Содержание следующего направления логопедического обследования предлагает изучение лексической стороны речи (словарного запаса). При этом ставятся следующие задачи:
-- выявить соответствие или несоответствие словарного запаса возрастной норме;
-- выяснить точность употребления лексических значений слов;
-- охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи).
При обследовании словарного запаса предлагаются задания, при выполнении которых используются знания детей об окружающем мире:
-- назвать существительные, обозначающие предмет и его части (чайник: емкость для воды, крышка, носик, донышко);
-- назвать существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);
-- назвать глаголы, обозначающие действия с предметами; состояния, чувства, явления;
-- назвать прилагательные, обозначающие величину предметов (высо- кий, низкий, узкий); цвет (основные цвета и их оттенки); форму (круглый, овальный, квадратный); качества (молочный, пушистый, гладкий); сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний);
-- подобрать обобщающие слова при классификации предметов (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);
-- назвать времена года и перечислить их признаки;
-- назвать животных и их детенышей;
-- перечислить знакомые профессии;
-- подобрать синонимы, антонимы к разным частям речи и т.д.
При обследовании лексической стороны речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования.Основными видами заданий являются:
-- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т.п.);
-- образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т.п.);
-- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки -- бельчонок, бельчата; у лошади -- жеребенок, жеребята);
-- образование глаголов с помощью приставок.
13. Особенности обследования детей с онр обследование связной речи
Обследование связной речи проводиться с целью выявления уровня сформированности самостоятельного связного высказывания. Этот этап обследования может проводиться в ходе беседы, а также при выполнении следующих видов заданий:
-- пересказывание;
-- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
-- составление рассказа по сюжетной картинке;
-- составление рассказа-описания;
-- составление рассказа по представлению.
Одним из важных условий успешного проведения обследования является установление контакта с ребенком. Рекомендуется использовать игровые ситуации, красочные наглядные материалы, игрушки. Обследование не должно исчерпываться одной или несколькими встречами с ребенком. За ним необходимо вести наблюдение и в ходе педагогической работы, и на занятиях, а также в играх и на прогулках.
Логопедическое обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями с применением как педагогических, так и психологических методик.
14. Особенности обследования детей с онр обследование слоговой структуры и звукопроизношения
Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка правильно произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, в словах, во фразе (по заданию логопеда), а также умение использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные виды нарушения звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков.
Для исследования произношения звуков в словах необходимо иметь набор специальных предметных картинок. Ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых проверяемый звук находится в разных позициях – в начале, конце, середине слова, при стечении согласных.
Логопедическое обследование детей с ФФН предполагает такжеобследование слоговой структуры слова. С этой целью подбираются слова сложной слоговой структуры с разным количеством и типом слогов. Для выяснения степени владения слоговой структурой слова основными видами заданий являются следующие:
- повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);
- самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом, названия которых имеют сложную слоговую структуру (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, ящерица, пирамида);
- повторение предложений, включающих в себя слово сложной слоговой структуры («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»). При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок.
При фонетико-фонематическом недоразвитии нарушения слоговой структуры, которые наблюдаются в малознакомых и сложных словах, могут быть представлены следующим образом:
-- сокращение количества слогов, чаще – при стечении согласных в слове;
-- добавление лишних звуков и слогов;
-- перестановка звуков и слогов;
-- замена звуков и слогов;
-- персеверация (застревание) слогов;
-- антиципация (предвосхищение) слогов.
15. Особенности обследования детей с онр обследование фонематический процессов
Следующий этап – обследование фонематических процессов. При обследовании фонематического слуха необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:
- свистящих и шипящих;
- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);
- сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.);
- мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.).
Основным приемом при этом является повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д. Если у ребенка нарушено произношение некоторых из оппозиционных звуков, то ему предлагается определить на слух заранее оговоренный слог в ряду слогов и обозначить его каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши).
При изучении фонематического восприятия выявляется способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, коза-коса, день-тень-пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку или объяснить лексическое значение каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки.
16. психолого педагогическое обследование детей с онр
17. поэтапное формироваие речи при ее недоразвитии
предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение «синтаксического стереотипа» опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.
Каждый из шести этапов (разделов) настоящей главы предназначается для логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т. д.).
Логопедическая работа, предлагаемая в каждом из разделов этой главы, может строиться только на базе того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Поэтому рекомендуется начинать занятия с заданий, помещенных в предыдущих разделах.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ-КОРНЕЙ
Основная задача логопедического воздействия — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.
Этот раздел предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из отдельных плохо произносимых односложных слов, звукоподражаний или названий близких ребенку лиц: «ма?> или «мама», «па» или «папа», «дя» (дай), «ова» (Вова), «ав» (собака), «кс» (кошка), «би-би» (машина) и т, д.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 219.