Дифференциация существительных именительного падежа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного

числа в следующей последовательности: винительный падеж

(нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный,

дательный, творительный падеж (со значением орудийности).

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного

числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных

множественного числа.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.

1. Формы множественного числа с окончанием –ы (стол – столы).

2. Формы множественного числа с окончанием –и (мяч - мячи).

3. Формы множественного числа с окончанием –а (дом - дома).

4. Формы множественного числа с окончанием –ia (стул - стулья).

Формирование падежных форм существительных с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе рекомендуется проводить в следующей последовательности.

Единственное число существительных.

1) Винительный падеж.

2) Родительный падеж.

3) Дательный падеж.

4) Творительный падеж.

В и н и т е л ь н ы й падеж.

При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе.

В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности:

а) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:

- мужского рода (дом, стол, мяч),

- женского рода (кровать, морковь);

б) формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием

-о, -е (окно, дупло, кофе);

в) формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных

существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном

падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

- с ударным окончанием (лису, осу, сосну),

- с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу);

г) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского

рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:

- с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня),

- с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика);

д) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского

рода с изменением звуковой структуры основы слова:

- с ударным окончанием (льва, щенка, воробья),

- с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).

Р о д и т е л ь н ы й падеж.

В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударение, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа:

а) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие

звуковую структуру основы именительного падежа:

- с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня),

- с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя);

б) формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие

основу именительного падежа без изменений:

- с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра),

- с безударным окончанием (яблока, озера, кресла);

в) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением

звуковой структуры основы слова:

- с ударным окончанием (щенка, скворца, льва),

- с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка);

г) формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода

на -а, -я в именительном падеже:

- с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы),

- с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы).

Д а т е л ь н ы й падеж.

При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимании на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.

С учетом этих факторов рекомендуется следующая последовательность в работе:

а) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю, сохраняющие

основу именительного падежа:

- с ударным окончанием (ежу, петуху, коню),

- с безударным окончанием (брату, волку, мальчику);

б) формы существительных среднего рода с окончанием –у, -ю:

- с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу),

- с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу);

в) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю с изменением

звуковой структуры основы слова:

- с ударным окончанием (льву, пню, скворцу),

- с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу);

г) формы с окончанием существительных мужского и женского рода на

- а, -я в именительном падеже:

- с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле),

- с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне).

Т в о р и т е л ь н ы й падеж (значение орудийности).

Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание - ом, которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание -ой появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе:

а) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем,

сохраняющие звуковую структуру основы:

- с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом),

- с безударным окончанием (клювом, трактором);

б) формы существительных среднего рода с окончанием -ом, -ем:

- с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом),

- с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем);

в) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем

с беглой гласной в корне:

- с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком),

- с безударным окончанием (дятлом, перцем);

г) формы с окончанием -ой, -ей существительных мужского и женского

рода на -а, -я в именительном падеже:

- с ударным окончанием (пилой, косой, метлой),

- с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой);

д) формы существительных женского рода с окончанием -ью

(дверью, тетрадью).

Множественное число существительных.

В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности – неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:

1) Дательный падеж.

2) Творительный падеж.

3) Родительный падеж.

4) Винительный падеж.

Д а т е л ь н ы й падеж.

а) Формы с ударным окончанием -ам, -ям.

Речевой материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.

б) Формы с безударным окончанием -ам, -ям.

Речевой материал: коровам, девочкам, мальчикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотенцам, кольцам и др.

Т в о р и т е л ь н ы й падеж.

а) Формы с ударным окончанием -ами, -ями.

Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, дворами, часами и др.

б) Формы с ударными окончаниями -ами, -ями.

Речевой материал: мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотенцами, одеялами и др.

Р о д и т е л ь н ы й падеж.

а) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой

на твердый согласный:

- с ударным окончанием (столов, домов, котов, шкафов, дубов, пауков,

топоров, шаров и др.);

- с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).

б) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в

именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев).

в) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:

- с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон,

собак, книг, берез);

- с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, веток, белок,

скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, юбок, курток).

г) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих

окончание в именительном падеже множественного числа:

- с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес,

одеял);

- с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец,

блюдец, стекол, полотенец, ведер, весел).

д) Формы с окончаниями –ей существительных мужского рода с основой

на мягкий согласный или шипящий звук:

- с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей,

ножей, пней, камней и др.);

- с безударным окончанием (портфелей, медведей).

е) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным

мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

- с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);

- с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).

ж) Формы с окончаниями -ей существительных среднего рода с основой

на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей,

морей, полей).

В и н и т е л ь н ы й падеж.

Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности – неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности – неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

 

20. Формирование навыков словообразования у детей с ОНР.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснение значения слов: "О чем говорит слово воробьишко?" (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)

В основном используются словесные игры и упражнения: "Магазин", "Зоопарк", "Угадай, чего не стало".

Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии "Дикие и домашние животные" (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).

Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмыслить их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру "Знаешь ли ты профессии?" (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре "Кто он такой?" дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре "И я тоже " дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.

Детей учат подбирать однокоренные слова ("слова-родственники") (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). "Слова - родственники" должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи слов более или менее (аналитический способ): чистый - чище - более чистый.

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.

 

21. Методика формирования и развития связной речи у дошкольников с ОНР.

 

22. Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.

При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

§ расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

§ уточнение значений слов;

§ формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

§ организация семантических полей, лексической системы;

§ активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 179.