ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная задача логопедического воздействия — научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; продолжить работу по словоизменению, научить согласовывать прилагательные с существительными.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, владеющими аграмматичной фразовой речью. Словарный запас у этих детей значительно больше, чем у детей, находящихся на предшествующих этапах становления речи. В их речи встречаются названия признаков предметов, а также слова, выражающие некоторые временные и пространственные понятия ( давно, вчера, летом и т. д.). Особенности этого периода: а) появление некоторых простых предлогов. Первоначально вместо предлога может произноситься гласный звук а или у: «атале», «акамани» (в столе, в кармане).Ребенок как бы оставляет место для будущего предлога.

шестой этап — «Повествовательная форма речи».

 

18. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения и слоговой структуры у детей с ОНр.

Работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, слухового и фонематического восприятия)

2. Отработка правильного произношения звуков.

3. Автоматизация и дифференциация звуков речи и введение их в разговорную речь.

Развитие речевой – артикуляционной - и мелкой моторики – это одно из главных направлений логопедической работы. Известные теоретики и практики доказали это в своих работах (М. Е.Хватцев, О.В. Правдина, М. Ф. Фомичева, М. М Кольцова).

Учитывая ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью повышения заинтересованности к выполнению традиционной артикуляционной гимнастики, необходимо включать в работу различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный. Например, при выполнении упражнения «вкусное варенье», если ребенок, облизывая верхнюю губу, не может удержать нижнюю губу неподвижно, необходимо большим пальцем удерживаю ее [14].

Так у дошкольника с ОНР создается новое ощущение – неподвижность нижней губы (опора на двигательный анализатор). Или при постановке звука «ш»: дошкольник делает и язычок и ладошку в форме «чашечки», опираясь на артикуляционную схему звука, произносит звук (используется слуховой, зрительный и двигательный анализаторы).

Начинать работу необходимо с упражнения «Птенчики», т. к. важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп упражнений сначала медленный, постепенно темп выполнение увеличивала. Ребенок ориентируется на темп, заданный педагогом и образец движения руки. Использование элементов биоэнергопластики улучает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Постановка звука навсегда начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными. Последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (свистящие, шипящие, «л», «р»). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у старших дошкольников, бывает достаточно фиксации внимания ребенка на звуке.

На этом этапе хорошо зарекомендовали звукоподражательные упражнения. Если невозможно поставить звук на основе подражания, использую объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением ребенка [20].

Очень хорошо себя зарекомендовали на этом этапе работы «Сказка о Веселом язычке», «Утро с котиком Музиком», различные сказки устного народного творчества. Знакомя ребенка со звуком, необходимо связывать его с конкретным образом (з-з-з – песня комара, ж-ж-ж – жужжание жука).

Например, когда рассказываете «Сказку о Веселом ветре», можно попросить ребенка внимательно посмотреть на педагога и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына, каждый сын дул по-своему. Старший сын, например, дул так: вытянет губы так, как будто хочет потушить свечку, и подует и т. д. В образной доступной ребенку форме сказка дает представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, ребенок старается подражать правильно

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Для этого следует использовать специальные игры. Много раз повторять «ша-шо-шу», «жа-жо-жу» … ребенку скучно, а шипеть, как змея, жужжать, как пчелы, куковать кукушкой интересно, данные приемы активизирую дошкольников, ребенку не надоест очень долго. Разнообразить приемы работы позволяют использовать речевые игры, которые не требуют специальной подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах [8].

Зачастую самым трудным и длительным является третий этап - автоматизация и дифференциация звуков речи и введение их в разговорную речь. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность мышц речевого аппарата и добиться правильного произношения звука, чем ввести его в повседневную речь ребенка, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка сложного нового навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Эта работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени.

В начале логопедической работы необходимо научить детей с ОНР слышать, различать и определять речевые и неречевые звуки («Где позвонили?», «Угадай, что звучало?»), выделять заданный звук из звукового ряда, слога, слова («Кто самый внимательный?»), первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук в слове», затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов») [12].

Параллельно с этим необходимо проводить работу по звуковому анализу и синтезу, что является подготовительным этапом к обучению грамоте. Так, проводя игру «Живые звуки», дети в непосредственной обстановке делают анализ и синтез слога, выделяют звуки, дают им характеристику.

Кроме того, можно провести игры в подборе слов с определенным звуком («Кто в домике живет», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с-ш, р-л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»). Одновременно с этим следует проводить работу по различению звуков, что является профилактикой дисграфии [8]

Дата: 2019-11-01, просмотров: 248.