Процессы, по форме взаимодействия, происходящие в комплексах, классифицируются на техническую, технологическую, экономическую, организационную, информационную и правовую формы, которые находятся в состоянии постоянного совершенствования и взаимосвязи.
1. Техническая форма взаимодействия устанавливает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, обеспечивая благоприятные условия для обработки транспортных потоков.
Стандартизация параметров технических средств включает согласованные нормы проектирования и строительства станций, подъездных путей, причалов, портов, железнодорожных переправ.
Техническое взаимодействие обеспечивает максимальное совмещения расположения постоянных устройств разных видов транспорта в комплексах и объединение функционально однородных устройств. Техническое взаимодействие исключает дублирование устройств, не зависящих от размеров транспортных потоков, обеспечивая экономию за счет более интенсивного использования техники и сооружений и сокращения штатов.
2. Технологическая форма взаимодействия устанавливает единство технологии и стандартизацию технологических норм, взаимоувязанных графиков и комплексного планирования работы разных видов транспорта в комплексах, обеспечивая оптимальные режимы обработки и пропуска транспортных потоков.
Технологическое единство работы различных видов транспорта в комплексах достигается применением совмещенной технологии работы железнодорожного, автомобильного, водного, промышленного и других видов транспорта, построением единых планов формирования и графиков движения составов различных видов транспорта; планированием норм подачи подвижного состава к пунктам взаимодействия; календарным планированием погрузки грузов смешанного сообщения; централизованным вывозом и завозом грузов автомобильным транспортом.
Эффективная технологическая взаимосвязь между отдельными элементами и подсистемами одного вида транспорта и между разными видами транспорта и отраслями экономики обеспечивает ускорение доставки грузов, сокращение затрат времени пассажиров, рациональное использование каждого вида транспорта, снижение доли транспортной составляющей в стоимости продукции.
Для обеспечения четкой технологической координации необходимо создать единую интегрированную информационную систему, обеспечивающую сбор, хранение и выдачу любой информации, требующей для эффективного функционирования всех уровней технологического взаимодействия и заблаговременного устранения недостатков.
3. Информационная форма взаимодействия устанавливает совместимость информации по форме, содержанию, времени и классификаторам и связана с созданием различных уровней АСУ транспортным комплексом.
Создание единой интегрированной информационной системы позволит усилить внимание к обследованию и углубленному изучению современного состояния транспортных комплексов и условий взаимодействия различных видов транспорта; изучить процессы и закономерности формирования транспортных потоков с выявлением функциональных и корреляционных связей; установить важнейшие характеристики взаимодействия, динамику их изменения и диапазон колебаний; разработать надежную нормативную базу для определения мощностей элементов транспортного комплекса; оценить социально-экономическую эффективность различных вариантов развития транспортных комплексов; усовершенствовать методику планировочно-транспортных расчетов и перспективных прогнозов.
4. Правовая форма взаимодействия определяет взаимные отношения между различными видами транспорта и между транспортными предприятиями и клиентурой с помощью Устава железных дорог, уставов и кодексов других видов транспорта. Совершенствование правовой формы взаимодействия позволяет преодолеть ведомственную разобщенность различных видов транспорта и заслуживает специального исследования.
В транспортных комплексах порядок передачи и перегрузки грузов, обязанности сторон по передаче вагонов и грузов и все связанные с этими операциями условия работы элементов комплекса (станции и порт) устанавливаются узловым соглашением.
5. Экономическая форма взаимодействия с учетом использования предыдущих форм, имеющих обслуживающее значение, устанавливает уровень координации и, как правило, определяет окончательный выбор оптимальных режимов взаимодействия. Эта форма в территориальном и временном отношении взаимосвязана с постановкой оптимизационных задач по выбору вариантов реконструкции и развития комплексов на проектных и эксплуатационных уровнях.
На проектных уровнях перечень оптимизационных задач включает:
1) определение величины резервов транспортных комплексов и их размещение в транспортной системе страны;
2) разработку, на основе генерального плана городов, комплексных схем развития всех видов транспорта в комплексе;
3) выбор (оптимизация схемы) магистральной сети и пропускной способности транспортных линий, обеспечивающих связь между комплексами;
4) разработку структуры и выбор средств управления транспортными комплексами и их размещение.
На эксплуатационных уровнях перечень оптимизационных задач включает:
1) разработку единых планов перевозок грузов и пассажиров с оптимальным распределением их между отдельными видами транспорта, установление согласованных тарифов;
2) разработку единого технологического процесса работы комплекса, включающего организационные и технические меры по обработке транспортных потоков; плановые объемы переработки грузов по технологическим линиям; технологию работы по отдельным операциям обработки и нормативы времени на их выполнение; сроки и порядок движения подвижного состава;
3) выбор оптимального вида графика;
4) распределение сортировочной работы между элементами комплекса;
5) расстановку и использование технических средств и людей;
6) оптимизацию технологических параметров перевалочных пунктов;
7) составление графиков реконструкции и ремонта основного оборудования транспортных комплексов;
8) оптимизацию оперативных решений и распоряжений.
6. К организационной форме взаимодействия в первую очередь следует отнести государственное регулирование работы транспортной системы страны.
Государственному регулированию подлежат:
– развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры;
– институциональные преобразования на транспорте;
– вопросы технологической, транспортной и экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
– формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
– обеспечение мобилизационной готовности транспорта;
– международная деятельность транспортных предприятий и структур;
– социальная сфера и трудовые отношения на транспорте.
Далее следуют организационные меры на уровне транспортных ведомств и транспортных компаний, в первую очередь, это подписание соглашений об организации перевозок в смешанных сообщениях между разными видами транспорта.
Следующий уровень – это организация работы транспортных узлов. Путем четкой, продуманной организации работы в транспортных узлах можно без больших финансовых затрат обеспечить скорейшее выполнение перегрузочных работ, избежав больших простоев транспортных средств и снизив себестоимость перегрузки
Дата: 2019-11-01, просмотров: 472.