1. Коррекционная работа строится следующим образом:
- логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия;
- воспитатели дублируют занятия по заданию логопеда, развивая все компоненты речевой системы;
- родители выполняют домашние задания логопеда.
Работа логопеда.
а) Индивидуальные занятия с детьми в кабинете.
Они включают в себя:
- упражнения на развитие правильного дыхания;
- работу по воспроизведению слов как простого, так и сложного слогового состава;
- артикуляционную гимнастику для губ и языка, служащую для укрепления мышц речевого аппарата;
- постановку и автоматизацию необходимых звуков.
б) Подгрупповые занятия.
На этих занятиях дети знакомятся:
- со звуками (гласными и согласными);
- учатся различать звуки (по твердости - мягкости и глухости- звонкости);
- делить слова на слоги;
- определять количество слогов;
- определять место звука в слове;
- составлять звуковые схемы слов;
- выполнять пальчиковую гимнастику, поскольку тонкие движения наших пальцев напрямую связаны с формированием речи и, соответственно, правильного произношения.
Частью таких занятий является лексическая работа, в ходе которой происходит обогащение словарного запаса детей по определенной теме, изучаемой неделю или две в зависимости от сложности.
Актуальна и работа над развитием грамматического строя речи, подразумевающая развитие умений и навыков формирования правильных грамматических окончаний слов:
зеленый - зеленая- зеленое- зеленые;
согласование прилагательных с существительными:
сочный апельсин, ароматное яблоко, мягкая слива;
числительных с существительными:
один мяч, два мяча, пять мячей;
правильное употребление простых и сложных предлогов,
образование относительных и притяжательных прилагательных и т.п.
Работа воспитателей.
Ежедневное проведение вечерних занятий с детьми на закрепление знаний по:
- лексической теме;
- коррекции слоговой структуры слова,
- автоматизации проблемных звуков,
- формированию фонематического слуха и восприятия,
- развитию грамматических категорий,
- сенсорных и моторных навыков,
- обогащению и активизации словарного запаса,
- развитию высших психических функций, памяти.
Работа родителей.
Вместе с ребенком выполнять задания рекомендованные логопедом по логопедическому дневнику:
- проговаривание отраженно и самостоятельно слов какого-либо типа слоговой структуры слова;
- автоматизация проблемных звуков в слогах, словах, фразах, стихах;
- выполнение практических заданий на развитие внимания, мышления, памяти, сенсорных и моторных навыков;
- следить в быту за речью ребенка - мягко и ненавязчиво просить исправляться, если слово или звук в слове произнесен неверно.
Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность, сократить период коррекционного обучения. Ежегодно разрабатываю план работы с родителями на весь учебный год, который способствует решению возникающих проблем у детей в процессе обучения.
Виды, структура логопедических занятий. Требования к построению разных видов логопедических занятий.
Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.
Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы выполняют одну и ту же работу.
Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.
Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. При легких нарушениях фонетической системы (дислалии) индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, при тяжелых (дизартрии) – 3 раза в неделю.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 277.