Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности.

 

§ 1. Понятие и признаки инновационной деятельности

 

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. <1> определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

--------------------------------

<1> Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

 

К таким показателям, в частности, относятся:

- увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10% в 5 - 7 и более секторах экономики к 2020 г.;

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности, и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. N 16/135В "Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности".

В соответствии с указанным письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

- организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;

- патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных "произведений", равно как и патентно-лицензионную деятельность государства, вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт "б" пункта 8 статьи 6 Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций");

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве" (закон утратил силу).

 

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций, как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

 Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров <1>, как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации <2>. При этом имеются в виду прежде всего прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся, в свою очередь, разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок <3>.

--------------------------------

<1> Мухамедшин И.С. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности // Сб. статей I Ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения В.С. Мартемьянова. М., 2012. С. 573 - 574.

<2> См.: Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности. Проблемы теории. М., 2007. С. 93.

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Российское предпринимательское право" (отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011.

<3> Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2012. С. 603 (автор главы 20 - Л.К. Туманова).

 

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках <1>. В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

--------------------------------

<1> Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Барышевой. М. С. 17.

 

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);

2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;

3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причиной этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации <1> научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

--------------------------------

<1> Коммерциализация - деятельность по вовлечению научно-технического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора. Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.

 

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами, профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

 

§ 2. Субъекты инновационной и связанной с ней деятельности.

Объекты инновационной деятельности

 

Субъектами инновационной деятельности являются лица, использующие результаты научно-технической деятельности, превращающие идеи, воплощенные в чертежах, образцах, в товары, реализуемые на рынке. Они либо сами создают такие результаты, либо на основе договора с научной организацией приобретают право на использование этих результатов путем внедрения в производство. Инновационная деятельность основана на результатах научно-технической деятельности.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Закона о науке). Отметим, что сама по себе указанная деятельность без спроса на нее со стороны производственных структур не может привести к внедрению ее результатов.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации. Для признания организации научной государственная аккредитация не требуется.

Индивидуальные предприниматели непосредственно сами (если, например, имеют техническое образование) либо с использованием творческого потенциала своих работников могут заниматься научно-технической деятельностью.

Своеобразно положение хозяйственных обществ, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Бюджетные учреждения в сфере науки и образования имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ. Учреждения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (например, изобретений, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые сохраняются за учреждениями. Передача этого права осуществляется на основании решения о создании общества или, если учредителей несколько, договора об учреждении хозяйственного общества и лицензионного договора (ст. ст. 1367, 1469 ГК РФ). Если передача права не нуждается в государственной регистрации (например, в отношении секретов производства), лицензионное соглашение может быть элементом договора о создании общества. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Целью передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности является практическое применение (внедрение) этих результатов. Но у созданного хозяйственного общества может отсутствовать необходимая материально-техническая база для внедрения и последующего производства новых видов товаров. Полагаем, что рассматриваемые хозяйственные общества следовало бы наделить правом (после доведения научно-технического результата до возможности его практического применения) на коммерциализацию - вовлечение этих результатов в экономический оборот. Для этого им должна быть дана возможность предоставлять путем заключения сублицензионного соглашения право на использование научно-технического результата третьим лицам.

Как уже выше отмечалось, научно-техническая деятельность может сочетаться с производственной. Если организация или индивидуальный предприниматель одновременно занимаются этими видами деятельности, они являются субъектами инновационной деятельности.

Выделим также субъектов, деятельность которых связана с инновационной и способствует ей.

1. Индивидуальные инвесторы (например, лица, вкладывающие средства в уставный капитал коммерческой научной организации в целях финансирования перспективной научно-технической разработки) и коллективные инвесторы (например, аналогичные вложения инвестиционного товарищества).

2. Организации, составляющие инфраструктуру инновационной деятельности, оказывающие различные, в том числе информационные, кадровые, консультационные, организационные, услуги.

Обратим внимание, что Закон о науке, определив значение инфраструктуры в содействии реализации инновационных проектов, в то же время относит деятельность по созданию инновационной инфраструктуры и обеспечению ее функционирования к инновационной деятельности. Это юридически некорректно и сделано, скорее всего, в налоговых целях - для обеспечения стимулирования не только инновационной, но и связанной с ней деятельностью.

А вот Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. N 22 "О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве" и Закон о промышленной политике четко различают субъектов научно-технической и инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры.

К субъектам инфраструктуры инновационной деятельности, в частности, относятся бизнес-инкубаторы - это организации, содействующие созданию и реализации научно-технической и инновационной продукции начинающих субъектов малого предпринимательства, а также оказывающие им услуги, включая предоставление имущественного комплекса или его части. В границах территории бизнес-инкубатора начинающий предприниматель имеет возможность заниматься как научно-технической, так и производственной деятельностью. Бизнес-инкубатор создает условия для воплощения научно-технических результатов в инновационную продукцию, то есть новые товары, реализуемые на рынке.

Объекты инновационной деятельности - результаты, которые создаются в процессе осуществления этой деятельности.

В процессе практического применения научно-технической продукции (внедрения) появляются новые виды или усовершенствованные товары, например машины, оборудование, материалы с характерными для нововведений особенностями, новые услуги, технологии. Новые технологии - это способы объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги) <1>.

--------------------------------

<1> Понятие новой технологии дано в налоговых целях в подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

 

Инновационная деятельность основана на применении результатов интеллектуальной деятельности. Как уже нами указывалось, хозяйствующие субъекты либо сами создают такие результаты, либо на основе договора с научной организацией приобретают право на использование этих результатов путем внедрения в производство.

 

§ 3. Правовые формы создания и использования

результатов интеллектуальной деятельности

 

Правовыми формами, в рамках которых создаются результаты интеллектуальной деятельности и (или) приобретаются права на их использование, являются договоры.

Договоры, направленные на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ).

По этому договору исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (далее - договоры о выполнении НИОКР). Эти два договора образуют единый договорный тип. С договорами на выполнение НИОКР связаны творческий характер работ, новизна получаемых результатов и возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности. В то же время для данных видов работ велик риск неполучения, по объективным причинам, результата, установленного в техническом задании, при этом риск несет заказчик. Если иное не предусмотрено договорами НИОКР, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов.

Надо иметь в виду, что результат работы может не обладать признаками объекта интеллектуальной деятельности (например, такими, как оригинальность, новизна). В таком случае он не является объектом исключительного права и ему не предоставляется правовая охрана. Если же создается результат интеллектуальной деятельности, права и обязанности заказчика и исполнителя работ на созданный результат определяются не главой 38 ГК РФ, а нормами раздела VII ГК "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".

Указанный договор предусматривает лишь создание и передачу выполненной работы заказчику. Практическое использование результата оказывается за рамками договора. Для достижения цели инновационной деятельности - воплощения идеи в новые продукты и технологии - более предпочтительными являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, сопровождающиеся оказанием научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг.

На основе указанных договоров (контрактов) выполняются также научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией-исполнителем.

Правительство РФ вправе устанавливать для федеральных государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение таких работ <1>. К этой же группе договоров относятся договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

--------------------------------

<1> Статья 8 Закона о науке.

 

Договоры, на основании которых приобретаются права на использование существующих, ранее созданных результатов творческой деятельности.

К ним, в частности, относятся:

а) договоры об отчуждении исключительных прав;

б) лицензионные договоры. По такому договору лицензиар - обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право на использование результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах. Правообладатель при этом сохраняет исключительное право. Это эффективный и перспективный способ передачи технологий. В отличие от договора об отчуждении исключительного права, предполагающего передачу права в полном объеме, по лицензионному договору лицензиар передает лицензиату лишь право использования результата интеллектуальной деятельности конкретным способом, на определенный срок, на определенной территории. Подобная передача прав на использование в зависимости от объема передаваемых прав возможна в виде договора о предоставлении простой (неисключительной) и исключительной лицензии;

в) договоры коммерческой концессии. Применяемый в инновационной деятельности договор коммерческой концессии, в отличие от лицензионного договора, позволяющего использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности, направлен на передачу комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Договор предусматривает использование этих исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Комплекс исключительных прав передается по договору коммерческой коммерции для использования в предпринимательской деятельности, и, следовательно, его сторонами могут выступать лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Одним из условий коммерческой концессии может быть передача секретов производства (ноу-хау). Соглашения о передаче ноу-хау могут быть включены отдельными разделами в ряд других договоров, но могут представлять собой самостоятельный вид договоров. В отличие от запатентованного изобретения, сущность которого может быть известна третьим лицам, ноу-хау, охраняемое в режиме коммерческой тайны, нельзя использовать, не получив его от обладателя, поэтому необходима передача не только права на использование, но и самого ноу-хау (например, в виде образцов, технической документации);

г) договоры о передаче исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества, товарищества, хозяйственного партнерства.

Отчуждение исключительного права, например на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставление по договору права их использования подлежат государственной регистрации (ч. 2 ст. 1369 ГК РФ). Передача исключительного права на секрет производства (ноу-хау) государственной регистрации не требует.

 

§ 4. Государственное регулирование инновационной

и научно-технической деятельности

 

Как отмечается в общих положениях Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г., ни частный, ни государственный сектор экономики не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран - лидеров в этой сфере.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в сфере добывающих, обрабатывающих производств и распределения электроэнергии, газа и воды составлял в 2012 г. 9,9%, в 2013 г. - 9,7% <1>. Удельный вес инновационных компаний в России в три и более раз ниже, чем в экономически развитых странах. Данные такого рода свидетельствуют о необходимости решения государством сложных проблем, препятствующих развитию инновационной экономики в России. К сожалению, сегодня участие в инновационной деятельности связано с преодолением массы факторов, препятствующих инновационной активности бизнеса.

--------------------------------

<1> Индикаторы инновационной деятельности: 2015. Статистический сборник. М.: Высшая школа экономики, 2015. С. 11.

 

Опрос руководителей 100 крупных компаний в России показал, что больше всего препятствуют их инновационной активности такие факторы, как сложность привлечения финансов для внедрения инновационных продуктов и избыточная забюрократизированность. Согласно результатам опроса представителей 49 крупных российских компаний высокие административные барьеры и неблагоприятные условия ведения бизнеса стали, по мнению респондентов, менее значимыми препятствиями развития инноваций. На первый план вышли такие факторы, как отсутствие умений и навыков по управлению инновациями, отношение к новшествам руководства и отсутствие средств на нововведения. Как показал опрос, компании на ближайшее время сделали своей стратегической целью выживание, а не развитие, что нашло отражение в понижении приоритета инноваций <1>.

--------------------------------

<1> Корпоративные венчурные инвестиции в России: состояние и перспективы (2014 - 2015). М.: Клуб директоров по науке и инновациям, 2014. С. 26.

 

Наши реалии таковы, что инициатива в повышении инновационной активности предпринимателей исходит от государства. В условиях рынка государство не может обязать хозяйствующих субъектов заниматься инновационной деятельностью. Оно может лишь стимулировать эту деятельность, оказывать меры поддержки инновационному бизнесу.

Задачи по развитию экономики по инновационному пути сформулированы и в Законе о промышленной политике. Согласно ст. 4 этого Закона важнейшей целью промышленной политики государства на современном этапе является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития.

Преодолению низкой инновационной активности бизнеса, повышению уровня интеграции науки и производства призваны способствовать, в частности, следующие направления государственного регулирования инновационной и научно-технической деятельности.

1. Создание территориальных комплексов (центров) инновационной активности. В границах определенной территории компактно размещаются научно-технические организации и производственные структуры, где при поддержке государства создается инновационная система, обеспечивающая непрерывность цикла - создание результата научно технических работ - их коммерциализация - внедрение - выпуск новых видов продукции - применение новых технологий. Примером такой интеграции науки и производства являются наукограды.

Согласно ст. 1 Закона о наукоградах наукоградом признается муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. В свою очередь, научно-производственный комплекс должен представлять собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники России.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ.

Центрами инновационной активности являются также технико-внедренческие особые экономические зоны <1>, инновационный центр "Сколково" <2>, технопарки, технополисы и пр.

--------------------------------

<1> Создаются на основе Закона об ОЭЗ.

<2> Центр создан на основе Закона о Сколково.

 

2. Формирование спроса на инновационную продукцию. Так, осуществляется реализация инновационных проектов в интересах бизнеса по предлагаемой государством тематике на условиях частно-государственного партнерства. Государство финансирует часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что остальные расходы (подготовка производства, расходы на рекламу, маркетинг и др.) несут компании. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов.

3. Государственная поддержка инновационной деятельности, в том числе:

- предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей. Так, в связи с созданием инновационного центра "Сколково" приняты специальные меры, связанные с налогообложением прибыли инновационных компаний, получивших статус участника проекта. В частности, они могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет с момента регистрации при условии, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также внереализационных доходов не превышает 1 млрд руб. в год;

- использование в качестве механизма стимулирования инновационной деятельности амортизации как важного источника финансирования обновления основных фондов. С этой целью хозяйствующим субъектам предоставляется право ускоренного списания стоимости активной части основных фондов на издержки производства. Изношенность производственных фондов российских предприятий определяет особое значение амортизационной политики для их модернизации и инновационной деятельности. В настоящее время в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, не выше 3;

- предоставление информационной поддержки;

- предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;

- обеспечение инфраструктуры.

Особое значение имеет финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, гарантии, взносы в уставный капитал) развития научно-технической и инновационной деятельности.

Методы участия государства в финансировании многообразны, прежде всего это прямое бюджетное финансирование (сметное финансирование научных организаций, государственный заказ на производство и поставку научной продукции, гранты на научные исследования, бюджетное субсидирование организаций, участвующих в формировании инновационной среды) и опосредованное бюджетное финансирование (специально создаваемые государственные научные фонды, фонды развития промышленности).

Федеральный бюджет остается главным источником финансирования НИОКР.

В настоящее время в России действуют Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Российский национальный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (среди основных задач которого - привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства). Российский фонд технологического развития был преобразован в 2014 г. в Фонд развития промышленности, в обязанности которого входит предоставление займов предприятиям на льготных условиях. Фонд развития промышленности получает средства для этих целей из бюджета в виде субсидий.

Фонды развития промышленности (создаются как на уровне РФ, так и субъектов РФ) являются важным звеном, призванным решать задачи промышленной политики государства, в том числе стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции (ст. 4 Закона о промышленной политике).

В условиях недостатка средств, которые могут быть использованы в сфере инноваций, встает вопрос о нетрадиционных источниках, это прежде всего венчурное финансирование. Оно характеризуется высоким уровнем финансовых рисков, высоким уровнем прибыли от инвестиций в случае удачной реализации инвестиционного проекта. Важнейшим направлением развития финансовой инновационной инфраструктуры государство определило формирование и расширение масштабов деятельности Российского венчурного фонда (РВК). Венчурное предпринимательство, находящееся в нашей стране в начальной стадии развития, может в будущем стать катализатором развития инновационного малого бизнеса. Нетрадиционным источником средств для инноваций является инновационный лизинг. Он связан с обеспечением инновационно-активных предприятий необходимой материально-технической базой и является тем самым определенным способом продвижения инновационного продукта на рынок.

В государственной поддержке остро нуждается малый инновационный бизнес. В экономически развитых странах приоритетом в сфере инноваций обладает именно малый бизнес. В России удельный вес затрат малых предприятий на технологические инновации в общем объеме произведенных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2013 г. всего 1% <1>. В большинстве регионов нет надлежащих условий для развития малого и среднего предпринимательства, и лишь небольшая часть его представителей участвует в какой-либо программе поддержки. Государственные меры по поддержке инновационных и модернизационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства явно недостаточны. Отсутствует партнерство между крупным капиталом и малым бизнесом. Во всем мире именно вокруг крупных компаний создается и развивается малый производственный бизнес.

--------------------------------

<1> Индикаторы инновационной деятельности: 2015. Статистический сборник. М.: Высшая школа экономики, 2015. С. 14.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое инновационная деятельность?

2. Как сочетаются инновационная и научно-техническая деятельность?

3. Кто является субъектами инновационной деятельности?

4. Охарактеризуйте договорные формы инновационного предпринимательства.

5. Каковы основные средства воздействия государства на инновационную деятельность?

 

Литература

 

1. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент. М.: Юрайт, 2015.

2. Андреев В.К. О роли науки предпринимательского права в развитии инноваций // Предпринимательское право. 2012. N 3.

3. Валдайцев С.В., Молчанов Н.Н., Пецольдт К. Малое инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2015.

4. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности. Проблемы теории. М., 2007.

5. Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008.

6. Гришин В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: Учеб. пособие. М.: Дашков И.К., 2015.

7. Ефимцева Т.В. Взаимодействие и взаимосвязь творческих и предпринимательских начал в процессе осуществления инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2011. N 4.

8. Ефимцева Т.В. Инновационное право Российской Федерации: Монография. Рязань, 2014.

9. Ефимцева Т.В. Инновационное предпринимательство: Учебник и практикум / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. М.: Юрайт, 2016.

10. Отнюкова Г.Д. Понятие и признаки инновационной деятельности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 1.

11. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

 

Глава 36. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 210.