§ 1. Понятие рынка ценных бумаг
и коллективного инвестирования
"Рынок ценных бумаг и коллективного инвестирования" (далее - РЦБиКИ) является собирательным понятием, объединяющим в себе два других - "рынок ценных бумаг" и "рынок коллективного инвестирования", представляющие собой отдельные сегменты финансового рынка.
Рынок ценных бумаг (далее - РЦБ) с правовой точки зрения представляет собой систему общественных отношений, возникающих по поводу перехода прав собственности и иных имущественных прав на ценные бумаги <1>.
--------------------------------
<1> Понятие, виды и правовой режим ценных бумаг были рассмотрены в § 7 главы 9.
В научной литературе наряду с понятием "рынок ценных бумаг" употребляется понятие "фондовый рынок". Среди ученых нет единого мнения по поводу того, как это понятие соотносится с понятием "рынок ценных бумаг" <1>, но чаще всего их употребляют как синонимы.
--------------------------------
<1> См.: Батунин М. Соотношение фондового рынка и рынка ценных бумаг // Хозяйство и право. 1996. N 5. С. 111 - 112.
Рынок коллективного инвестирования или, иначе, "рынок коллективных инвестиций" (далее - РКИ) - это система общественных отношений, возникающих в процессе формирования и использования объединенного имущества (пула), передаваемого в доверительное управление профессиональному управляющему в целях его инвестирования и распределения полученных финансовых результатов.
Действующее российское законодательство предусматривает различные формы коллективного инвестирования. В частности, к таковым специалисты в области финансового рынка относят: инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, государственный инвестиционный (суверенный) фонд (в иностранной практике таковыми являются различные внебюджетные фонды, в России же признаками такового обладает Пенсионный фонд РФ), ипотечные покрытия и некоторые др.
Отношения на РЦБ и РКИ тесно связаны.
Во-первых, в процессе осуществления некоторых видов коллективного инвестирования образуются ценные бумаги <1>.
--------------------------------
<1> О ценных бумагах коллективного инвестирования см. в § 3 настоящей главы.
Во-вторых, ценные бумаги являются одним из основных активов, в которые осуществляется вложение объединенного имущества, формируемого в процессе коллективного инвестирования.
В третьих, лица, осуществляющие некоторые виды профессиональной деятельности на РЦБ, часто совмещают данную деятельность с профессиональной деятельностью на РКИ. Сходство специфики профессиональной деятельности на РЦБ и РКИ обусловливает схожесть требований к субъектам, осуществляющим данные виды деятельности, общие принципы их регулирования и контроля.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что часть отношений, складывающихся на РЦБ, в то же время являются отношениями в сфере коллективного инвестирования. Однако ценные бумаги - не единственный объект коллективного инвестирования, и, таким образом, отношения на РКИ не сводятся к отношениям по поводу ценных бумаг.
Рассмотренная довольно тесная взаимосвязь РЦБ и РКИ обусловливает возможность их объединения в научных целях под общим термином - "рынок ценных бумаг и коллективного инвестирования" - и рассмотрения правового регулирования соответствующих общественных отношений в единой главе.
§ 2. Источники правового регулирования рынка ценных бумаг
и коллективного инвестирования
Международные нормативные правовые акты, относящиеся к РЦБ, в настоящее время приняты в области вексельного обращения. Россия является участницей трех "вексельных" конвенций: Конвенции о Единообразном законе о переводном и простом векселе, Конвенции о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей, Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (Женева, 7 июня 1930 г.). Кроме того, действует Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте - "Гаагские правила" (Брюссель, 25 августа 1924 г.).
Базовым документом, регулирующим сферу финансового рынка, в составе пакета нормативных актов, образующих Соглашение ВТО ("Марракешское соглашение"), является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) <1>, распространившее общие принципы ВТО на сферу услуг, при этом финансовым услугам посвящено также специальное приложение к нему.
--------------------------------
<1> http://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm
В рамках ЕАЭС базовым документом в сфере финансового рынка является Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) - его раздел XVI и приложение N 17 (Протокол по финансовым услугам) <1>, устанавливающие цели, принципы и порядок гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка.
--------------------------------
<1> http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16 января 2015 г.)
Следует обратить внимание на понятие услуг на рынке ценных бумаг, раскрываемое в пункте 3 вышеуказанного Протокола. К данным услугам относятся, в числе прочих, также все виды управления коллективными инвестициями, управление активами и инвестиционными портфелями пенсионных фондов, трастовые услуги. Таким образом, в рамках ЕАЭС понятие рынка ценных бумаг используется в широком смысле, включая в себя рынок коллективных инвестиций.
Согласно п. 25 вышеуказанного Протокола государства-члены гармонизируют требования по регулированию и надзору РЦБ, руководствуясь в своих действиях наилучшей международной практикой и принципами международных организаций, среди которых ведущую роль играют Цели и принципы регулирования на РЦБ, разработанные Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в 1998 году <1>.
--------------------------------
<1> http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD323.pdf
Среди национальных правовых актов отдельные вопросы, связанные с РЦБиКИ, урегулированы в кодексах: ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, БК РФ, НК РФ, КТМ РФ.
ГК РФ является основным источником правового регулирования отношений на исследуемом рынке. Глава 7 его части первой посвящена общим положениям о ценных бумагах; в нем также содержатся нормы, касающиеся отдельных видов ценных бумаг. Положения ГК РФ об общей долевой собственности, доверительном управлении и некоторые др. касаются отношений на РКИ.
Из некодифицированных федеральных законов прежде всего следует назвать Закон о РЦБ. В соответствии с его ст. 1 этим Федеральным законом регулируются 3 группы общественных отношений:
1) отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг;
2) отношения, возникающие при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами (в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия <1>);
--------------------------------
<1> Прим. автора.
3) особенности создания и деятельности профессиональных участников РЦБ.
Законом о Банке России установлены его полномочия как регулятора финансового рынка.
Среди специальных федеральных законов нужно назвать: Закон об инвестиционных фондах, Закон об ипотечных ценных бумагах, Закон о ЦД, Закон о ЗПЗИИ, Закон об особенностях эмиссии и обращения ГМЦБ, Закон об АО, Закон об организованных торгах, Закон об инсайдерской информации, Закон о клиринге, Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" <1> и некоторые другие <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1238.
<2> Об источниках регулирования отдельных форм коллективных инвестиций см. в § 6 настоящей главы.
На подзаконном уровне основным видом источников правового регулирования РЦБ и КИ является нормативный правовой акт Банка России, однако по ряду вопросов продолжают действовать акты прежнего регулятора - ФСФР России (ранее - ФКЦБ). Важнейшие из таких актов будут упомянуты нами ниже. Отдельные отношения урегулированы также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными подзаконными актами и локальными нормативными актами (правила торгов организаторов торговли, правила клиринга, кодексы корпоративного поведения эмитентов и др.).
§ 3. Виды (сегменты) рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг как целостное явление традиционно подразделяют на несколько сегментов (видов) в зависимости от особенностей складывающихся на нем общественных отношений. Приведем основные классификации рынков ценных бумаг.
1. Первичный и вторичный рынки.
На первичном рынке осуществляется введение ценных бумаг в оборот, т.е. передача ценных бумаг от обязанных по ним лиц к первым владельцам.
В отношении эмиссионных ценных бумаг для обозначения такой передачи используется специальный термин - "размещение". Оно может быть публичным и непубличным.
Публичное размещение ценных бумаг - это размещение их путем открытой подписки, в том числе размещение на организованных торгах (за исключением размещения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов).
Применительно к неэмиссионным ценным бумагам используется термин "выдача".
На вторичном рынке происходит обращение ценных бумаг, т.е. их передача от первоначальных владельцев к следующим, и так далее.
Публичным обращением признается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение их путем предложения неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Не является публичным обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на организованных торгах.
2. Организованный и неорганизованный рынки.
Организованный рынок - это рынок, сформированный посредством профессиональной деятельности организаторов торговли, к которым относятся биржи и торговые системы <1>. Организаторы торговли устанавливают правила заключения сделок на организованных торгах с определенным ими кругом финансовых инструментов и обеспечивают их реализацию.
--------------------------------
<1> Виды организаторов торговли определены в Законе об организованных торгах.
К неорганизованной относится та часть РЦБ, которая не упорядочивается посредством деятельности организаторов торговли.
3. Спотовый (кассовый) рынок и рынок производных финансовых инструментов.
На спотовом (кассовом) рынке заключаются обычные договоры купли-продажи ценных бумаг. На рынке производных финансовых инструментов заключаются специфические договоры, именуемые производными финансовыми инструментами, сокращенно - "ПФИ". В мировой практике в качестве синонима термину "ПФИ" употребляется термин "дериватив".
Статьей 2 Закона о РЦБ производные финансовые инструменты наряду с ценными бумагами отнесены к категории "финансовый инструмент". Однако, в отличие от ценных бумаг, являющихся самостоятельными объектами гражданских прав, ПФИ представляют собой особый вид гражданско-правовых сделок и не являются объектами гражданских прав.
Договоры, являющиеся ПФИ, характеризуются исполнением, отдаленным во времени от момента их заключения и определяемым либо истечением срока, либо наступлением какого-либо условия. По данному признаку деривативы отличаются от договоров купли-продажи инструментов финансового рынка, предусматривающих быстрое исполнение (так называемых кассовых или спот сделок).
Цель заключения договора, являющегося ПФИ, состоит в снижении риска неблагоприятного для одной из сторон такого договора изменения ситуации на рынке определенного товара и переложении данного риска на другую сторону договора за вознаграждение. Поэтому условия таких договоров определяются с учетом рисков, существующих на рынке какого-либо "базисного актива", в качестве которого могут выступать не только ценные бумаги, но и иностранная валюта или биржевой товар. Так, к обстоятельствам, в зависимость от которых могут быть поставлены условия ПФИ, Закон о РЦБ относит изменение: цен на товары или ценные бумаги, курсов валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды и некоторых др.
Таким образом, в рассматриваемых сделках присутствуют две стороны с разными хозяйственными интересами: сторона, осуществляющая хеджирование, - т.е. нейтрализующая или уменьшающая риск неблагоприятного для нее изменения ситуации на рынке посредством данной сделки (хеджер), и рискующая сторона, принимающая на себя риск хеджера за вознаграждение (спекулянт).
К видам производных финансовых инструментов относятся опционные, форвардные, фьючерсные и своп договоры <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее о видах ПФИ см.: указание Банка России от 16 февраля 2015 г. N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" // Вестник Банка России. 2015. N 28.
Договоры, являющиеся ПФИ, далеко не всегда предусматривают обязанность передать базовый актив от одной стороны к другой. Некоторые виды ПФИ предусматривают исключительно денежные расчеты между сторонами на определенных условиях, однако в любом случае ПФИ характеризуются тем, что их условия производны (т.е. зависят) от условий обращения какого-либо объекта гражданских прав, являющегося их базовым активом.
От ПФИ следует отличать договоры репо, составляющие особую область рынка ценных бумаг. Репо по своей сути - это комбинация в составе единого договора спотовой (кассовой) сделки и ПФИ. По договору репо одна сторона продает другой стороне ценные бумаги с обязательством обратной продажи ей таких же ценных бумаг по заранее определенной цене по истечении определенного срока.
Особенности заключения ПФИ и договоров репо установлены, соответственно, статьями 51.4 и 51.3 Закона о РЦБ.
Определенной спецификой обладает рынок эмиссионных ценных бумаг.
В ст. 2 Закона о РЦБ даются определения относимых к эмиссионным ценным бумагам акциям, облигациям, опционам эмитента и российским депозитарным распискам.
Порядок эмиссии ценных бумаг юридическими лицами определяется Законом о РЦБ, а также утвержденными Банком России Стандартами эмиссии <1>. Особенности эмиссии ценных бумаг кредитных организаций установлены Инструкцией Банка России от 27 декабря 2013 г. N 148-И "О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации" <2>; государственных и муниципальных ценных бумаг - Законом об особенностях эмиссии и обращения ГМЦБ. Физические лица не вправе выпускать эмиссионные ценные бумаги.
--------------------------------
<1> См.: Положение Банка России от 11 августа 2014 г. N 428-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" // Вестник Банка России. 2014. N 89 - 90.
<2> Вестник Банка России. 2014. N 32 - 33.
По общему правилу процедура эмиссии включает следующие этапы.
1. Принятие уполномоченными органами обязанного по эмиссионным ценным бумагам лица (эмитента) решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг. В качестве такого решения могут выступать, например, решение об учреждении акционерного общества единственным учредителем или договор о создании акционерного общества, решение об увеличении уставного капитала акционерного общества (в случае эмиссии акций), решение уполномоченного органа эмитента о размещении облигаций, иное решение - в зависимости от целей и условий эмиссии конкретных ценных бумаг.
2. Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Такое решение представляет собой документ, составленный по форме, установленной Стандартами эмиссии, который удостоверяет права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой.
3. Государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, которую осуществляет регулятор, или присвоение идентификационного номера выпуску в случаях, когда по закону его государственная регистрация не требуется (например, при выпуске биржевых облигаций).
4. Размещение эмиссионных ценных бумаг, в ходе которого заключаются гражданско-правовое сделки между эмитентом и их первыми владельцами.
5. Государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или, в случаях установленных Законом о РЦБ, представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с установленными требованиями, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При учреждении акционерного общества в порядке исключения размещение акций осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций - одновременно с государственной регистрацией их выпуска (п. 3 ст. 19 Закона о РЦБ).
Судебная практика в отношении сделок купли-продажи акций, совершенных до государственной регистрации в установленном порядке решений об их выпуске стоит на позиции признания их недействительными (см. п. 1 Обзора практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций) <1>.
--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. N 33 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 6. С. 82.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 220.