При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
28. задачи и основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР.
Задачами подготовки к усвоению грамотой являются:
– формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
– уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей;
– развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений);
– уточнить понимание детьми используемых предлогов;
– учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;
– заучивание наизусть речевого материала;
– формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;
– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками;
– поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности;
– развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи;
– развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях;
– привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7, с. 65].
Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения подготовки к грамоте детей с ОНР должен включать:
1. Подготовка руки к письму (занятии по развитию мелкой моторики):
– развития кинетической и кинестетической основы движения;
– развитие согласованных движений обеих рук;
– развитие динамики кисти руки и движений пальцев;
– развитие зрительно - моторной координации.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха:
– узнавание и дифференциация звуков речи;
– дифференциация одинаковых звуков по силе, высоте и тембру;
– дифференциация слов, близких по звуковой структуре;
– дифференциация слов;
– дифференциация фонем сходных артикуляционных и акустических характеристик;
– навыков звукового анализа и синтеза.
3. Коррекция звукопроизношения:
– развитие речевого дыхания;
– формирование артикуляционной базы (точность движения, плавность, темп, стабильность конечного результата, умения переключаться от одного движения к другому);
– постановка, автоматизация звуков в разных позиционных условиях;
– дифференциации поставленных и автоматизированных звуков; обработка звуков в спонтанной речи в различных видах деятельности [1, с. 45; 2, с. 98].
Следовательно, в процессе подготовке к грамоте детям дошкольного возраста с ОНР необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, так как это будет способствовать предотвращению трудностей, которые могут возникнуть на этапе обучения чтению и письму в школе.
Это обязательный элемент обучения при подготовке детей к грамоте в комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка.
При выполнении работ по подготовке дошкольников к обучению грамотеследует обратить внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держа ручку, координации движений
Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.