Транспортный комплекс, обладая многими свойствами сложных систем, всегда представляет конкретное конструктивное решение, имея индивидуальную планировочную структуру и оказывая сильное влияние на направление развития города, поэтому важно правильно предвидеть и направлять перспективное развитие этих двух взаимоувязанных планировочных систем, обеспечивая тесную связь долговременных перспективных решений с выбором путей поэтапной реконструкции и строительства города и транспортного комплекса.
Поэтому изучение общих свойств и закономерностей формирования схем транспортных комплексов, облегчающих поиск оптимальных решений на проектном уровне и уменьшающих затраты инженерного труда, имеет особое значение.
Сложность. Транспортный комплекс характеризуется большой степенью сложности, определяемой многообразием формирующих элементов и подсистем, функционирование которых связано с наличием элементов случайности. Управление транспортным комплексом усложняется широтой информационных контактов с другими отраслями.
Сложность транспортного комплекса определяется числом элементов (станций, портов, складов, развязок и т. п.); мощностью транспортных потоков, обслуживаемых ими, разветвленностью технологических связей между элементами и степенью их взаимодействия, удобствами эксплуатации; квалификацией персонала, обслуживающего схему управления комплексом, и т.д.
Динамизм и инерционность. Важнейшим свойством транспортного комплекса является динамизм развития, характер, масштаб и темп которого на отдельных этапах различны, так как в любом комплексе всегда имеется действующая часть, пригодная для использования, а строительство новых устройств ведется этапами на большом отрезке времени. Поэтому определение законов рационального наращивания резервов транспортного комплекса – приоритетная технико-экономическая задача, для решения которой первостепенное значение имеет прогнозирование. Прогнозирование процессов развития транспортных комплексов во взаимодействии с планировочными территориями характеризуется относительно высокой длительностью сроков, необходимостью учета широкого круга факторов, в том числе социальных и психологических, и невозможностью осуществления физического экспериментирования.
Наряду с высокой степенью динамичности развития транспортные комплексы обладают инерционностью своей основной структуры. Это означает, что развития (изменение) структуры транспортного комплекса происходит гораздо медленнее, чем развитие формирующих её элементов. Поэтому при проектировании комплекса особенно важно правильно выбрать его структуру, которая, обладая высокой степенью устойчивости, впоследствии определяет пути его развития.
Конфликтность планировочных и технологических ситуаций. При разработке вариантов развития комплекса возникает проблема выбора взаимоисключающих решений.
Дополнительные свойства транспортных комплексов:
– для транспортных комплексов характерны старение планировочных схем, вызванное большим «лагом запаздыванию», разделяющим момент проектирования схемы комплекса и момент полной реализации проектных решений;
– адаптивность и самоорганизация, обеспечивающая на основании оценки внешней среды путем последовательного изменения своих свойств возможность перехода к устойчивому состоянию;
– стохастичность, отражающая сложный вероятностный характер роста и изменения структуры населения, научно-технического прогресса, а также характер транспортных связей и определяющая зону неопределенности в развитии планировочной структуры комплекса, значительно усиливая сложность проектирования;
– неравномерность развития, когда элементы и подсистемы транспортного комплекса развиваются неравномерно.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 312.