единственного и множественного числа.
2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного
числа в следующей последовательности: винительный падеж
(нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный,
дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного
числа.
4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных
множественного числа.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.
1. Формы множественного числа с окончанием –ы (стол – столы).
2. Формы множественного числа с окончанием –и (мяч - мячи).
3. Формы множественного числа с окончанием –а (дом - дома).
4. Формы множественного числа с окончанием –ia (стул - стулья).
Формирование падежных форм существительных с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе рекомендуется проводить в следующей последовательности.
Единственное число существительных.
1) Винительный падеж.
2) Родительный падеж.
3) Дательный падеж.
4) Творительный падеж.
В и н и т е л ь н ы й падеж.
При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе.
В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности:
а) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:
- мужского рода (дом, стол, мяч),
- женского рода (кровать, морковь);
б) формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием
-о, -е (окно, дупло, кофе);
в) формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных
существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном
падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
- с ударным окончанием (лису, осу, сосну),
- с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу);
г) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского
рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
- с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня),
- с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика);
д) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского
рода с изменением звуковой структуры основы слова:
- с ударным окончанием (льва, щенка, воробья),
- с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).
Р о д и т е л ь н ы й падеж.
В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударение, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа:
а) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие
звуковую структуру основы именительного падежа:
- с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня),
- с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя);
б) формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие
основу именительного падежа без изменений:
- с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра),
- с безударным окончанием (яблока, озера, кресла);
в) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением
звуковой структуры основы слова:
- с ударным окончанием (щенка, скворца, льва),
- с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка);
г) формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода
на -а, -я в именительном падеже:
- с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы),
- с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы).
Д а т е л ь н ы й падеж.
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимании на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.
С учетом этих факторов рекомендуется следующая последовательность в работе:
а) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю, сохраняющие
основу именительного падежа:
- с ударным окончанием (ежу, петуху, коню),
- с безударным окончанием (брату, волку, мальчику);
б) формы существительных среднего рода с окончанием –у, -ю:
- с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу),
- с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу);
в) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю с изменением
звуковой структуры основы слова:
- с ударным окончанием (льву, пню, скворцу),
- с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу);
г) формы с окончанием -е существительных мужского и женского рода на
- а, -я в именительном падеже:
- с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле),
- с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне).
Т в о р и т е л ь н ы й падеж (значение орудийности).
Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание - ом, которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание -ой появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе:
а) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем,
сохраняющие звуковую структуру основы:
- с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом),
- с безударным окончанием (клювом, трактором);
б) формы существительных среднего рода с окончанием -ом, -ем:
- с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом),
- с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем);
в) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем
с беглой гласной в корне:
- с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком),
- с безударным окончанием (дятлом, перцем);
г) формы с окончанием -ой, -ей существительных мужского и женского
рода на -а, -я в именительном падеже:
- с ударным окончанием (пилой, косой, метлой),
- с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой);
д) формы существительных женского рода с окончанием -ью
(дверью, тетрадью).
Множественное число существительных.
В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности – неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа:
1) Дательный падеж.
2) Творительный падеж.
3) Родительный падеж.
4) Винительный падеж.
Д а т е л ь н ы й падеж.
а) Формы с ударным окончанием -ам, -ям.
Речевой материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.
б) Формы с безударным окончанием -ам, -ям.
Речевой материал: коровам, девочкам, мальчикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотенцам, кольцам и др.
Т в о р и т е л ь н ы й падеж.
а) Формы с ударным окончанием -ами, -ями.
Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, дворами, часами и др.
б) Формы с ударными окончаниями -ами, -ями.
Речевой материал: мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотенцами, одеялами и др.
Р о д и т е л ь н ы й падеж.
а) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой
на твердый согласный:
- с ударным окончанием (столов, домов, котов, шкафов, дубов, пауков,
топоров, шаров и др.);
- с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).
б) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в
именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев).
в) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:
- с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон,
собак, книг, берез);
- с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, веток, белок,
скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, юбок, курток).
г) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих
окончание -а в именительном падеже множественного числа:
- с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес,
одеял);
- с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец,
блюдец, стекол, полотенец, ведер, весел).
д) Формы с окончаниями –ей существительных мужского рода с основой
на мягкий согласный или шипящий звук:
- с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей,
ножей, пней, камней и др.);
- с безударным окончанием (портфелей, медведей).
е) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным
мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:
- с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);
- с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).
ж) Формы с окончаниями -ей существительных среднего рода с основой
на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей,
морей, полей).
В и н и т е л ь н ы й падеж.
Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности – неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности – неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
20. Формирование навыков словообразования у детей с ОНР.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок - грачата, снегирь - снегирята - один и много, но один птенчик - ласточка, синичка, много - ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: "О чем говорит слово воробьишко?" (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)
В основном используются словесные игры и упражнения: "Магазин", "Зоопарк", "Угадай, чего не стало".
Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии "Дикие и домашние животные" (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмыслить их, оперировать ими.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру "Знаешь ли ты профессии?" (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре "Кто он такой?" дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре "И я тоже " дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.
Детей учат подбирать однокоренные слова ("слова-родственники") (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). "Слова - родственники" должны иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.
Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи слов более или менее (аналитический способ): чистый - чище - более чистый.
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку, следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
21. Методика формирования и развития связной речи у дошкольников с ОНР.
22. Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.
При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
§ расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
§ уточнение значений слов;
§ формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
§ организация семантических полей, лексической системы;
§ активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.