Роль родного языка в развитии психики ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История выявления и изучения проблемы онр в россии. Понятие онр

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Это обоснование строится на позициях системного подхода к языку и речи. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени от отсутствия речи или ее лепетного состояния до развернутой, но с элементами фонетического или лексико-грамматического недоразвития. В качестве общих признаков ОНР отмечают: позднее начало развития речи или длительное застревание на ранних стадиях речевого развития. Скудный словарный запас, аграмматизмы и дефекты звукопроизносительной стороны речи.

Р.Е.Левина определила 3 уровня речевого развития в соответствии с которыми выделяется степень тяжести ОНР: ОНР I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, ОНР III уровня речевого развития. Выделение данных уровней произошло в 60-е годы.

В конце 90-х – начале 2000-х годов снова появился интерес к изучению ОНР с учетом измен. категорий детей. Т.Б. Филичева выделила и описала ОНР IV уровня речевого развития, охарактеризовав его как неярко выраженное проявление ОНР. Авторы отмечают, что ОНР может наблюдаться при развличных формах речевой патологии, в тех случаях, когда одновременно нарушены разные компоненты речевой системы.

Для современного изучения ОНР характерно наличие разных подходов. Выделяют психолого-педагогический и клинический подходы к изучению.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

В 1969 году Р.Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.


6. понятие, структура дефекта при онр

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка - фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).


Этиология, патогенез онр

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

· гипоксические поражения центральной нервной системы;

· конфликт резусов матери и плода;

· асфиксия плода;

· родовые травмы плода и т.д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Классификация онр

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

• неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)

• осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)

• грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

• 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.

• 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.

• 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.

• 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

9. психолого педагогическая характеристика детей с онр

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

– нарушены внимание и память;

– нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

– недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в тех случаях, когда предложено показать на листке только круги (овалы и т.п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (овощи, фрукты и т.п.

Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.

Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия 6-8 подарков на день рождения, чем 4-5 спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Это приводит к дефектному произношению звуков, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают трудности при классификации предметов, обобщении явлении и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

Дети с указанными нарушениями могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; некоторые с трудом решают математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки.

Характерологические (личностные) особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так, на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

10. Особенности обследования детей с онр: сбор анамнестических даннных.

Ориентировочный этап логопедического обследования начинается со знакомства со специальной документацией и беседой с родителями. Задача данного этапа – изучить медицинскую, психолого-педагогическую документацию и дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка.

Отмечаются следующие основные моменты речевого развития:

- время начала гуления, лепета, первых слов, фазовой речи;

- не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине и как восстанавливалась речь);

- характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых и т.д.);

- отношение ребенка к своему речевому дефекту;

- оказывалась ли ранее логопедическая помощь и каковы ее результаты.

Поскольку нарушения речи иногда обусловлены снижением слуха, необходимо убедиться в полной его сохранности у обследуемого ребенка.

11. Особенности обследования детей с онр: обследование грамматического строя речи

Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи, в ходе которого выявляются: -- степень владения навыками словоизменения и составления словосочетаний (согласование различных частей речи в роде, числе, падеже);

-- характер употребления предложных конструкций;

-- правильность построения предложения по законам грамматики.

При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:

-- преобразовать существительное единственного числа в существительное множественного числа («Один стол, а много…?»);

-- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного («На этой картинке есть дерево (деревья), а на этой нет чего?» «Дерева ( деревьев).»);

-- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;

-- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит… лесом»; «Мяч лежит… столом»);

-- составить предложения по сюжетной картине (при этом отмечается преобладающее количество частей речи в предложении, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

-- составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»).

При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в именительном и родительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).

Специфические ошибки грамматического оформления речи, которые проявляются в нарушении понимания и употребления грамматических категорий, определяется термином «аграмматизм».

Дата: 2019-11-01, просмотров: 190.