются ВСЕ предлоги по одному, далее дифференциация
11. соотнесение схем предлогов с картинками
12. выполнение инструкций содержащих предлоги
13. объяснение значения предлога ребенком
14. лото со схемами предлогов и картинки
15. графическая запись предложения со схемами предлогов (Ваза стоит на столе. |__ ___ ____ . )
Предлагаются различные виды работ
9. списывание
10. диктант
11. выборочный диктант
12. вставка пропущенных букв (см. тетрадь)
навыки закрепляются при чтении с проверкой понимания смысла прочитанного
1. вопросы
2. пересказ
3. составление плана
4. раскладывание серии сюжетных картинок.
Алалия
Алалия – отсутствие речи говорения.Начало изучения алалии связывают с А.Кусмаулем (конец 19 столетия) В отечественной логопедии алалию изучали Михаил Ефимович Хватцев, Левина Роза Евгеньевна
Орфинская Вера Константиновна и др.
Алалия – это центрального происхождения немота детей, никогда внятно не говоривших при наличии у них достаточного для развития речи интеллекта, элементарного слухового анализа и синтеза и периферического артикуляторного аппарата. (Михаил Ефимович Хватцев)
Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи, обусловленное органическим нарушением, коркового отдела речи - двигательного или речеслухового «анализатора». Алалия обусловлена внутриутробными поражениями ЦНС, родовыми травмами, постнатальными расстройствами, возникшими до формирования речи. (Ляпидевский Сергей Семенович Гриншпун Борис Моисеевич)
Алалия – это нарушение развития языковой способности у детей, при достаточном слухе и первичной сохранности интеллекта, возникшая в результате органического поражения мозга ребенка до речевой период.(Кафедра логопедии РГПУ им. Герцена.)
Определение раскрывает
1.алалия – это системное нарушение формирования речи. Нарушены все компоненты речевой функциональной системы (лексика – грамматическая, фонетика – фонематическая) страдает с разной степенью выраженности экспрессивная и импрессивная речь.
2.страдает вся речевая деятельность: мотивация высказывания, языковое программирование, моторная реализация
3.алалия это расстройство центрального органического характера. Страдают речевые зоны К.Г.М., поражение ЦНС до начала формирования речи (до 1,5 лет)
4.алалия наблюдается с достаточным слухом и первично сохранным интеллектом.
История изучения алалии. (Условно можно выделить несколько этапов)
I этап. В 1877г. Кусмауль описал случай отсутствия речи у 4х летних детей с нормальным слухом и интеллектом. Это 1ое описание алалии. Однако Кусмауль назвал данное расстройство врожденной афазией.
1888г австриец Коен (фониатор – лор) описал симптом нарушения развития речи у детей используя термин идеопатическая алалия (безречие неясного происхождения)
Конец 19 начало 20вв симптом алалии изучали и описали Гуцман, Либман. По ней они судили о механизмах данного расстройства.
П этап Начало 20столетия в связи с развитием наук физиологии, неврологии, лингвистики, психологии расширились представления о картине проявления алалии. Нарушение речи стали связывать с состоянием всего организма. С неврологическим и психологическим статусом индивида, его личности. Ученые высказывают мнения в отношении локализации поражения Ц.Н.С. при алалии. Подробно рассматривал неврологический симптом алалии Олтушевский, Богданов – Березовский.
Ш этап Середина 20 столетия активно начинают изучения механизмов алалии различные специалисты
1. клинические
2. клиникофизиологичесгические
3. неврологические
4. психологические
5. психолингвистические
6. педагогические
IV этап В 60х годах 20в. Роза Константиновна Орфинская 1ая из отечественных ученых изучала алалию. Следом изучать алалию продолжили ее ученики коллеги Евгения Федоровна Соботович, Ковшиков Валерий Анатольевич.
Различные аспекты изучения алалии (механизмы)
Алалия – сложное системное расстройство, связанное с недостаточностью центральных отделов мозга.
Психофизиологический аспект
Изучения алалии (сенсомоторный, анализаторный) связывает ее механизм с несовершенной моторной или сенсорной сторон речи.
При моторной алалии в силу несовершенного функционирования центрального отдела речи - двигательного анализатора нарушается производства артикуляционного движения и грубо страдает экспрессивная речь. Механизм моторной алалии связан с артикуляторной диспраксией. (диспраксия = апраксия - нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений)
При сенсорной алалии несовершенность сенсорной стороны речи обуславливает возникновение сенсорной алалии. Механизм сенсорной алалии – слуховая агнозия
Психологический аспект
Связывает механизм алалии с недостаточностью значимых для формирования речи психических функций:
- восприятия
- внимания
- памяти
- мыслительных процессов
первичное недоразвитие всех психических функций приводит к грубому нарушению.
Лингвистический аспект
Алалия –языковое расстройство и ее механизм связан с неполноценностью языковой системой.
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (Левина Роза Евгеньевна)
1.Алалия обусловленная сенсорной недостаточность. В основе С.А. лежит неполноценность слухового аппарата. Ведущий симптом нарушение формирования импрессивной речи. поздно появляется, дефектно развивается экспрессивная речь. НЕ дифференцируют звуки речи, искажают звуковую структуру слов, что отрицательно сказывается и на развитие лексика - грамматической стороны речи.
2.Оптическая –неполноценное зрительное восприятие. НЕ сформирована связь между зрительным образом предмета (страдает первично) и звуковым образом соответствующего слова. приводит к нарушению формирования словаря (предлогов, наречий, сравнительных оборотов). затрудняются в восприятии и использовании предложно – падежных конструкций, пространственно сравнительными отношениями. Страдает импрессивная и экспрессивная речь
3.Алалии обусловленная низкой психологической активностью. Нет мотивации к общению, безынициативны. Следовательно, приводит к нарушению формирования речи
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (Орфинская Вера Константиновна) 10 форм алалии:
Формы моторной алалии
1 форма нарушение артикуляторных движений
2 форма нарушение фонематического (акустический признак фонем и моторный признак) анализа и синтеза
3 форма с неполноценным морфологическим анализом и синтезом слов (недостаточность компонентов его озвучания. к НЕ дифференцирует слово)
Формы сенсорной
4 форма нарушение дифференциации отдельных звуков
5 форма нарушение дифференциации различных звуковых рядов (слов)
6 форма нарушение фонематического анализа (страдает сенсорный компонент акустического звука)
Синтаксическая алалия
7 форма связана с НЕ сформированностью пространственных и временных представлений. НЕ воспринимают и НЕ используют в речи пространственные и временные отношения. Страдает словарь: пространства, время, количество.
Оптическая алалия
8 форма НЕ усваивает величину, форму, цвет. Грубо нарушено освоение словаря.
Амнестическая алалия
9 форма Недостаточностью речеслуховой памяти.
10 форма нарушением связи между слуховым и зрительным анализатором. НЕ образуется связь между зрительным образом предмета и обозначающим его слово.
КЛИНИЧЕСКАЯ (топологическая)
Правдина Ольга Владимировна, Критерий выделения форм локализация поражения ЦНС
Выделяет
моторная алалия (экспрессивная по Ковшекову В.А.) Характеризуется тем, что своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная НЕ развивается или с грубыми нарушениями. Связывают с Недостаточностью центрального отдела речи -двигательного анализатора. В зависимости, какая часть речи – двигательного анализатора пострадала выделяют
1. афферентную – моторную алалию
2. эфферентную – моторную алалию
Моторная
Афферентная патология постцентральной зоны КГМ (нижняя – теменная область левого полушария) в норме отвечает за кинестетическую чувствительность, кинестетический анализ и синтез раздражителей, поступающих в мозг отвечающих за кинестетическую программу. Одним из характерных неврологических симптомов (речевых) является кинестетическая – артикуляторная диспраксия. Трудно найти артикуляторный уклад. Наблюдается поиск артикуляции и замены нужного звука другим, сходными по месту и способу артикуляции (п/яз на п/яз: аффрикаты на элементы; з/яз на з/яз) | Эфферентная патология примоторных зон КГМ (задняя треть нижней лобной извилины ЦЕНТР БРОККА) в норме отвечает за последовательность и переключаемость движений, за сложные двигательные программы. Характеристика Кинестетическая артикуляторная диспраксия. Проявляется в нарушении переключения движений от одной артикуляции к другой. Ребенку трудно включаться в движение. Грубо искажается структура слов, фраз, страдает темпо – ритмическая организация речи. Одним из неврологических симптомов (речевых) является персиверация, что может обусловить выход из алалии к заиканию |
Сенсорная алалия
при сохранном слухе НЕ развивается способность воспринимать речь. Сенсорная алалия обусловлена Недостаточность центрального отдела речеслухового анализатора (задняя 1/3 верхней височной извилины левого полушария ЦЕНТР ВЕРНИКИ (гностический центр речи))
Сенсомоторная алалия
сочетает в себе признаки моторной алалии + сенсорной алалии, и страдает центральный отдел, речеслухового и речи - двигательного анализатора.
Оптическая алалия
выделяется НЕ всеми. Связана с НЕ достатком речи - зрительной системы.
Страдают затылочные области правого полушария. В силу НЕ достаточного зрительного образа пространственных представлений, а так же связанных с ним временных, количественных образов НЕ формируется словарь, логика – грамматических конструкций, в основе, пространственные, временные, количественные отношения.
КЛИНИЧЕСКАЯ (топологическая) основополагающая в настоящее время. Принято использовать терминологии этой классификации моторная и сенсорная алалии.
.ЭТИОЛОГИЯ АЛАЛИИ
Ведущие причины, биологический характер - органическое поражение мозга в до речевой период развития.
Социально – психологические –усугубляют симптоматику.
Воздействие патогенных факторов возможно в разные периоды рождения ребенка.
Пренатальный
1. хронические заболевания матери
2. хронические заболевания во время беременности
3. интоксикация
4. нарушение кровообращения плода
5. ушибы, падение матери с травмами плода
6. кровоизлияние пола и т.д.
Натальный
1. неудачное применение средств родовспоможения
2. стремительные или затяжные роды
3. рождение с родовой травмой головы, гематома мозга
4. рождение с асфиксией и т.д.
Постнатальный
1. травмы головы
2. инфекционные заболевания (гепатит, менингит, менингоэнцифалит)
длительно текущие тяжелые соматические заболевания, истощающие ЦНС, препятствующие ее полноценному развитию, формированию полноценных межсистемных мозговых связей, необходимых для развития речи.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.