Владеть: навыками разграничения банковской и торговой деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Категория "банковская деятельность"

 

Категория "банковская деятельность" встречается в ряде нормативных правовых актов, однако определения данного термина законодатель не дает. Исследователи вынуждены логически выводить его дефиницию на основе имеющихся в нормативных актах близких терминов и определений (например, банковские операции и сделки). Данные понятия, хотя и соотносятся с понятием "банковская деятельность", не совпадают с ним по объему и содержанию, что приводит к появлению самых разных точек зрения.

Вначале представляется целесообразным процитировать ст. 5 Закона о банках, которая, не определяя понятие "банковские операции" кредитной организации, содержит их закрытый перечень:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Помимо банковских операций кредитные организации могут совершать сделки, которые законодатель перечисляет в ч. 3 ст. 5 Закона о банках. К ним относятся:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о банках кредитным организациям разрешено совершать иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Отсюда следует, что перечень сделок, в отличие от перечня банковских операций, не является исчерпывающим, однако он ограничивается прямым запретом на осуществление кредитными организациями производственной, страховой и за некоторыми изъятиями торговой деятельности.

 В российской доктрине зачастую под банковской деятельностью понимается предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России, направленная на систематическое осуществление банковских операций либо обусловленная ими на основании: для Банка России - Закона о Банке России; для кредитных организаций - специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрации кредитной организации <1>. Из предлагаемого определения следует, что банковской деятельностью признается не только осуществление кредитными организациями исключительно банковских операций, но и предоставление услуг, непосредственно связанных с осуществлением банковских операций либо обусловленных ими. Данное дополнение расширяет определение банковской деятельности за счет иных видов предпринимательской деятельности, разрешенных к осуществлению кредитным организациям. Однако эти виды деятельности (сделки кредитных организаций) банковскими в собственном смысле не являются, поскольку их имеют право осуществлять не только кредитные организации.

--------------------------------

<1> Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2002. С. 227.

 

Для выяснения того, какие виды деятельности будут являться частью именно банковской деятельности, ученые выявляют соотношение понятий "банковская сделка" и "сделка". Так, например, Е.С. Ананских считает, что банковскую деятельность, помимо банковских операций, составляют установленные законом банковские сделки <1>.

--------------------------------

<1> Ананских Е.С. Гражданская правоспособность и гражданская процессуальная правоспособность юридического лица: понятие и соотношение: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 57.

 

Надо отметить, что данная точка зрения не единственная. В частности, К.Т. Трофимов относит к банковским сделкам только такие сделки, к которым применим признак эксклюзивности, т.е. исключительное право на совершение которых предоставлено кредитной организации и причисляет к ним лишь факторинг и хранение ценностей в банке <1>.

--------------------------------

<1> Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации (гражданско-правовые проблемы): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 312.

 

Нередко термин "банковская деятельность" отождествляется с термином "банковские операции" и противопоставляется иным сделкам, осуществляемым кредитными организациями, поскольку банковские сделки не являются прерогативой кредитных организаций. В этом ключе высказывается С.В. Тимофеев, отмечая, что банковская деятельность заключается только в осуществлении банковских операций, в то время как выполнение банковских сделок можно отнести к вспомогательной деятельности банков, опосредующей, дополняющей, но не заменяющей выполнение банковских операций <1>. Представляется логичным поддержать мнение об узкой трактовке категории "банковская деятельность", ограничивающей ее лишь законодательно установленной совокупностью банковских операций, осуществляемых кредитными организациями и Банком России. Можно отметить, что и сам законодатель отказался от введения в оборот категории "банковские сделки", остановившись на термине "сделки кредитной организации", поскольку указанные сделки могут осуществлять помимо кредитных организаций другие юридические лица на основе принципа общей правоспособности.

--------------------------------

<1> Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 126.

 

§ 2. Банковская деятельность кредитных организаций

 

Сердцевину предпринимательской деятельности банков составляют банковские операции. Глубоко не вдаваясь в споры об их правовой природе, отметим, что законодатель высказался достаточно определенно в отношении их круга и условий осуществления. Суммируя существующие в юридической науке мнения, Е.Б. Лаутс совершенно справедливо выделяет следующие общие признаки банковской операции.

1. Банковская операция не исчерпывается понятием гражданско-правовой сделки, которой она оформляется. Сущность банковской операции состоит в осуществлении кредитной организацией специфических фактических и юридических действий.

2. Банковская операция имеет публично-правовой характер, порядок осуществления операций согласно законодательству устанавливается Банком России.

3. Банковские операции имеет право осуществлять лишь установленный законодательством круг субъектов, который по общему правилу ограничивается кредитными организациями и Банком России. Иные субъекты могут осуществлять отдельные банковские операции без получения соответствующей лицензии только по прямому указанию закона (например, Банк развития, платежные агенты).

4. Объектом банковских операций могут быть деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы.

5. На банковские операции распространяется режим банковской тайны <1>.

--------------------------------

<1> Лаутс Е.Б. Банковское право и банковская деятельность. Понятие и сущность // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2011. N 4. С. 2 - 9.

 

Перечень банковских операций, который может осуществлять конкретный банк, определяется имеющейся у него лицензией на право осуществления банковских операций. Из Инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" <1> следует, что банки могут иметь несколько видов лицензий. Характер лицензии зависит от срока деятельности банка, размера уставного капитала, выполнения определенных условий. К примеру, ОАО "УРАЛСИБ" имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов <2>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2010. N 23.

<2> https://www.bankuralsib.ru/bank/licenses/index.wbp (дата обращения: 28 июля 2015 г.).

 

Выход деятельности банка за рамки лицензии может повлечь его принудительную ликвидацию, так как в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона о банках даже однократное осуществление банковской операции, не предусмотренной лицензией, является факультативным основанием для ее отзыва. В то же время известны случаи, когда банки, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление какой-либо операции (например, валютной лицензии, лицензии на привлечение вкладов физических лиц), привлекают на договорной основе другие банки, которые от своего имени, но в интересах банка-клиента проводят необходимую операцию. Иначе говоря, требуемые операции все же могут свершаться, но не действиями банка, а действиями комиссионера или агента <1>.

--------------------------------

<1> Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 275.

 

При осуществлении банковской деятельности довольно часто возникает проблема ее разграничения с деятельностью торговой. Значительное количество разъяснений Банка России и судебных решений направлены на преодоление квалификации определенного вида осуществляемой банком деятельности в качестве торговой, ведь банк - это в определенном смысле торговый институт. Например, с разными доводами разъяснено, что за рамки специальной правоспособности банка не выходит:

1)  деятельность банка по организации стимулирующей лотереи, поскольку она не может быть отнесена к торговой деятельности, которая прямо запрещена в деятельности банков <1>;

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 28 февраля 2011 г. N КА-А40/18164-10. Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

 

2) деятельность банка по распространению лотерейных билетов, телефонных карт и интернет-карт, ибо лотерейные билеты, телефонные и интернет-карты не отвечают признакам товара, а являются документарным подтверждением права на участие или права требования <1>;

--------------------------------

<1> Письмо Банка России от 30 августа 2007 г. N 136-Т "Об отдельных вопросах деятельности кредитных организаций и иных юридических лиц" // Вестник Банка России. 2007. N 51.

 

3)  продажа банком собственного имущества, полученного в счет погашения задолженности по кредиту, поскольку такая деятельность не относится к предпринимательской деятельности, а представляет собой сделку, направленную на возмещение расходов, связанных с ранее выданными кредитами, и не преследует по своей природе получение прибыли, а носит компенсационный характер <1>;

--------------------------------

<1> Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2013 г. N 09АП-19623/2013-ГК, 09АП-19624/2013-ГК. Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

 

4) сделки по купле-продаже драгоценных металлов, поскольку драгоценные металлы относятся к объектам, ограниченным в обороте, порядок и условия продажи которых не подпадают под действие Закона о торговле <1>;

--------------------------------

<1> См.: Официальный отзыв Правительства РФ от 5 июля 2010 г. N 3388п-П13 "На проект Федерального закона N 332202-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

 

5)  заключение банком арендных договоров с возможностью последующего выкупа арендованного у банка движимого имущества, так как ограничения кредитной организации в осуществлении торговой деятельности не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 г. по делу N А17-3134/2010. Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

 

Отметим, что в деятельности банка преобладают мотивы торговли. Не будучи собственником проходящих через него материальных потоков, банк "покупает" их и "продает" другим экономическим субъектам. Вся его "алхимия" заключена в продаже ресурсов по цене дороже их покупки <1>.

--------------------------------

<1> Тимофеев С.В. Указ. соч. С. 119.

 

Надо сказать, что зарубежное законодательство улавливает существо торговой деятельности банков и не "стесняется" ее прямо регулировать. Например, Закон о кредитных учреждениях Германии выделяет 2 категории учреждений, а именно банки, совершающие сделки с торговым портфелем, и банки, не совершающие сделки с торговым портфелем. Такая дифференциация понадобилась для разграничения сферы применения надзора за рисками и изменением рыночных цен, предписанного законодательством Европейского союза. При этом к торговому портфелю банков относятся ценные бумаги, валюта, единицы учета и производные финансовые инструменты <1>.

--------------------------------

<1> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность банков // Право и экономика. 2014. N 1. С. 23.

 

А.Я. Курбатов справедливо отмечает, что инновационная деятельность кредитных организаций и поиск новых прибыльных рынков с неизбежностью будут упираться в запрет на осуществление торговой деятельности, что приведет к необходимости корректировки действующего законодательства <1>. Так, в 2009 и в 2011 гг. в ч. 6 ст. 5 Закона о банках уже были внесены изменения, направленные на то, чтобы позволить кредитным организациям совершать операции с производными финансовыми инструментами, базисным активом в которых является товар <2>, а также заключать договоры в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности" <3>.

--------------------------------

<1> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 115 - 116.

<2> Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

<3> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 905.

 

Эти меры послужили лишь временным выходом. В 2014 году кредитные организации получили право на продажу имущества, приобретенного в целях обеспечения своей деятельности, и на продажу имущества, реализуемого в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества либо полученного по договору в качестве отступного <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 286-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 2014. N 40 (часть II). Ст. 5317.

 

Пойти по пути постоянного внесения поправок в законодательство - не самый оптимальный выход из сложившейся правовой неопределенности. Решением указанной проблемы может быть замена общего запрета на осуществление банками торговой деятельности на запрет осуществлять отдельные виды торговой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России. М.: Проспект, 2015. С. 41.

 

Возвращаясь вновь к анализу банковской деятельности кредитных организаций, отметим, что широкий перечень банковских операций побуждает банки выделять приоритетные направления в стратегии своей деятельности; при этом данные направления имеют свои пределы, так как "объять необъятное", т.е. осуществлять на высоком уровне все разрешенные банковские операции и иные сделки, трудно даже для "чемпионов" банковской системы. Поэтому возможные виды банковской деятельности распределяются между кредитными организациями, а в банковской системе наряду с банками существуют НКО, осуществляющие отдельные банковские операции. Особенность банковской деятельности НКО состоит в том, что им нельзя совмещать депозитные, кредитные и расчетные операции, поскольку для этого нужно создать банк.

Значительную роль в банковской системе играют РНКО. На основании лицензии Банка России РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

3) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

4) куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме;

5) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Отличительным признаком РНКО является осуществление ими не всех, а лишь отдельных банковских операций, поддерживающих основную - осуществление переводов денежных средств. На первый взгляд это может показаться недостатком, однако вдумчивое исследование показывает, что с точки зрения интересов клиента это преимущество. У РНКО изначально отсутствуют мотивы задержки платежей. Напротив, ошибки в расчетах - это плохо оказанная услуга, за которую никто не захочет платить. По мнению экспертов, РНКО наиболее соответствуют потребностям хозяйствующих субъектов, которые в качестве основных критериев выбирают скорость и надежность осуществления переводов денежных средств в любом экономическом климате.

Характерная специализация банковской деятельности РНКО - основа их конкурентоспособности. РНКО возможно разграничить в зависимости от вида преимущественно осуществляемой банковской операции на:

- РНКО, специализирующиеся на открытии и ведении банковских счетов юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;

- РНКО, осуществляющие инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов (например, НКО "Инкахран" (ОАО) и НКО ООО "АРБ - Инкасс");

- РНКО, специализирующиеся на осуществлении переводов без открытия счета, в том числе электронных переводов (например, НКО "Вестерн Юнион ДП Восток", НКО "Рапида").

Вторым видом НКО, действующим в банковской системе России, являются небанковские депозитно-кредитные организаций (НДКО). Не будет преувеличением сказать, что их банковская деятельность не в полной мере соответствует запросам рынка.

НДКО могут осуществлять четыре банковские операции на основании лицензии Банка России:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

2) размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

3) купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (исключительно от своего имени и за свой счет);

4) выдача банковских гарантий.

Банковская деятельность НДКО влечет за собой возникновение рисков ликвидности, кредитного, процентного и валютного риска. Однако по сравнению с рисками, принимаемыми банками, НДКО находятся в более выгодном положении, поскольку у них отсутствуют риски, вытекающие из обслуживания банковских счетов юридических и физических лиц. Вместе с тем анализ правового статуса НДКО показывает, что их банковская деятельность характеризуется большим количеством ограничений: НДКО не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады и юридических лиц во вклады до востребования; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по ним, заниматься инкассацией денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовым обслуживанием; покупать и продавать иностранную валюту в наличной форме; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Таким образом, специальная правоспособность НДКО, ограничивающая источники финансирования при ограниченности источников дохода, влечет за собой замедление их развития.

Уделяя большое внимание легитимации субъектов банковской деятельности, российский законодатель посредством принятия в 2011 г. Закона об НПС включил в банковскую систему России платежные НКО. Создание новой правовой оболочки для операторов по переводу электронных денежных средств было обусловлено и тем, что иные кредитные организации характеризуются пруденциальным регулированием, которое представлялось чрезмерным для организаций с минимальными кредитными рисками, специализирующихся на небольших платежах.

Платежные НКО имеют право осуществлять следующие банковские операции:

1) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);

2) осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);

3) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц (в связи в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Анализируя банковскую деятельность платежных НКО, отметим, что по своему объему она наиболее близка к деятельности РНКО, но последним дополнительно разрешено открывать и вести банковские счета юридическим лицам, не связанные с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, осуществлять переводы денежных средств по таким счетам, а также покупать и продавать валюту в безналичной форме. Иными словами РНКО наделены полномочиями обслуживать юридических лиц, в то время как платежные НКО в основной своей массе обслуживают физических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Подробно о деятельности НКО см.: Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Небанковские кредитные организации: особенности создания и деятельности: Монография. М.: Проспект, 2013.

 

Ключевые новации, внесенные в регулирование деятельности по переводам электронных денежных средств, в основном были поддержаны участниками рынка электронных платежей. Доказательством успешного старта систем сетевых платежей в правовом поле является регистрация в 2012 - 2013 гг. 10 платежных НКО. Эту форму ведения бизнеса выбрали такие известные бренды, как "Яндекс.Деньги", "Пей-Пал.Ру", Мобильная карта и др.

 

§ 3. Банковское регулирование и банковский надзор

 

Банковское регулирование и надзор предполагает наличие по крайней мере двух механизмов его осуществления: институционного и нормативного. Нормативный механизм включает комплекс документов, содержащих единообразные правила банковского регулирования и надзора; институционный механизм означает наличие органа, в рамках которого вырабатываются взаимосогласованные подходы и обеспечивается их выполнение.

Рассмотрим подробнее современный механизм банковского регулирования и надзора.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Субъектом банковского регулирования и надзора является Банк России. Именно он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Вместе с тем Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Он не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Объектами банковского регулирования и надзора являются кредитные организации и банковские группы.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Таким образом, банковское регулирование и надзор - вид публично-правовой деятельности, реализуемой Банком России, направленной на поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

С позиций жизненного цикла кредитной организации регулирующая и надзорная деятельность Банка России осуществляется при:

- создании кредитной организации;

- осуществлении кредитной организацией текущей деятельности;

- реорганизации и ликвидации кредитной организации.

Банковское регулирование и надзор при создании кредитных организаций включает в себя нормативную регламентацию государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

Регистрация и лицензирование призваны ограничить совершение банковских операций только теми экономическими субъектами, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню уставного капитала, профессиональной квалификации руководителей, материальной обеспеченности. Таким образом, уже на стадии создания кредитной организации Банк России имеет возможность осуществлять предварительный надзор, отсеивать нежизнеспособные, с повышенным уровнем риска кредитные организации, оценивать финансовое состояние владельцев, профессионализм и компетентность их потенциальных руководителей.

Текущая деятельность кредитных организаций регулируется многочисленными нормативными правовыми актами Банка России. Как орган банковского регулирования Банк России:

1) устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

2) устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля;

3) может устанавливать следующие обязательные нормативы:

- предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- нормативы ликвидности кредитной организации;

- нормативы достаточности собственных средств (капитала);

- размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

- нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам;

4) устанавливает иные требования в соответствии с федеральными законами.

Составной частью банковского регулирования и надзора на этом этапе является инспекционная деятельность Банка России. Основным нормативным актом, регламентирующим процедуру ее проведения, является Инструкция Банка России от 25 февраля 2014 г. N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2014. N 23 - 24.

 

По результатам проверок Банк России выносит кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет меры по отношению к нарушителям.

Основные принудительные меры воздействия перечислены в ст. 74 Закона о Банке России.

Если кредитная организация нарушает федеральные законы, нормативные акты и предписания Банка России, не представляет информацию или представляет неполную или недостоверную информацию, не проводит обязательный аудит, не раскрывает информацию о своей деятельности и аудиторского заключения по ней, то Банк России имеет право требовать от нее:

- устранить выявленные нарушения;

- взыскать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала;

- ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов, Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф. Предельный размер штрафа установлен в размере 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены определенных должностных лиц либо ограничения размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат определенным должностным лицам на срок до трех лет;

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов - на срок до одного года;

4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;

5) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

6) потребовать от учредителей кредитной предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов, в том числе путем ограничения распределения прибыли кредитной организации;

7) ввести ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада;

8) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Банковское регулирование и надзор при реорганизации и ликвидации кредитных организаций осуществляется Банком России с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков, в том числе путем предупреждения хищения имущества. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами кредитных организаций.

При ликвидации кредитной организации банковский надзор реализуется главным образом временной администрацией Банка России, которая назначается после отзыва лицензии.

 В свете изложенного представляется возможным заключить, что в руках Банка России сосредоточены чрезвычайно широкие полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору. Более того, в 2013 году ЦБ РФ получил полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности (гл. X.1 Закона о Банке России). С этого момента банковская система России стала мегарегулятивной.

Отметим, что в мире существует несколько вариантов организации системы банковского и финансового регулирования и надзора, при этом модель мегарегулятора реализована в крайне незначительном количестве стран (в Казахстане, Чехии, Сингапуре). В наиболее стабильных и эффективных банковских системах мира помимо центральных банков на верхнем уровне банковской системы присутствуют иные полномочные органы: в Германии одновременно с Немецким федеральным банком существует Федеральное учреждение по финансовому надзору - BaFin; во Франции - дополнительно к Банку Франции - Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям и Банковская комиссия; в США управление банковской системой осуществляют Совет управляющих Федеральной резервной системой, окружные Федеральные резервные банки, Служба контроля денежного обращения и Федеральная корпорация страхования депозитов. Главным контролирующим и надзорным государственным органом Швейцарии является единый регулятор финансового рынка (ФИНМА). Он осуществляет контрольные и надзорные функции за банками, страховыми организациями, биржами, дилерами ценных бумаг, инвесторами, дистрибьюторами и страховыми посредниками. ФИНМА также отвечает за борьбу с отмыванием денег, при необходимости проводит процедуры реструктуризации и банкротства, также осуществляет лицензионную деятельность <1>.

--------------------------------

<1> Певницкий С.Г. Регулирование банковской деятельности в Швейцарии: институциональный аспект // Международное публичное и частное право. 2013. N 2. С. 36 - 39.

 

Кроме того, история знает неудачные примеры создания мегарегулятора на базе центрального банка. Речь идет о Банке Англии, который в течение длительного времени представлял собой единственный институт, относящийся к первому уровню банковской системы, управляя разветвленной сетью коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений. Наибольшие полномочия, сравнимые с полномочиями Банка России, он получил в 1987 г., но такое положение менее чем за десять лет привело к крупнейшему банковскому кризису, принявшему международный характер и начавшемуся с краха британского банка "Беррингс" из-за финансовых спекуляций одного из его филиалов. Это показало Правительству Великобритании необходимость кардинальной реформы банковской системы, и уже с 1997 г. надзорные функции в отношении банков и иных расчетно-кредитных организаций, а также элементов финансовой системы страны были переданы специально созданной Администрации финансовых услуг, часть же иных полномочий поступила в ведение Министерства финансов.

Этот относительно "свежий" пример демонстрирует неэффективность предельного управленческого централизма в организации банковской системы <1>.

--------------------------------

<1> Семкин А.А. К вопросу о структуре банковской системы в Российской Федерации и зарубежных странах // Международное публичное и частное право. 2011. N 4. С. 41 - 43.

 

Думаем, стоит также принимать во внимание национальные особенности мегарегулятивных банковских систем. К примеру, в Чехии 90% капитала банковской системы принадлежит иностранцам, а это значит, что в своем подавляющем большинстве субъекты банковской системы Чехии подпадают под надзор "материнских" государств, в частности жесткие нормы Европейского союза. В этом случае Чехия и не нуждается в нескольких регулятивных и надзорных органах, чтобы охватить ими 10% национальных субъектов банковской системы. Сингапур является открытой страной - центром наиболее благоприятного инвестиционного климата - специализированным международным финансовым центром. В настоящее время в Сингапуре функционируют 113 коммерческих банков, при этом лишь 5 из них зарегистрированы на местном уровне и принадлежат отечественным предпринимателям. Помимо оказания банковских услуг, коммерческие банки Сингапура могут заниматься консультационными услугами в сфере финансов, оказывать брокерские услуги в сфере страхования и услуги по размещению капитала на рынке <1>. Таким образом, Сингапур не имеет функциональной потребности создавать децентрализованную систему надзора за штучными отечественными кредитными организациями, которые к тому же имеют право совмещать банковскую и иные виды финансовой деятельности.

--------------------------------

<1> Щенин Р.К. Банковские системы стран мира: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 341 - 342.

 

Несмотря на небольшое количество государств, реализовавших идею мегарегулятора, их национальные особенности, а также негативный опыт Великобритании, Российская Федерация пошла по пути централизации банковского и финансового регулирования и надзора. При этом под надзор мегарегулятора кроме финансовых организаций попали даже отдельные субъекты банковской инфраструктуры, которые в силу своей вторичной роли в зарубежных банковских системах остаются вне специального финансового надзора. Последствия этого решения, как это очевидно предположить, появятся не сразу, а с некоторой задержкой, вполне объяснимым инерционным лагом. Но шанс на децентрализацию все же сохраняется: законодательные органы признали необходимость саморегулирования квазибанковских организаций (микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов) <1>. С высокой степенью вероятности можно ожидать появления СРО и среди субъектов банковской инфраструктуры. Концепция саморегулирования деятельности кредитных организаций пока не разработана, но разговоры о ней ведутся <2>. Организация саморегулирования, как построенная на основе естественных рыночных процессов, способна привести к свободной конкуренции в банковской системе, что, в свою очередь, неизбежно приведет к концентрации банковского капитала <3>. Будем надеяться, что "ростки" децентрализации регулирования и надзора в банковской системе РФ прорастут хотя бы в сфере саморегулирования, что поможет решить задачи по повышению уровня конкуренции, капитализации банковской системы России, а также повысит качество банковского надзора <4>.

--------------------------------

<1> См.: Закон о СРО на финансовом рынке.

<2> Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России. М.: Проспект, 2015. С. 41.

<3> Лебедева М.Е. Трансформационное развитие банковских систем в странах с формирующимися рынками: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010. С. 15.

<4> См. подробнее о связи саморегулирования и качестве банковского надзора: Талисманов Ю.Л. Совершенствование государственного регулирования деятельности системообразующих российских банков: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 6.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите банковские операции и сделки кредитных организаций.

2. Раскройте содержание банковской деятельности кредитных организаций. В чем главное отличие банка от НКО?

3. Проанализируйте соотношение банковской и торговой деятельности.

4. Перечислите основные аспекты банковского регулирования и банковского надзора.

 

Литература

 

1. Ефимова Л.Г. Банковское право. М.: Статут, 2010. Т. 1: Банковская система Российской Федерации.

2. Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования и проблемы реализации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

3. Лебедева М.Е. Трансформационное развитие банковских систем в странах с формирующимися рынками: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010.

4. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.

5. Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России. М.: Проспект, 2015.

6. Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Небанковские кредитные организации: особенности создания и деятельности: Монография. М.: Проспект, 2013.

7. Тимофеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности банков в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

8. Щенин Р.К. Банковские системы стран мира: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010.

 

Глава 34. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

И КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

 

Знать: понятие и структуру рынка ценных бумаг и коллективного инвестирования, особенности отдельных сегментов рынка ценных бумаг и форм коллективного инвестирования, основные механизмы и источники их государственного регулирования.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 184.