Ш Система логопедического воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постановка, автоматизация и дифференциация.3 этапа

                                      ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Продолжительность определяется логопедом и зависит

1. от возраста (мл >)

2. от уровня и интеллекта развития (ниже >)

3. от механизма (при мех дислалии >)

4. является ли самостоятельным нарушением или симптом более сложной патологии.

 Выделяются следующие направления работы

  1. НАПРАВЛЕНИЕ

1.формирование умений и навыков и опознанию по дифференциации фонем в речевом потоке (начинается работа речеслухового анализатора)

1. произносим необходимый звук, но не называем его

2. соотносим это звук с неречевым звуком (Ш – песенка змеи)

3. вырабатываем ассоциацию слышать звук и выделять на фоне других звуков, слогов, слов (есть звук хлопок)

4. сформированный образ звука учим отличать от других акустически близких

На одном занятии отрабатывается пара звуков (от 2х до 5 занятий)

2. формирование артикуляторных умений и навыков (рече-двигательный)

артикуляторная гимнастика. развитие подвижности артикуляторных органов

1. нижняя челюсть

2. язык

3. губы

4. мягкое небо

 Упражнения (проводятся четко, по требованию, под счет)

1. перед большим зеркалом, видеть свои движения и движения логопеда

2. проводятся с индивидуальным зеркалом (ребенок должен видеть все свое лицо)

Цель сложный артикуляторный уклад нарушенного звука разложить на более простые элементы выполняемые на данном этапе. Затем объединить их и получить требуемый артикуляторный уклад.

При полиморфном нарушении комплексные упражнения

При мономорфном нарушении целенаправленные, которые необходимо при постановке данного звука. Учитывается

1. нормальная артикуляция

2. характер дефекта

В процессе гимнастики отрабатываются все элементы в отдельности, тормозятся неправильные движения, которые дифференцируются с нужными правильными.

Формирование общеречевых умений и навыков.

Проводится в виде упражнений

1. артикуляционных

2. дыхательных

3. голосовых

Структура логопедических занятий на подготовительном этапе складывается

1. из занятий и упражнений по развитию фонематического восприятия и дифференциации звука

2. фонематического анализа и представлений

3. по развитию артикуляции и обще речевых умений и навыков

Д.. сложная патология +

  1. пространственных представлений

  2. конструктивного праксиса

  3. по развитию и обогащению словаря

  4. по развитию мелкой моторики.

П ЭТАП Формирование первичных умений и навыков

1. ПОСТАНОВКА ЗВУКА (формирование правильной артикуляции звука). когда звук искажен, это коррекция. 3 способа

По подражанию

   1.артикуляции логопед

   2.движениям артикуляционной гимнастики

Механический

использоваться вспомогательные средства

1. чистые руки логопеда

2. сам ребенок

3. соска на шпателе

4. аптечные пузырьки

5. зонды логопедические (пользоваться осторожно, так как боятся дети)

Смешанный

1. механический

2. объяснение

3. демонстрация

Как только удалось в изолированном виде поставить звук, его постановка считается завершенной.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА

 необходимый этап осуществляя его следует помнить, очень сложный для нервной системы. Приходится тормозить неправильное, а говорить правильно ему не привычно.

Реализуется от простого к сложному.

НАПРАВЛЕНИЕ

1. изолированного звука –подражательных играх с опорой на НЕ речевую ассоциацию звук не называя НЕ следует задерживаться на  изолированном произнесении, так как минимальная единица произнесения является слог НЕЛЬЗЯ автоматизировать звук дальше (характерно для Дислалии) если произносится НЕ четко, смазано.

2. автоматизация звука в слогах – в традиционной методике начинают автоматизировать щелевые звуки в прямых слогах (СА, СО, СУ), смычные и аффрикаты сначала в обратном (АС, ОС, УС). со стечением согласных. Автоматизировать звук в слогах можно путем повторения за логопедом

           в играх, в упражнениях

Уже на уровне автоматизации звука в слогах начинается работа по развитию фонематического анализа и синтеза.

3. автоматизация звука в словах –сначала слова отработанными слогами и звукосочетаниями. (СА – ША; СА-НИ). фонетическая позиция звука слова была различной начало, конец, середина. СНАЧАЛА простые слова с ОТКРЫТЫМИ СЛОГАМИ (ШИ-НА) слоги в слове увеличивается, но сохраняется простая структура (МА-ШИ-НА) в ПОСЛЕДНЮЮ со СТЕЧЕНИЕМ согласных

Автоматизацию звука в словах можно проводить

1. путем повторения за логопедом

2. специальных игр

3. упражнений

продолжается работа по развитию простых форм фонематического анализа. по развитию сложных форм фонематического синтеза представлений.

  4. автоматизация звука в предложении – подбирают предложения со множество слов с автоматизированным звуком. проводиться

1. путем повторений за логопедом

2. в заданиях ответы на вопросы

3. составление предложений по сюжетным картинкам

4. составление предложений по предметным картинкам

5. составление предложений по опорным словам

 предложения в правильной и нарушенной последовательности, в начальной и нужной грамматической форме.

С детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста параллельно проводится работа по развитию языкового анализа и синтеза.  

   !_____ ______ ___________.

Пример: Соня рисует карандашом

 

!_____ ______ _____ _________. Придумай предложение по схеме

  5.автоматизация звука в тексте –начинать с заучивания и воспроизведения потешек, считалок, стихов, ритмизированный текст легче воспринимать и помнить.

a. составление рассказов по серии сюжетных картинок

b. составление рассказов по одной сюжетной картинке

c. составление рассказов по предложенному началу

d. составление рассказов по концу

e. составление рассказов по предложенному заглавию

f. пересказ прочитанного текста и др.

   6.автоматизация звука в спонтанной (самостоятельной) речи

повышается роль микросоциального окружения ребенка. Окружающие ребенка люди должны внимательно следить за произношением и в случае необходимости поправлять.

для каждого уровня подбирается соответственно речевой материал. Основным требованиям отсутствие звуков близко к автоматизированному звуку по своим артикуляторно акустическим признакам.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 168.