Весь период обучения делится на четыре этапа:
Подготовительный этап – создание фонетико-фонематической базы)
Этап формирования слоговой структуры слова – состоит из 3-х ступеней
Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова – заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками
Заключительный этап – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи, навыка слогового анализа и синтеза
1.Подготовительный этап |
Формирование умение выделять и овладеть произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.) |
Формирование навыка восприятия и способность к воспроизведению: - сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.) - слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПА-ПУ); - слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); - слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК); |
2. Этап формирования слоговой структуры слова |
Овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т.п.) |
3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова |
Отражённое проговаривание и заучивание: - слов, словосочетаний и предложений; - рифмовок и стихов; - скороговорок; - рассказов; |
4. Заключительный этап |
Закрепление навыка правильной слоговой структуры слов, навыка слогового анализа и синтеза в различных ситуациях речевого общения и видах деятельности. |
Включение данных этапов коррекционно-логопедической работы в общую систему целенаправленного коррекционного воздействия на дошкольников с ОНР, последовательная реализация каждого этапа с учётом онтогенеза слоговой структуры, позволит наиболее эффективно преодолеть нарушения слоговой структуры слов у детей с ОНР.
Эта работа проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях.
В ходе индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы.
На фронтальных занятиях активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и используются как: организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.
19. Формирование навыков словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
I этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике
форм;
II этап – формирование менее продуктивных форм;
III этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению,
менее продуктивных форм словоизменения.
Содержание I этапа логопедической работы.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
1. Дифференциация имени- тельного падежа ед.ч. и мн.ч. 2. Отработка беспредлож- ных конструкций ед. числа. | На первом этапе работы над прилагательными не прово- дится. | Согласование существи- тельного и глагола настоя- щего времени 3-го лица в числе. |
Содержание II этапа логопедической работы.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
1. Понимание и употребле- ние предложно-падежных конструкций ед.ч. 2. Закрепление беспредлож- ных форм мн. числа. | Согласование прилагатель- ного и существительного в именительном падеже единственного и множест- венного числа. | 1. Дифференциация глаго- лов 1, 2, 3-го лица настоя- щего времени. 2. Согласование сущест-вительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде. |
Содержание III этапа логопедической работы.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
Употребление предложно- падежных конструкций в косвенных падежах мн. ч. | Согласование прилагатель- ного и существительного в косвенных падежах. | Согласование глаголов про- шедшего времени с сущест- вительными в роде и числе. |
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 202.