ДИСЛАЛИЯ – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации мышц речевого аппарата.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИСЛАЛИЯ -  расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков, связанное либо

С анатомическими дефектами артикуляционного аппарата,

С нарушениями фонематического восприятия и движениями артикуляционных органов

Обычно страдают согласные звуки, а среди согласных страдают артикуляционные сложные звуки (1-ую очередь), т.е. те, которые позднее других усваиваются в онтогенезе.

Внешне нарушение

1. полное отсутствие звука

2. замена одного другим

3. смешение звуков (несколько звуков заменителей от фонетической позиции в слове)

4. искажение

искаженное произношение звука называется фонетическим дефектом (слуховая дифференциация первично НЕ нарушена и дефект НЕ отражается на письме).

1. замена и смешение звуков - фонематический дефект. В основе первичная несформированность фонематического восприятия часто отражаются на письме.

2. сочетания искаженного произношения звука их замен и смешения возникает фонетико – фонематический дефект.

3. Д. сложный симптом, звукопроизношение + лексико-грамматического строя речи (бедность словаря, в трудностях актуализации, несформированностью структуры значения слова, в аграмматизмах неправильное использование форм, падежей)

Ш. ЭТИОЛОГИЯ.

в речеобразовании участвуют два анализатора

1. речеслуховой

2. речедвигательный

Д. делят

1. Органические – нарушение самого строения анализаторов, НО только в периферических отделах (аномалии строения зубов, прикуса)

2. Функциональные – нарушению функционирования анализаторов(неточные движения кончика языка,, недостаточная сформированность фонематического слуха). Социально – психологические

1. вредная манера взрослых общаться с детьми лепетной речью

2. неправильная речь окружающих диалектная особенность

3. билингвизм раннего возраста (одновременно обучение 2-м языкам в раннем возрасте)

4. Длительное пребывание ребенка среди сверстников (дом ребенка)

5. Невнимательное отношение к развитию речи ребенка со стороны взрослых.

6. Фиксирование неправильного произношения окружающих и в случаях поощрения и наказания за неправильную речь.

IV .КЛАССИФИКАЦИЯ.

в создание современной классификации Д. внес Кусмауль. Разделил на 2 группы ДИСЛАЛИЮ и ДИЗАРТРИЮ и ввел термины обозначают искаженное произнесение звуков

1. сигматизмы – свистящие и шипящие

2. ротацизмы – дрожащие

3. ламдацизмы – боловые звуки

4. каппацизмы – глухие задние

5. гаммацизмы – звонкие задние

6. хитизмы – щелевые заднее-язычные

7. йотоцизмы – среднеязычного j.

ПО ПРОЯВЛЕНИЯМ

В основе симтомологический подход, позволяющий охарактеризовать внешнее проявление звукопроизношения. Данная классификация отвечает на два основных вопроса

1. Какие фонетические группы звуков нарушены

2. Как много нарушено звуков.

В ответе на 1-ый вопрос выделяют 7 групп нарушений звукопроизношений

1. сигматизмы – С; З; Ц; Ш-Ж; Щ;Ч

2. ротацизмы –Р;

3. ламдацизмы – Л

4. йотоцизмы –Й

5. задне – язычные – К; Х; Г

Смягчения

7. звонкости (озвончения)

 

На 2-ой вопрос ответ ответом является классификация звукопроизношения по объему. Исходя, из количества нарушения звуков выделяют

1. мономорфное (простое, один) нарушение одного звука или одной группы

2. полиморфное (сложное) нарушены звуки из разных групп или разные фонетические группы.

ПО МЕХАНИЗМАМ

В основе этиопатогенетический подход, позволяющий определять механизм дефектного произношения звука. Отвечает на 2 основных вопроса

1. какой анализатор пострадал (речедвигательный или речеслуховой)

2. как он пострадал (органически или функционально)

ВИД МЕХАНИЧЕСКИЙ

(страдает органически речедвигательный анализатор)

аномалиями в строении артикуляционных органов. выделяют несколько форм

I. ЗУБНАЯ дислалия.

Дефекты возникают вследствие различных зубочелюстных аномалий

1. НАРУШЕНИЕ ПРИКУСА это характер соотношения резцов верхней и нижней челюсти, по отношению друг к другу. В норме при совмещении боковые резцы верхней челюсти незначительно (1/3) преобладают над резцами нижней.

- глубокий прикус –при совмещении боковых зубов резцы верхней полностью перекрывают резцы нижней челюсти

- прямой прикус –при совмещении боковых резцов верхней челюсти совмещаются с нижними.

- перекрестный –нарушения соотношения боковых зубов при сужении одной из них в результате чего резцы располагаются перекрестно.

- переднее – открытый –при совмещении боковых зубов между верхними и нижними резцами образуется большое расстояние

- боковой открытый –при совмещении резцов между боковыми зубами, либо с одной стороны (односторонний) либо с обеих сторон (двухсторонний) образуются большие щели.

- прогнатия – чрезмерное выступание вперед резцов верхней челюсти

- прогения – чрезмерное выступание вперед подборотка подбородка (резцов нижней челюсти)

АНОМАЛИИ В СТРОЕНИИ ЗУБОВ

- мелкие

- редкие

- неровные (неправильная форма зубов)

- отсутствие

- деастема (широкие щели между резцами)

- расположение зубов в не челюстной дуги

- двойной ряд зубов

следствием не соблюдения питания во время беременности. Чаще нарушения у соматически ослабленных детей (чаще у мальчиков)                          

П ЯЗЫЧНАЯ

Обусловлена аномалиями строения языка

1. макроглоссия – чрезмерно большое тело языка, не помещающееся в рот

2. микроглоссия – чрезмерно маленькое тело языка

3. уздечка поъязычной складки языка –( чаще встречается) толстая или утолщенная; короткая или укороченная

4. амутация – всего языка или части

Ш  ГУБНАЯ

аномалиями строения губ

1. чрезмерно тонкие узкие губы

2. толстая отвисшая нижняя губа

3. грубые недоразвитые швы после операции на расщелину

IV НЕБНАЯ

Дефекты обусловлены аномалиями в строении неба

1. узкое, высокое (готическое) небо

2. уплотненное

Чаще встречается смешанная форма М.Д. чем изолированная

При М.Д. страдает целые группы звуков внешне дефекты звукопроизношения. проявляются в отсутствии и искажении.

П ВИД ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

При Ф.Д. строение речевых органов НЕ нарушено, а имеются отклонения в их работе. в основе механизма Ф.Д могут лежать функционально динамические сдвиги в центральных отделах речедвигательного или речеслухового анализаторов. Наличие этих нейродинамических сдвигов приводит к тому, что с запозданием формируется процесс дифференциации торможения, в результате чего возникает нечеткость речедвигательных и речеслуховых дифференцировок. Причинами являются часто перенесенные ребенком заболевания (ОРЗ, грипп) истощающие н.с., физически.

Если функционально нейродинамические сдвиги, преобладают в центральном отделе речедвигательного анализатора, возникает Ф.М.Д. (функционально моторная дислалия речедвигательная). недостаточная точностью дифференцированных движений артикуляционных органов. Фонематическое восприятие и дифференциация звуков первично не нарушена. Внешние дефекты

1. в искаженном произношении звуков

2. замене звуков по артикуляционному признаку (по сходству движения)

Если функционально нейродинамические сдвиги преобладают в центральном отделе речеслухового анализатора, то возникает Ф.С.Д. (функционально сенсорная дислалия речеслуховая). первичной не сформированностью фонематического восприятия и дифференциации звуков. Внешние дефекты

1. в замене

2. смешению по акустическому способу.

Если функционально нейродинамические сдвиги преобладают в центральных отделах речеслухового и речедвигательного анализаторов то возникает смешанная С.М.Д (сенсорно-моторная дислалия)

Ш ВИД смешанная  С.М.Д.

Проявляются как моторные, так и сенсорные ее формы

ПО ХАРАКТЕРУ

В основе психолингвистический подход, позволяющий определить недостаточно сформированную операцию в модели восприятия или порождения речевых высказываний или на основе этого установить характер дефекта фонетический или фонематический.

АКСТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ

(у ребенка нет нарушения биологического слуха)

Дефект избирательная несформированность в переработке фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. Недостаточной сформированностью операций, как

- опознание

- узнавание

- сличение акустических признаков звуков и принятия на этой основе правильное решение по фонеме.

В основе недостаточная сформированность фонематического слуха. В результате чего не распознает акустический признак, по которому одна фонема противопоставляется другой, вследствие этого звук неправильно распознается и произносится.

Проявление замена оппозиционных звуков (тв. – мяг (напоминает С.М.Д.); шип.- свист.(напоминает С.Д).                АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ

дефекты несформированность операций  отбора фонем по их артикуляционным параметрам в моторном звене речи. При этой Д. артикуляционная база звуков, может быть даже полностью сформирована, но ребенок не может принять решение при отборе фонемы опираясь на её артикуляционные признаки, при этом фонематический слух сформирован. Проявляется

1. в заменах звуков по артикуляционному сходству

2. в искаженном произношении, вследствие нечетких движений (напоминает М.Д. свист – шип С-Ш; З-Ж; переднее-язычными Т-К-; Д-Г)

Дата: 2019-11-01, просмотров: 192.