Принцип общей эффективности. При оценке общей эффективности проектируемого транспортного комплекса следует подходить комплексно, принимая во внимание сложный и многообразный характер протекающих транспортных процессов. Поэтому необходимо учитывать не только, так называемые прямые эффекты, но и потенциальные, косвенные, которые в большинстве случаев не принимаются во внимание, хотя бывают гораздо больше прямых и имеют тенденцию к росту, описываемому экспонентой. Например, сокращение продолжительности поездки (косвенный эффект) уменьшает психологический стресс – транспортную усталость, повышая производительность труда и по своему значению более эффективно, чем сокращение потребности в подвижном составе (прямой эффект).
Неумение оценивать косвенный эффект открывает доступ неправильным решениям.
При разработке схем транспортного комплекса и оптимизации режимов взаимодействия различных видов транспорта часто не учитываются косвенные эффекты, связанные с межсистемными связями и организацией работы. Так, при оценке эффективности автоматизации процессов в комплексах не учитывается эффект получаемый изменением показателей работы всей системы транспорта. Автоматизация горки на современной сортировочной станции устраняет необходимость постройки на сети новой станции, стоимость сооружения, которой превысит реконструкции. Повышение уровня автоматизации производственных процессов в двух-трех ремонтных депо эквивалентно сооружению на сети нового депо примерно равной мощности.
При оценке вариантов развития транспортных комплексов и оптимизации процессов взаимодействия следует рассматривать:
1) организационный эффект, обеспечивающий экономию капитальных вложений в результате совершенствования организации работы, повышение производительности труда и т. п.;
2) социальный эффект, достигаемый улучшением условий расселения, увеличением свободного времени трудящихся за счет сокращения продолжительности поездок, изменения в структуре штатов – ликвидация некоторых специалистов;
3) эффект развития, учитывающий создание резервов перерабатывающей и пропускной способностей, обеспечение вариантов решения проблем развития и планировки транспортного комплекса в процессе последующего его проектирования;
4) эффект технической прогрессивности, отражающий возможности автоматизации и типизации схем;
5) эффект сложившихся планировочных структур комплекса, предполагающий учет при проектировании преимуществ, связанных с максимальным использованием существующих устройств.
К косвенной группе относятся также оборонный, архитектурно-планировочный, психологический эффекты, эффект резервных возможностей на непредвиденное событие.
Принцип комплексной оптимизации. Этот принцип основан на утверждении, что независимая оптимизация отдельных подсистем не обеспечивает оптимальности режимов функционирования комплекса как системы в целом. Понимание этого принципа особенно важно, так как препятствует ведомственному подходу к проблеме развития комплексов и оптимизации режимов взаимодействия. Метод комплексности особенно необходим для предупреждения ошибок при решении задач долгосрочного прогнозирования. Например, при комплексной автоматизации работы станций, комплексов, всей отрасли транспорта.
Принцип комплексной оптимизации связан с принципом общей эффективности.
Принцип концентрации. Этот принцип – один из главных при создании планировочной схемы комплекса, в значительной степени, определяющей направление его развития. Принцип концентрации предусматривает концентрацию операций на меньшем числе станций комплекса; объединение станций, обслуживающих промышленные предприятия; создание мощных специализированных баз; закрытие малодеятельных подъездных путей; концентрации выполнения транспортно-экспедиционной работы в рамках одной организации и создание объединенных транспортных хозяйств па базе маломощных и разрозненных транспортных цехов. Хозяйства выполняют комплексное обслуживание предприятий по эксплуатации подъездных путей, согласованию планов перевозок и т. п.
В настоящее время существуют следующие формы транспортного обслуживания:
1) обслуживание с помощью объединенных транспортных предприятий, выполняющих перевозки грузов предприятий в комплексе автомобильным и железнодорожным транспортом;
2) создание объединенных транспортных предприятий, концентрирующих все погрузочно-разгрузочные механизмы, устройство по ремонту и текущему содержанию пути и подвижного состава и выполняющих работу по обслуживанию подъездных путей и грузовых станций;
3) частичное объединение некоторых однородных функций по обслуживанию предприятий с закреплением одного или нескольких видов транспортных средств.
В конкретных условиях выбор формы объединенных транспортных хозяйств осуществляется на основе технико-экономических расчетов.
Принцип децентрализации. Наряду с принципом концентрации он играет важную роль при формировании структуры комплекса. Тенденция к децентрализации, противоположная тенденции концентрации, вызвана следующими причинами: уменьшением затрат, связанных с пробегом подвижного состава, сокращением потерь времени пассажиров на передвижения и т. п.; невозможностью повышения концентрации, вызванной территориальными ограничениями площадок, возможностями системы управления и др.; несовместимостью разнородных транспортных потоков и другими требованиями и ограничениями.
Учитывая, что современный этап развития транспортных комплексов характеризуется повышением сложности конструкции и технологических схем и резким возрастанием объемов работы, необходимо уделить особое внимание проблеме выбора рационального соотношения между концентрацией и децентрализацией на основе оценки всей совокупности факторов эффективности.
Принцип специализации. Создание специализированных станций, грузовых районов, баз, специализированных сообщений и видов транспорта (пассажирского) в комплексе способствует внедрению новой техники, повышению уровня механизации и автоматизации транспортных процессов, протекающих в комплексе, обеспечивает высокую производительность труда и является предпосылкой для снижения транспортных издержек. Осуществление принципа специализации тесно связано с концентрацией, так как применение специализированных устройств возможно только при мощных и устойчивых транспортных потоках. Поэтому высокая степень концентрации транспортных потоков является необходимой предпосылкой для специализации.
Принцип сохранения равновесия и пропорциональности развития отдельных элементов и подсистем комплекса. На этом принципе основываются комплексные расчеты транспортного комплекса с условием, чтобы любой его элемент согласовывался с другими по своим эксплуатационные показателям и прежде всего по пропускной или перерабатывающей способности. Несоблюдение принципа пропорциональности создаст «узкие места» и диспропорции, при которых пропускная способность отдельных элементов оказывается недостаточной, тормозящей дальнейшее развитие системы.
Принцип открытого роста элементов и подсистем комплекса. Так как транспортные комплексы развиваются в тесном контакте с промышленностью города и его селитебными территориями, важно не создавать непреодолимых препятствий, а обеспечивать резервирование возможностей их дальнейшего роста. Так, часто транспортные сооружения оказываются зажатыми селитьбой, складами и другими сооружениями.
Принцип дальности перспективы. Этот принцип требует согласования решений проектируемых транспортных комплексов для разных временных горизонтов па длительные сроки. Принцип дальности перспективы предполагает координацию ведущих тенденций развития комплекса во взаимодействии с процессом поиска новых принципов организации перевозочного процесса, соответствующих условиям научно-технического прогресса и информационной техники.
Принцип вариантной оценки ситуации. Он связан со свойством конфликтности ситуаций и сводится к многовариантному моделированию транспортного комплекса как системы, выбору реалистичных критериев оценки и преодолению кажущейся множественности вариантов.
Принцип конструктивной и технологической унификации. Он предполагает широкое использование при конструкции схем методов стандартизации, конструктивной типизации. С помощью этих методов ликвидируется или предупреждается необоснованное многообразие схем, планировочных решений и сокращаются сроки их разработки. Технологическая унификация предусматривает внедрение комплекса мероприятий для ликвидации многообразия в технологических процессах и их оснащении. В результате технологической унификации возникают предпосылки для расширения сферы механизации и автоматизации, внедрения поточных методов работы.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 522.