Технология - это совокупность производственных процессов и правил по их реализации. Упрощённо для строительства это последовательность действий, направленных на создание объекта.
Технология определяется техническим и экономическим уровнем развития общества. Выбор технологии из нескольких возможных осуществляется исходя из необходимости удовлетворения определённых критериев эффективности, к которым применительно к строительству можно отнести такие, как:
- минимальная стоимость,
- минимальные трудозатраты,
- минимальные сроки возведения объекта,
- высокое качество, понимаемое как степень соответствия продукции мировым образцам (потребительское качество) и как соответствие нормативным отечественным требованиям (производственное качество), а также безопасность работ и др.
Технологические и конструктивные решения мостового сооружения взаимосвязаны и взаимозависимы. Совершенствование технологии приводит к созданию новых конструкций. Например, изобретение в 1845 парового молота позволило сооружать более мощные свайные фундаменты. Неучёт же технологии может привести к аварии. Например, применение методов продольной надвижки или навесного монтажа пролётных строений требует проверки несущих конструкций на усилия, возникающие при монтаже, и возможно только при усилении надвигаемых или монтируемых в навес мостовых конструкций, поскольку в монтажный и эксплуатационный периоды они работают по-разному.
Современные технологии строительства мостов опираются на опыт наших предшественников, которые зачастую методом попыток, с разочарованиями и открытиями отрабатывали способы сооружения мостовых объектов. Иные из них со временем уходили, порой после триумфального использования (например, кессоны, которые при строительстве Литейного моста в 1879 году ещё были ноу-хау и которые, кстати, с успехом использовались при строительстве мостов Транссибирской магистрали и других объектов в связи с колоссальной несущей способностью этих фундаментов).
Любая технология, как известно, проходит три стадии: становление, функционирование и спад (рис. 1). В недрах старой технологии всегда зреет другая, более эффективная по критериям эффективности. (Пример - внедрение "буровых" технологий при сооружении фундаментов опор, когда буровые сваи пришли на смену широко применявшимся до этого сваям-оболочкам, предполагающим "вибрационную" технологию.)
Задача инженеров и учёных - способствовать этому процессу.
При определённых обстоятельствах, часто связанных с техническим уровнем развития общества, происходит ренессанс «старой» технологии, например, при сооружении железобетонных мостов:
- в 1900-х - 1950-х годах - эра монолитного железобетона;
- в 1950-х - 1990-х годах - повсеместное внедрение сборного железобетона;
- в 1990-х годах по настоящее время - снова расцвет монолитного железобетона.
Заметим, что применение сборного железобетона не вычёркивается, происходит совершенствование конструктивно-технологических решений на основе отечественного и мирового опыта по применению монолитного железобетона.
тивность |
Рисунок 1.1. Развитие технологий с течением времени
Современные технологии сооружения балочных пролётных строений, с успехом используемые в отечественном мостостроении, можно представить в виде таблицы (рис. 2). Каждая технология имеет свою область применения, свои достоинства и недостатки. Выбор технологии определяется, как правило, местными условиями и возможностями подрядной организации. При этом, наряду с другими критериями эффективности, разумеется, немалую роль играют экономические факторы, поэтому сравнение вариантов технологии производится по приведенным затратам ПЗ, определяемым по формуле
где С - себестоимость строительно-монтажных работ;
К - капитальные вложения в производственные фонды;
ЕН - коэффициент нормативной эффективности капиталовложений;
i - номер варианта технологии.
При этом учитываются сроки сооружения объекта по сравниваемым вариантам.
Рисунок 1.2. Технологии сооружения мостов
Монолитные железобетонные балочные конструкции устраиваются для пролётов до 18 м в виде плитных пролётных строений, для пролётов 18-42 м - плитно-ребристые, при пролётах более 42 м - коробчатые. При этом для многопролётных эстакад целесообразно попролётное бетонирование с использованием метода цикличной продольной надвижки (ЦПН) или на перемещающихся подмостях. При увеличении пролётов эффективен метод навесного бетонирования, о чём свидетельствует опыт построенного недавно моста в Иркутске.
Сборный железобетон в настоящее время в отечественном мостостроении чаще применяется в виде разрезных балок длиной до 33 м.
Металл экономически целесообразен при больших пролётах. Применение его технологично, мостостроители успешно используют и навесной, и наплавной монтаж, а также продольную и поперечную передвижку металлических пролетных строений. Сборка на подмостях, широко применявшаяся в прежнее время, также и сейчас используется, имея свою область применения (например, сборка на насыпи подхода при последующей продольной надвижке или на подмостях для поперечной передвижки с целью погрузки на плавучие опоры).
Вопросы для самостоятельной проработки:
1. Организация проектирования мостов
2. Принципы отечественного мостостроения
Дата: 2019-11-01, просмотров: 302.