Заводская сортировочная станция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основа транспортного комплекса большинства заводов – железнодорожный транспорт, одним из основных элементов которого является заводская сортировочная станция, связывающая сеть дорог общего пользования с подъездными путями предприятий и внутризаводским транспортом. На рис. 2.15 приведена схема ЗСС металлургического завода.

Отдельные технологические операции выполняются на ЗСС так же, как и на станциях общей сети железных дорог, но имеют определенную


 


Рис. 2.15. Схема сортировочной станции металлургического завода


специфику, зависящую от особенностей, присущих только промышленным станциям.

ЗСС является стыковым пунктом внутризаводских (технологических), внутриузловых и внешних перевозок. Будучи тесно связанной с технологическими перевозками, ЗСС должна обеспечить их ритмичность и удовлетворять требования основного производственного процесса. Вместе с тем, являясь основной станцией промышленного транспортного узла, ЗСС должна организовать и переработать внутриузловые потоки, отличающиеся своей спецификой.

ЗСС является распорядительной станцией: здесь находится основная диспетчерская служба, командующая всеми маневровыми операциями промышленного железнодорожного узла.

Основные особенности работы ЗСС‚ оказывающие существенное влияние на ее схему, могут быть кратко сформулированы следующим образом:

1) ЗСС являются пунктами зарождения и погашения грузопотоков; транзитная работа их незначительна, поэтому парк отправления в сторону завода отсутствует;

2) на ЗСС четко разграничены зоны поездной и маневровой работы; выходная (заводская) горловина, через которую проходят на завод и на предприятия промышленного узла маневровые подачи, загружена больше входной; она часто не имеет четко выраженной границы и переходит непосредственно во внутризаводские и внутриузловые пути;

3) значительный объем работы ЗСС составляет обслуживание внутризаводских и внутриузловых потоков, что вызывает необходимость устройства выставочных парков для накопления вагонов;

4) большое число прибывающих на ЗСС вагонов разгружается в специальных разгрузочных парках станции, оборудованных вагоноопрокидывателями и разгрузочными площадками.


Внутризаводские станции

Внутризаводские станции являются своего рода районными станциями завода, каждая обслуживает группу цехов. Они устраиваются в местах разветвления и пересечения основных внутризаводских грузопотоков.

На внутризаводских станциях могут производиться операции:

– прием подач с ЗСС и распределение их по цехам, обслуживаемым данной станцией;

– сортировка подач по пунктам погрузки и выгрузки;

– прием и накопление порожних вагонов после выгрузки или груженных после погрузки;

– формирование подач на другие посты или на ЗСС;

– пропуск подач транзитом;

– подача групп вагонов из цеха в цех.

Объем работы внутризаводских станций может быть весьма значительным и достигает на крупных металлургических заводах 1000 и более вагонов в сутки.

В зависимости от генерального плана завода, развития его транспортной сети и производительности некоторые станции могут специализироваться не только по обслуживаемым ими цехам, но и по технологии работы. Специализация внутризаводских станций определяется распределением работы между станциями узла. Внутризаводские станции являются также распорядительными пунктами, откуда диспетчер руководит маневровой работой.

Проектирование путевого развития внутризаводских станций должно производиться в тесной связи с транспортной сетью завода, неотделимой частью которой они являются. Схемы станций имеют ряд особенностей, связанных с характером их работы и сложностью внутризаводских транспортных связей, основными из них можно считать следующие:

– сложность конструкции горловин и зачастую невозможность четкого разграничения путей станции и разгрузочных, соединительных;

– отсутствие специализации путей, парков и маневровых вытяжных путей, роль которых выполняют соединительные пути и пути перегонов;

– примыкание некоторых заводских путей, минуя горловину, непосредственно к одному из станционных путей, что вызывается большим числом примыканий и стесненностью заводской территории;

– большой объем погрузочно-разгрузочных работ в районе внутризаводской станции, а часто и на ее путях.

Станции могут быть сквозными и тупиковыми и располагаться относительно цехов параллельно или последовательно. С точки зрения поточности работы и сокращения пробегов более удобным является последовательное расположение.

На рис. 2.16 приведена принципиальная схема последовательного расположения сквозной внутризаводской станции металлургического завода.

 

Рис. 2.16. Схема сквозной внутризаводской станции, расположенной последовательно обслуживаемым цехам

 

Приведенная схема взаимного размещения станции и цехов характерна для сквозных схем. Внутризаводская станция в основном выполняет распределительные функции, распределяет порожние вагоны под погрузку или груженых вагонов под выгрузку. Маневровая работа выполняется в небольшом объеме. Передачи делятся на части и после грузовых операций объединяются во внутризаводские передаточные поезда.

На рис. 2.17 дана принципиальная схема последовательного расположения тупиковой станции металлургического завода. Эта схема интересна применением секционирования путей. Вследствие того что передачи, проходящие через станцию, имеют небольшую длину, а количество их велико, требуется большое число коротких станционных путей. Параллельное их расположение в форме обычного трапецеидального парка усложнит стрелочные улицы, конструктивная длина путей будет неоправданно высока. Секционирование путей дает возможность более простого решения вопроса: каждый путь делится съездами на два самостоятельных пути.

 

Рис. 2.17. Схема тупиковой внутризаводской станции, расположенной последовательно обслуживаемым цехам

 

На рис. 2.18 дана схема параллельного расположения станции и обслуживаемых ею цехов. Характерной особенностью этой схемы является большое число примыканий заводских путей непосредственно к путям станции. Параллельное расположение станции и цехов менее удобно с эксплуатационной точки зрения, ввиду большого числа угловых заездов, но станция требует в этом случае площадки меньшей длины.

 

Рис. 2.18. Схема тупиковой внутризаводской станции, расположенной параллельно обслуживаемым цехам

Сырьевые станции

На современных металлургических заводах для разгрузки массовых сыпучих грузов применяются вагоноопрокидыватели. Все основные склады сырья сосредоточены в одном месте, в районе коксохимического завода и агломерационной фабрики. Вагоноопрокидыватели также должны быть сосредоточены на одной станции. Если по схеме генерального плана это не может быть ЗСС, то устраиваются специальные сырьевые (разгрузочные) станции.

Путевое развитие сырьевых станций состоит из парка приема груженых поездов, парка отправления порожних поездов и путей вагоноопрокидывателей.

Число приемо-отправочных путей на сырьевой станции зависит от объема работы и числа вагоноопрокидывателей. Здесь может разгружаться один из видов сырья или все массовые сыпучие грузы. На рис. 2.19 приведена схема станции металлургического завода, которая имеет ряд особенностей. Возможность поступления смерзшегося сырья потребовала устройства размораживающих гаражей и тепляков.

 

Рис. 2.19. Схема сырьевой станции металлургического завода:

1 – рудный вагоноопрокидыватель; 2 – угольный вагоноопрокидыватель;

3 – расцепочные устройства; 4 – трансбордеры; 5 – вагонные тепляки

 

Приемные пути вагоноопрокидывателей запроектированы на полную длину маршрута и позволяют осуществлять непосредственный прием поездов с ЗСС. Для сокращения путевого развития и автоматизации работы разгрузочных устройств применены трансбордеры (траверсные тележки). Рудные маршруты принимаются на пути парка П-Р, а угольные в парк П-У, путевое развитие которых предусматривает переработку поездов, следующих на другие станции. Наличие отправочного парка О из пяти путей дает возможность накопления порожних вагонов перед отправкой их на ЗСС или под погрузку готовой продукции завода.

Нефтеналивные станции

Несмотря на развитие трубопроводного транспорта, перевозки нефти и особенно нефтепродуктов по железным дорогам непрерывно возрастают. На территории нефтеперегонных заводов сооружают специальные нефтеналивные станции, на нефтебазах – устройства для слива нефтепродуктов.

Схемами нефтеналивных станций, обслуживающих товарно-сырьевые базы (ТСБ) нефтеперерабатывающих заводов, учитываются следующие требования к погрузочно-разгрузочным устройствам:

– длина наливных (сливных) эстакад устанавливается технико-экономическими расчетами с учетом погрузки (выгрузки) маршрутов и должна быть кратна длине маршрута (части маршрута), при этом на линейных фронтах должно быть не менее половины, а на многоточечных – не менее четверти длины маршрута;

– на эстакадах может производиться одновременный налив нефтепродуктов маршрутами на одну станцию выгрузки (из однородных нефтепродуктов) или назначением на станцию распыления (из различных нефтепродуктов);

– специализация эстакад должна предусматривать возможность производства сдвоенных грузовых операций без передвижения состава: использование цистерн после слива сырой нефти под налив темных нефтепродуктов.

Схема нефтеналивной станции (рис. 2.20, а) с тупиковыми погрузочно-выгрузочными путями может применяться при относительно небольших объемах погрузки до 6 млн. т в год.

Схемы со сквозными погрузочно-выгрузочными путями (рис. 2.20, б, в) отличаются между собой размещением эстакад второй очереди по отношению к обгонным путям. Схема на рис. 2.20, б может быть

 

Рис. 2.20. Схемы нефтеналивных станций:

а – с тупиковыми путями налива; б – с параллельным размещением эстакад;

в – с последовательным размещением групп эстакад

 

рекомендована при наиболее рациональной кольцевой системе организации движения между наливной и сортировочной станцией и при параллельном размещении до шести наливных эстакад. При большем числе эстакад может быть применена схема (рис. 2.20, в) с последовательным расположением двух групп эстакад.

Схемы путей нефтеналивных станций предусматривают следующую технологию работы:

– прием на станцию и отправление подач на сортировочную станцию производится локомотивом в голове состава, а цистерн на пути налива – вагонами вперед;

– прием порожних цистерн на станцию предусматривается маршрутами (составами полной длины);

– подача на эстакады производится по полсостава, с расчетом обеспечения налива одновременно целого маршрута;

– отправление налитых на эстакадах составов, в зависимости от профиля соединительного пути и расстояния до сортировочной станции, может производиться с объединением их в маршруты на нефтеналивной станции или без объединения;

– путевое развитие предусматривает поэтапное увеличение числа наливных эстакад в соответствии с очередями сооружения нефтеперерабатывающего завода.



Дата: 2019-11-01, просмотров: 838.