Дефект неправильной сформированностью артикуляционными позициями. Проявления
1. отсутствие
2. искажение звуков при произношении, при этом искаженные произносятся по своему акустическому эффекту близко к норме, что свидетельствует о сохранности фонематического восприятия.
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ ДИСЛАЛИИ.
Задачи
1. устранение недостаточности речевой моторики
2. развитие слухового восприятия, дифференциация, как неречевых, так и речевых (правильное различение звука на слух)
3. развитие фонетического анализа, его простых и сложных форм, фонемного синтеза и представлений (фонематический анализ звуковой структуры слова)
Д.выступает, более сложной патологии то +
4. коррекция нарушения лексико – грамматического строя речи
5. коррекция нарушений чтения, письма у школьников.
П Принципы
1. Мах использование в работе различные анализаторы. опора
- на кинестетические ощущения – привлекая внимание ребенка к расположению артикуляторных органов
- на тактильные ощущения
- на вибрационные ощущения, привлекая внимание ребенка к разнице в работе голосовых складок
- на зрительный анализатор путем демонстрации артикуляции, показа профиля артикуляции, соотнесение артикуляции с графическим изображением
(губы О – [Ш] кончик языка V)
- на слуховой анализатор. Привлекая ребенка к звучанию произносимого звука.
2. сознательности –знать цель каждого упражнения, для чего нужно, знать положение и работу артикуляционных органов.
3. поэтапность в работе над звуков. определенная последовательность, не может быть нарушена
- формирование правильной артикуляции звука (постановка)
- автоматизация звука (постепенное ведение в речь)
- дифференциация смешиваемых произношений звуков.
4. последовательность в работе над звуком. Важно с полиморфными. последовательно, с определенной сложностью от простых постепенно к сложным
смычные щелевые
(взрывные и проходные) [Ф]->[B]->[З]->[j]
2 1 3 см. тетрадь
[М] <-[П]->[Б]
[Н] <- [Т]->[Д]
->[Г]
Последними формируются артикуляция африкатов и сонорных [Р] и [Л]
Если нарушена одна фонематическая группа звуков, то сначала ставятся твердые ->мягкие ; глухие->звонкие.
Последовательность работы может определяться характером дефекта. Имеет место в тех случаях, когда у более простых по артикуляции звуков встречаются более трудно или сложно устраняемые дефекты
1. сложность:
2. характер
5. опора на онтогенез речи в норме.с учетом последовательности формирования в онтогенезе. по развитию речеслухового, и речедвигательного анализаторов работа по развитию 1-го на начальных этапах работы опережает функции 2-го.
6. одновременности. из разных фонематических групп. полиморфными по объему основе рациональность и время. одновременность сразу над несколькими (2-мя) нельзя брать звуки артикуляционные и акустически близких (нельзя [C] и [С`] или [З] можно [С] и [К], чтоб звуки не смешивались)
7. формирование звуков в условиях нормального общения в живой речи (автор М.Е.Хватцев). вновь сформированные звуки не были искусственными, утрированными и органически включались в речь.
8. возрастной. Материал соответствовать возрасту ребенка и программе требования и воспитания.
9. общедидактические. (наглядность, доступность)
В конце 60-х годов М.Зееман сформировал 2 принципа и сейчас используются.
10. минимального действия. При коррекции дефекта звукопроизношения необходимо осуществить такие движения речевых органов и в такой степени, которые действительно необходимы для правильного произношения.
11. использование вспомогательных звуков. звук нарушенный, можно получить от другого звука правильно произносимого
Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.