Состав промышленных узлов и особенности транспортного обслуживания торфодобывающих предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Торфодобывающие предприятия занимают большую площадь, что связано с особенностями залегания торфа. В этих условиях важное значение приобретает транспорт. Транспортные расходы (включая стоимость погрузочно-разгрузочных работ) составляют около 30 % себестоимости торфа.

Торфяные поля являются слабым основанием, поэтому железнодорожный транспорт широкой колеи здесь почти не применяется. Основная масса торфа вывозится узкоколейным железнодорожным транспортом.

Применяется также автомобильный, гидро- и канатно-подвесной транспорт.

Узкоколейные дороги наиболее удобны. Они сравнительно дешевы в постройке и эксплуатации, их легко передвигать с места на место, можно подводить непосредственно к местам складирования торфа благодаря малому удельному давлению на основание. Применение тепловозов и электровозов еще более повышает экономичность использования узкоколейных железных дорог.

Принципиально могут применяться пять транспортных схем:

1. доставка от места добычи до потребителя узкоколейным железнодорожным транспортом; за счет отсутствия перегрузок экономичность этой схемы позволяет применять ее при дальности перевозки до 100 и более км, особенно при отсутствии в нужном направлении железных дорог широкой колеи общего пользования;

2. смешанная схема, включающая железные дороги узкой и широкой колеи; с выработкой торфа на участках, расположенных вблизи потребителя, приходится места добычи переносить все дальше и дальше; при наличии железной дороги широкой колеи недалеко от торфопредприятия может оказаться экономически целесообразной перевозка торфа по железной дороге узкой колеи с перегрузкой его на железную дорогу широкой колеи;

3. доставка торфа автотранспортом;

4. смешанная схема, включающая узкоколейный железнодорожный транспорт и канатную подвесную дорогу; целесообразна при необходимости строительства моста, путепровода, сложных дорожных развязок на пути к потребителю;

5. смешанная схема, включающая водный транспорт и один из видов сухопутного транспорта на участке от места добычи до речного порта.

Рассмотрим более подробно схемы с применением железнодорожного транспорта, которым вывозится около 90% всего добываемого торфа.

Промышленный узел торфопредприятия состоит из торфодобывающих участков, полей сушки и складирования торфа, балластного карьера, поселков, промышленных предприятий, сети дорог, станций.

Общая схема торфопредприятия приведена на рис. 3.6. На схеме представлены два участка добычи торфа: на одном из них добыча ведется сухим способом (фрезерный торф), а на другом – мокрым (гидроторф). Гидравлический способ добычи заключается в размыве пласта на всю глубину при помощи гидромониторов. Пульпа с влажностью 93-96 % представляет собой легко текучую массу, которая засасывается торфососами, установленными на специальных кранах, и подается по трубопроводу в аккумулятор. Аккумулятор представляет собой котлован, куда поступает пульпа от нескольких торфососов. Из аккумулятора торфососами пульта подается в трубопроводы, размещенные на полях розлива и сушки гидроторфа.

После подсыхания торф режется на плиты, складируется и сохнет до воздушного состояния в полевых складочных единицах (штабелях). Высушенный торф грузится на узкоколейный железнодорожный подвижной состав или в автомобили.

Фрезерный способ добычи торфа заключается в следующем. Верхний слой торфяной залежи фрезеруется. Полученная крошка подсушивается до 40-45 % влажности (в процессе сушки производится 2-3 ворошения) и собирается в валки. Затем валки окараваниваются, то есть собираются в караваны (штабеля). Все операции выполняются комплексом механизмов. Из караванов торф вывозится узкоколейным или автомобильным транспортом. Сухой способ добычи торфа дешевле и эффективнее.

Внешний вагонопоток на торфопредприятие – это в основном порожние вагоны, следующие под погрузку торфа, и около 10 % – вагоны с оборудованием, стройматериалами, хозяйственными грузами.

Однородная продукция торфопредприятий, однородный подвижной состав, используемый для перевозки торфа, упрощают маневровую работу в узле. Почти полностью отсутствует сортировочная работа, следовательно, нет необходимости в постройке сортировочных станций.

 

Рис. 3.6. Схема промышленного узла торфопредприятий:

1 – узкоколейный подъездной путь; 2 – балластный карьер; 3 – погрузочные (временные) пути; 4 – поля разлива, сушки и уборки гидроторфа; 5 – трубопровод для торфяной пульпы; 6 – аккумулятор пульпы; 7 – агрегаты по добыче гидроторфа

 

На сети узкоколейных железных дорог имеются посты, разъезды и малые станции. Посты сооружаются в пунктах разветвления железнодорожных линий узла. Работа разъездов заключается в пропуске встречных поездов, а постов – в расцепке состава на подачи или в объединении подач в поезд установленной весовой нормы. На разъездах могут устраиваться экипировочные пункты. В центрах маневровой работы и возле жилых поселков устраиваются малые станции. Здесь выгружаются хозяйственные грузы, могут оборачиваться рабочие поезда, производятся частичные маневры, то есть отцепка и прицепка групп вагонов, грузовые маневры по подаче вагонов под выгрузку и уборке порожних вагонов. Малые станции являются и распорядительными пунктами маневрового района.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 353.