Основная задача дифференцировать звуки в собственной речи. и становиться слухопроизносительной.
Дифференциация осуществляется в такое же последовательности, как и автоматизация только с различными , в словах начинать со слов квазиомонимов ( почка бочка слова отличающиеся каким либо звуком гл. – Зв.)Работая с этими словами логопед дает понять, что изменение даже 1-го звука в слове приводит к изменению его значения.
На одном занятии отрабатывается только пара звуков.
Структура логопедического занятия на этом этапе складывается из заданий и упражнений
- по постановке
- автоматизации
- дифференциации
- по развитию простых и сложных форм фонематического анализа
- по развитию фонематического синтеза и представлений
Д выступает сложной речевой патологии +
1. коррекции лексико – грамматического строя речи
2. коррекции чтения и письма у школьников
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ш ЭТАП формирование коммуникативных умений и навыков.
в различных ситуациях общения.
В ДОУ при проведении
1. режимных моментов
2. сюжетно ролевых играх
3. драматических инсценировках
В школе
1. в учебной деятельности
2. при прохождении программного материала
3. во внеклассное время
Д симптом более сложной речевой патологии, +
- по коррекции лексико – грамматического строя речи
- нарушения чтения и письма у школьников
Логопедическое воздействие по этой системе осуществляется в различных формах на занятиях
1. фронтальных
2. подгрупповых
3. индивидуальных
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И ФОРМ ДИСЛАЛИИ.
в зависимости от механизмов нарушения,
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОТОРНАЯ.
Подготовительный этап
Основное внимание развитию речевой моторики, т.е. проведению артикуляционной гимнастики, которая в структуре логопедического занятия занимает 2/3 времени. Работа по развитию слухового восприятия дифференциации звука включается в логопедические занятия, но не как ведущий вид работы.
Основной этап
Основная специальная работа постановке звука. Осуществляется, с механической помощью или смешанным способом. Автоматизация звука проходит без особенностей, а основное внимание и время уделяется дифференциации артикуляционно - близких звуков.
Заключительный этап
Работ идет без особенностей.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ – СЕНСОРНАЯ.
Подготовительный этап
Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и дифференциации звука (отводится 2/3 времени занятия). Артикуляционная гимнастика включается в структуру занятия, но не как ведущий вид работы.
Основной этап
Постановка звука проходит легко и быстро. Часто звук легко можно получить по подражанию. Автоматизация проходит без особенностей, а особое внимание уделяется звукопроизношению, дифференциации акустически близких звуков, а так же особое внимание уделяется развитию фонематических функций.
Заключительный этап
По общей схеме
МЕХАНИЧЕСКАЯ.
Подготовительный этап
Основное внимание уделяется медицинским мероприятиям, которые проводятся в комплексе с логопедическими. Ребенка направляют специалистам, с целью нормализации строения артикуляционных органов.
Основной этап
Основная специфика при постановке звуков, если строение артикуляционных органов удалось нормализовать полностью, то постановка осуществляется обычным путем. Если какие-то отклонения в артикуляционных органах сохранны или их не удалось преодолеть, тогда при постановке звука формируется компенсаторная артикуляция. Суть её в том, что при постановке звука артикуляционные органы располагаются не так, а так чтобы возместить недостаток звучания. Автоматизация и дифференциация проходят без особенностей.
ДИЗАРТРИЯ
Точкой отсчета считается 1853 год, английский врач Литтель о наблюдениях им случаев, когда у детей с родовой травмой развился паралич нижних конечностей болезнью Литтель с 1893 года ДЦП. Обратил, внимание на речевые расстройства, связанные с нарушением речевых мышц, и описал их. 1888году в СПб впервые благотворительное общество «Синий крест», в 1890 году организовали приют для детей калек и паралитиков. Основное внимание отводилось изучению и коррекциям выраженных двигательных расстройств, речевые нарушения, сопутствовавшие двигательным, не являлись предметом специального, целенаправленного обучения. В 1925 году Герман ГУЦМАН дал подробное описание речевых расстройств, при псевдобульбарном параличе. Охарактеризовал нарушение деятельности артикуляции, голоса, дыхания. Предложил некоторые методические рекомендации для исправления речи. В 1926 советский невропатолог МАРГУЛИС предложил термин ДИЗАРТРИЯ. ( Диз – расстройство; артрия – сочленения) расстройство сочленения, т.е. членораздельной речи
В 1933 году М.И.Аствацатуров описал тяжелую степень утрату способности дифференцировать произношение звуков и сочетать их в слоге и словах. Для обозначения предложена степень АНАТРИЯ – отсутствие членораздельной, согласованной речи.
Единого мнения на природу этого речевого расстройства НЕ существовало.
Одни исследователи относили к Дизартрии только те формы патологии, которые нарушали звукопроизношение, были обусловлены параличами и парезами артикуляционных мышц. Другие, толковали понятие Дизартрия более широко и относили к ней все нарушения артикуляции, фонации, речевого дыхания, возникшие в результате поражения уровня Н.С.
В настоящее время сложились ДВА подхода к изучению Дизартрии
1. с неврологических позиций (Ольга Владимировна Правдина, Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Панченко И.И., Приходько О.Г., Архипова Е.А и др.) учитывал патогенез проявлений,локализацию очага поражения и соответствующий характер речевых нарушений.
2. с нейрофонетической позиции. Основоположник Динарская Е.Н. акцент делается на патогенетический анализ выявленных нейрофонетических синдромов Дизартрии. Этот подход предполагает фонетический анализ Дизартрической речи на основе современных психолингвистических и системных физиологических представлений.
Последнее время широко развивается психолингвистический
ДИЗАРТРИЯ это нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
СИМПТОМАТИКА
Речевая (общая)
1. нарушение звукопроизношения в зависимости от степени выраженности поражения страдают нескольких или всех согласных звуки. гласные звуки, произносятся неясно, смазано, часто с носовым оттенком. Характер нарушения определяется локализацией поражения и артикуляционной моторики.
2. нарушение просодической стороны речи нарушение темпо – ритмического высказывания, модуляции голоса, в неправильной расстановке ударения, интонационного оформления речи.
3. нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков. нарушения рече -двигательного анализатора негативно отражается на речеслуховой в дальнейшем нарушение формирования фонематического анализа, синтеза и представлений.
Дизартрия сложная речевая патология, нарушения.
4. нарушение лексико- грамматического строя речи
5. нарушение чтения, письма у школьников
первичные и ведущие нарушение фонематической стороны речи ( 1 и 2 пункты), остальные носят вторичный производный характер.
Неречевая (общая)
Дата: 2019-11-01, просмотров: 255.