Документация учителя-логопеда в группе для детей с ОНР.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию.

Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психоневролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

- речевую карту на каждого ребенка;

- перспективный и календарный план работы;

- индивидуальные тетради на каждого ребенка;

- тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Речевая карта заполняется логопедом на каждого ребенка группы в течение первых двух недель по результатам логопедического обследования (с 1 по 15 сентября). В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий, обязательно записываются образцы детской речи с ее лексико-грамматическими и фонетическими ошибками По окончании обследования оформляется логопедическое заключение в соответствии с психолого-педагогической (ОНР, второй уровень речевого развития) и клинико-педагогической (дизартрия) классификациями и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. Образец речевой карты дан на с. 39 — 43 настоящей книги.В конце учебного года в речевой карте необходимо отметить итог логопедической работы: какие дефекты в произношении и аграмматизмы в речи еще имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения. В заключении даются рекомендации для дальнейшего обучения.Следующий вид документации логопеда — перспективное и календарное планирование.Перспективное планирование в группе общего недоразвития речи представлено в пособии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа — фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия. Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

- фамилия и имя ребенка;

- тема индивидуального занятия;

- содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. Для удобства можно использовать общие тетради в 96 листов. Тетрадь должна оформляться красочно, совместно с воспитателем и родителями, с привлечением посильной помощи ребенка. В ней записываются индивидуальные задания.

Основное содержание записи должно включать:

- дату проведения индивидуального занятия;

- задания для развития фонематического слуха;

- артикуляционные упражнения;

- упражнения на формирование правильного произношения;

- упражнения для развития лексико-грамматических представлений;

- упражнения для развития связной речи;

- упражнения для развития неречевых процессов.

В течение недели по индивидуальным тетрадям с детьми занимаются воспитатели, в выходные дни тетради отдают родителям для закрепления и повторения материала за истекшую неделю.

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда — пример совместной работы логопеда и воспитателя.

Ежедневно в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.

В тетради записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

Годовой отчет логопеда — это отчет об эффективности работы логопеда за год, который представляется старшему логопеду округа. Содержание годового отчета включает следующие данные:

- фамилия, имя и отчество логопеда, речевой диагноз детей, входящих в группу, год обучения;

- дата комплектования группы;

- количество детей, поступивших в группу, с указанием диагноза каждого из них;

- количество выпущенных детей (всего; с хорошей речью; со значительным улучшением; без значительного улучшения);

- учреждение, куда рекомендовано направить ребенка (общеобразовательная школа, массовый детский сад, Коррекционный класс, речевая школа, вспомогательная школа);

- количество детей, оставленных в логопедической группе, с каким диагнозом;

- количество детей, выбывших в течение года по разным причинам (указание причины).

Дата: 2019-11-01, просмотров: 267.