Специфические законы социальной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ø Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

Ø Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности.

Ø Закон социальной загрузки: для каждого человека существует оптимальный объём загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности.

Ø Закон эффективного восприятия и запоминания информации: процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления.

Ø Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объёма знаний или информации по данной тематике.

Ø Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился.

Ø Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии.

Ø Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Проверочная работа

3.5.1.Выберите неправильный вариант ответа:

1) Социальная организация:

а) система, объединяющая людей для совместной деятельности;

б)сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием;

в) одно из основных базовых управленческих действий.

2) Признаки социальной организации:

а) наличие целей, организационная культура, динамичность, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, границы существования;

б) наличие целей, организационная культура, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, границы существования;

в)наличие целей, организационная культура, организационная структура, взаимодействие с внешней средой, границы существования.

3) Для социальной организации характерны:

а) организованность, целеустремлённость, устойчивость, функциональная гибкость, естественность;

б) организованность, целеустремлённость, устойчивость;

в) организованность, целеустремлённость, устойчивость, функциональная гибкость.

4) Модель социальной организации может быть представлена рядом переменных:

а) первичных переменных, переменных управления, переменных эффективности;

б) переменных эффективности, переменных управления, первичных переменных;

в) первичных переменных, производных переменных, переменных управления.

5) К первичным переменным относятся:

а) внешняя среда, цели, стратегия, политика, персонал, производственно-технологическая база организации;

б) внешняя среда, цели, стратегия, персонал, производственно-технологическая база организации;

в) внешняя среда, цели, стратегия, политика, персонал, производственно-технологическая база, процессы управления в организации.

6) Внешняя среда социальной организации включает:

а) политическую систему, экономическую систему, социальную систему, ресурсную систему, технологическую систему, систему управления персоналом;

б) политическую систему, социальную систему, ресурсную систему, экономическую систему, технологическую систему общества;

в) политическую систему, социальную систему, экономическую систему, технологическую систему общества.

7) Переменными управления являются:

а) организационная структура управления, процессы управления, руководство, характеристики персонала;

б) организационная структура управления, процессы управления, руководство, организационное поведение;

в) организационная структура управления, процессы управления, руководство, поведение людей в организации.

8) К переменным эффективности относятся:

а) общесистемные факторы, внешние факторы ограничения деятельности организации, факторы управления развитием организации;

б) факторы, определяющие предпосылки эффективного функционирования организации; факторы, обусловленные закономерностью коммуникативности систем; обеспеченность ресурсами;

в) степень реализации принципов деятельности организации, организационная культура, обоснованность системы отбора и оценки организационных решений, наличие механизмов координации и взаимосвязи процессов, требования внешней среды, ограничения инвестиционных ресурсов, наличие программы развития, обеспеченность ресурсами.

9) Особенности деловых организаций:

а) основу целевых установок составляет коммерческая идея; как правило, используется жёсткая иерархическая структура; осуществляет преобразование ресурсов, поступающих на вход организации, и извлечение прибыли из осуществляемого вида деятельности при условии решения социально-значимых задач;

б) основу целевых установок составляет коммерческая идея; как правило, используется жёсткая иерархическая структура; осуществляет преобразование ресурсов, поступающих на вход организации, и решение социально-значимых задач;

в) основу целевых установок составляет коммерческая идея; как правило, используется иерархическая структура; осуществляет преобразование материальных или информационных ресурсов, поступающих на вход организации, и извлечение прибыли из осуществляемого вида деятельности при условии решения социально-значимых задач.

10) Согласно классификации С.В.Рогожина социальные организации подразделяются:

а) на общественные, ассоциативные, деловые, корпоративные, обособленные (хозяйственные организации и учреждения);

б) на общественные, ассоциативные, деловые, корпоративные, обособленные;

в) на общественные, ассоциативные, деловые, корпоративные, обособленные (производственные).

3.5.2. Определите, о каком законе идёт речь:

1) В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов. 2) В процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной цели, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации  3) Любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. 4) Любой организации как социально-экономической системе, равно как и каждому её элементу, присуще сознательное или стихийное стремление к сохранению своей качественной определённости. 5) Благодаря использованию в процессах управления организацией процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижении цели. 6) В рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности. 7) Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления. 8)Для каждого человека существует оптимальный объём загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. 9)В каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности. 10)Процессы восприятия и запоминания информации реализуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. 11)Эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объёма знаний или информации по данной тематике. 12)Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой он приготовился. 13)Доходчивость сообщения выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации. 14)Первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии. З. синергии   З.самосохранения   З.развития   З. информирован-ности  З. единства анализа и синтеза   З. композиции и пропорциональнос-ти   З.своеобразия   З. социальной загрузки   З. социальной гармонии   З.эффективного восприятия и запоминания информации   З. эффективного осмысления   З.установки   З.доходчивости информации   З.устойчивости информации

 

3.5.3. На примере педагогического коллектива школы определите, какие признаки социальной организации являются системными, а какие могут быть специфическими.

1) системные признаки:

2) специфические признаки:  

a. соответствие деятельности интересам и общества и отдельной личности;

b. множество элементов;

c. относительная самостоятельность элементов;

d. высокую степень самоуправляемости;

e. наличие связей между элементами;

f. коллективный характер труда и коллективную ответственность за все результаты своей деятельности;

g. единство главной цели для всех элементов, наличие осознанных целей и согласованность интересов;

h. чётко выраженное управление;

i. организационная структура, целостность и единство элементов структуры;

j. полифункциональность деятельности (педагогический коллектив выступает в качестве субъекта собственного развития, с одной стороны, и образовательного процесса школьников, с другой);

k. постоянное взаимодействие с внешней средой;

l. использование ресурсов;

m. границы существования.

n. специфику профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения;

o. специфику ценностных ориентаций в деятельности;

p. организационная культура;

q. высокий потенциал саморазвития;

r. преимущественно женский состав и особенности его влияния на характер взаимоотношений.

Организация и управление

Организация как управляемая система. Основные понятия: управление, принципы, подходы, функции, методы, стили управления. Задачи управления социальной организацией. Основополагающие принципы менеджмента качества.

4.1. Организация как управленческий объект

Управление организациейэто непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Основой деятельности любой организации является её цель. Цель – это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса её развития. Цель организации зависит не только от желания членов её коллектива, но и от реально существующих условий. Успешное достижение поставленной цели и решение задач предусматривает согласованное действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения и др. Для этого необходима чёткая координация деятельности всех подразделений организации. Для этого в любой организации выделяются:

· управляющая часть (административно-управленческий аппарат, дирекция, менеджеры различных уровней);

· управляемая часть (исполнители).

Таким образом, организации относятся к управляемым системам.

4.2. Основные понятия.

4.2.1. Управление. Социальное управление по праву включают в ряд самостоятельных научных дисциплин. Единое определение данного понятия выделить достаточно сложно. Тем не менее, значимость представляют многие определения, где управление  рассматривается как:

· совокупность параллельно и последовательно выполняемых действий по решению управленческих задач;

· вид социальной деятельности, имеющий в качестве своей цели получение предметного результата;

· целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия;

· процесс целенаправленных воздействий на человека или группу людей, приводящий к изменению последних;

· воздействие субъектов друг на друга, в результате которых происходят изменения и управляемых и управляющих, взаимодействие субъектов.

· процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации;

· процесс выработки решений;

· процесс обеспечения целенаправленности и организованности совместной деятельности людей с помощью специфических видов действий и достижения на этой основе поставленных целей.

Таким образом, процесс управления следует рассматривать как непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между её участниками и интегрируются их усилия.

Процесс управления организацией характеризуется рядом особенностей:

· Управление – это процесс, осуществляемый непрерывно во времени и пространстве. Охватывая необходимое пространство, оно имеет место не только в момент совершения управленческого акта, но и в последующий период времени.

· Управление – это целенаправленный процесс, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определённых целей.

· В результате воздействия субъекта управления на объект должен быть получен некоторый результат, который необходимо сопоставить с целью. Реальный результат практически всегда отличен от цели. Чем точнее результат соответствует поставленной цели, тем выше качество управления.

4.2.2. Общеуправленческие подходы.

Подходсовокупность принципов, приёмов и методов, позволяющих решать задачи управления. Наиболее часто в управленческой теории и практике встречаются следующие подходы:

· командно-административный, в основе которого - 14 принципов: разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единство распорядительства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала (А.Файоль);

· ситуационный подход, в основе которого – идея выбора наилучшего для данного случая управленческого решения, когда учитывается положительный и отрицательный эффект конкретных обстоятельств;

· интуитивный подход – с помощью чувства, без логического доказательства;

· эмпирический подход, при котором выработка решений базируется на использовании стандартных стратегий, которые являются результатом обобщения чужого опыта;

· системный подход, который включает в себя все связи, стороны и отношения процесса управления. Система управления – это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что они образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации функции управления; 

· программно-целевой подход, который позволяет объединить отдельные положения различных концепций управления на основе существующей концепции развития системы. Модель определяет а) исходное состояние некоторой системы, б) образ желаемого будущего этой системы, в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему;

· оптимизационный подход, позволяющий получить наивысшие возможные для конкретных условий результаты, и в основе которого лежат три принципа: системности, конкретности, меры;

· инновационный подход, в основе которого – управление инновационными процессами и опосредованный контроль над инновационным циклом: пропаганда инноваций, мониторинг, организация экспертизы, организация консалтинговых услуг, мониторинг процессов функционирования и развития, «выращивание» на этой базе новых инноваций;

· экологический подход – переход от механистического мышления к экологическому, от системы ценностей власти к системе, которая основывается на сообществе управленцев;

· процессный подход, рассматривающий управление как процесс непрерывных взаимосвязанных действий по планированию, организации, мотивации, контролю и принятию решения по ситуации;

· социологический подход, изучающий социально-организационную подсистему коллектива: 1) совокупность образующих её социальных групп; 2) систему отношений между людьми и группами; 3) систему правил, регулирующих организационное поведение; 4) систему власти в организации;

· синергетический подход, в основе которого лежит идея самоорганизации различных систем, включая социальные;

· аксиологический подход, ориентированный на ценности;

· стратегический менеджмент, который определяется как некий комплекс процессов и явлений, охватывающий развитие и взаимодействие корпоративных целей, стратегических планов, корпоративной философии и корпоративной культуры;

· акмеологический подход, ориентированный на развитие творческой индивидуальности личности посредством косвенного, «мягкого», рефлексивного управления и саморазвития субъектов инновационной деятельности.

4.2.3. В качестве основы построения управления выделяются его функции.

Под функцией понимается совокупность однотипных и повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы или перевода одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям. Выделяется две основные группы функций: а) функции, обеспечивающие устойчивое стабильное функционирование организационной системы. Это не означает, что система не развивается, но развитие обеспечивается улучшением существующих процессов или отдельными инициативами. В этом случае механизмы управления (правила принятия решений) не изменяются или меняются спонтанно; б) функции, обеспечивающие целенаправленное развитие системы. Чаще всего, это развитие вызывается потребностями, возникшими в самой системе или под воздействием внешней среды. В этом случае механизмы управления системой изменяются на основе организационной исследовательской деятельности. Считается, что функции развития имеют большое влияние на эффективность системы, особенно, в периоды изменений в системах более высокого уровня по отношению к данной организационной системе: общественно-политической, социально-экономической, научном прогрессе, смене общественных парадигм. В эти периоды потребность в функциях развития значительно растёт во всех организационных системах. 

К функциям функционирования, служащих одной из базовой составляющих управления развитием, относятся функции анализа, прогнозирования, управленческого решения, планирования, организации, координации, контроля.

Группа функций развития включает функции целеполагания, проектирования, мотивации, информирования, активизации, интеграции личностей, коммуникации, обучения и воспитания персонала.

Основаниями, определяющими функциональный и видовой состав управления являются:

· системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;

· процессное, рассматривающее управление как непрерывную систему взаимосвязанных управленческих решений;

· информационное как систему обеспечения руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;

· коммуникационное как систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией и смыслом информации между двумя и более людьми;

· координационное как систему установления взаимодействия между элементами различных уровней в соответствии с их полномочиями;

· мотивационное как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и организации.

На этих основаниях выделяются также следующие функции управления: мотивационно-целевая, информационно-аналитическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

4.2.4. Одним из важнейших элементов управления являются методы управления, с помощью которых реализуются функции управления. Методы управления – система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определённого результата. По характеру воздействия на объект управления методы носят характер:

· прямого, непосредственного, «жёсткого» воздействия:

§ экономические методы, основанные на социально-экономических законах и экономических интересах личности, коллектива, общества (экономического стимулирования);

§ организационно-распорядительные методы, основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (административные), которые в свою очередь подразделяются на:

-регламентирующие (общеорганизационные, структурные, должностные, функциональные);

-нормирующие (использование нормативов времени, численности, величины, выработки, соотносительности и т.д.);

-инструктирующие (предостережение, разъяснение, ознакомление, совет и т.п.)

· непрямого, опосредованного, «мягкого» воздействия:

§ социально-психологические методы:

-методы управления социально-массовыми процессами;

-методы управления коллективами и группами;

-методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами;

-методы управления индивидуально-личностным поведением.

§ общественные методы.

В каждом конкретном случае выбор метода управления должен определяться особенностями субъекта и объекта управления. Как правило, в практике используется соответствующая комбинация методов, которая обеспечивает комплексность воздействия.

4.2.5. Основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адекватных методов управления составляют принципы управления . К наиболее общим принципам относятся:

· социальная направленность;

· законность в управленческой деятельности;

· объективность и гласность;

· комплексность;

· целенаправленность;

· кооперация и разделение управленческого труда;

· функциональность (конкретизация функций исполнителя);

·  демократизация и гуманизация.

Актуальным для современного управления представляется конкретизация демократических принципов, предлагаемая в концепции человекоцентристского управления: принцип уважения и доверия к человеку; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода; принцип обогащения работы; принцип управления успехом; принцип личного стимулирования; принцип коллективного принятия решений; принцип горизонтальных связей; принцип постоянного обновления и др. 

4.2.6. Как известно, управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику социально-психологических процессов в системе межличностных отношений и группового поведения. К таким законам относятся:

· закон неопределённости отклика в виде зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических установок;

· закон неполной адекватности отображения человека человеком, суть которого заключается в том, что ни один человек не может постичь другого с необходимой степенью достоверности;

· закон неадекватной самооценки, который состоит в трудности формирования у личности адекватной самооценки;

· закон искажения смысла управленческой информации, который заключается в том, что смысл такой информации может быть искажён в процессе движения по иерархической лестнице;

· закон самосохранения, который имеет отношение к содержанию такого ведущего мотива социального поведения субъекта управленческой деятельности как сохранения личного социального статуса;

· закон компенсации, который заключается в том, что при высоком уровне мотивации к выполнению определённой работы недостаток каких-либо способностей для успешного выполнения конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками.

4.2.7. В целом успешное достижение руководителем целей и задач управления зависит от ряда определённых факторов и условий, которые условно могут быть распределены на группы:

· фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки, ценностные ориентации и потребности, стиль управления;

· морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;

· материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых протекает деятельность.

   

Таблица 2

Дата: 2019-11-01, просмотров: 298.