Натяжение стальной проволоки при бандажировке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ние. Величина натяжения должна измеряться. Для этой цели хвостовик натяжного приспособления по рис. 4-28 цепляется к крюку динаномометра. В бандажировочных станках для измерения натяжения динамометр встраивается между роликами суппорта, направляющими проволоку.

Для многослойных бандажей натяжение при намотке каждого последующего слоя уменьшается на 10%. Бухту бандажной проволоки кладут на вертикальную конусную катушку, которая не должна свободно вращаться во избежание распускания или запутывания провода. Намотку бандажа начинают с наложения от руки

Рис. 4-28. Ролики для натяжения бандажей проволоки.

на сердечник якоря нескольких витков бандажной проволоки, ложащихся поверх идущего с бухты конца проволоки. Образовавшаяся петля при пуске бандажировочно-го станка затягивается и начинает тянуть бандажную проволоку с бухты. Рукой через тряпку проволоку направляют витками вразбежку до места, где начинается укладка бандажей. Под бандаж ставят прокладки из пропитанного электрокартона (класс А), миканита или асбестового полотна. Прокладки должны быть шире бандажа на 10—12 мм. По мере намотки проволоки прокладки кладут по окружности якоря в стык одна к другой. Вновь намотанные витки плотно подбивают к намотанным ранее при помощи фибровой подбойки и молотка. Через каждые 70—90 мм под проволоку кладут полоски жести толщиной 0,3—0,5 мм, шириной 10 мм . Длину полосок берут больше ширины бандажа на 20 мм

Диаметр проволоки, мм Рекомендуемое натяжение, кГ
0,8 1,2 1,5 2 30—40 50—60 65—80 100—120 180—200

с тем, чтобы после намотки бандажа концы их можно было загнуть на бандаж и пропаять. Кроме этих полосок, кладут две замочные полоски (скобки), которые удерживают концы бандажа (рис. 4-29).

Намотанный бандаж пропаивают в нескольких местах после чего несколькими витками вразбежку перехо-

дят к соседнему бандажу. Когда таким образом будет намотано несколько рядом лежащих бандажей, отделяют проволоку от бухты. Концы бандажей заводят в петлю замочной скобки. Петлю затягивают за конец и пропаивают. Конец проволоки загибают и пропаивают. Пайку скобок проверяют на отгиб тонким ножом. Кроме замочных и нормальных скобок, для удержания узких бандажей между узким и соседним широким бандажами также кладут скобки. Во избежание на-грева токами эти скобки должны ставиться на расстоянии двойного полюсного деления одна от другой.

Окончательная пропайка бандажей производится тонким слоем припоя по всей поверхности его, причем не должно быть наплывов припоя.

При укладке бандажа нужно следить за тем, чтобы натяжение было не слишком большим и чтобы бандаж не врезался в обмотку. С другой стороны, при слабом натяжении бандаж может сползать.

Для того чтобы предотвратить сползание бандажей на якорях с миканитовой изоляцией, рекомендуется на разогретый до 70—90° С якорь наложить временный бандаж для осаживания секций. По этим же соображениям не рекомендуется наложение постоянных бандажей до сушки и пропитки якоря. Сушку и пропитку следует делать с временным бандажом, а затем накладывать постоянный.

Временный бандаж для осаживания секций наматывается вразбежку поверх установленных на пазах дере-

Рис. 4-29. Замочные скобки для укрепления бандажей.

вянных брусков, имеющих ширину, приблизительно равную ширине паза.

Если лобовые части покрыты чехлом, то чехол заводится под бандаж. До укладки обмотки чехол со стороны привода бандажируется шпагатом к обмоткодержа-телю, затем заворачивается на головку обмотки и заводится под первый бандаж на сердечнике якоря.

Рис. 4-30. Приспособление для намотки бандажей.

На рис. 4-30 показано приспособление для бандажи-ровки, не требующее приложения больших усилий для вращения якоря (ротора).

Нуж1ное число витков бандажной проволоки наматывают на якорь без натяжения; начало и конец проволоки закрепляют на якоре (роторе).

После этого на предварительно надетый на проволоку ролик надевают груз и вращением якоря укладывают бандаж.

Величина груза Q определяется по формуле

где Р — величина натяжения проволоки по табл. 4-3.

Размеры D, d, I см. рис. 4-30. В последнее время для бандажировки якорей начали применять специальную прочную стеклоленту [Л. 1].

РЕМОНТ ОБМОТОК ВОЗБУЖДЕНИЯ

Возможные повреждения катушек: межвитковое замыкание, ослабление шек, обрывы, 'пробой изоляции на корпус.

Межвитковые замыкания, ухудшение контакта в местах паек, обрывы могут быть обнаружены по измерению напряжения на катушке при пропускании через нее тока. Межвитковые замыкания дают пониженное напряжение, а ослабление паек—повышенное напряжение на катушке по сравнению с остальными исправными катушками. При большом числе витков в катушке этот метод недостаточно чувствителен. IB этом случае межвитковые замыкания могут быть обнаружены по отсчету ваттметра при надевании катушки 1 на сердечник трансформатора (рис. 4-31). Замкнутые витки обнаружатся также по нагреву катушки и пониженному напряжению на ее зажимах (по сравнению с расчетным). Для проверки межвитково-го замыкания и одновременного контроля

Рис. 4-31. Испытание катушки на межвитковые замыкания.

количества намотанных витков применяется схема рис. 4-32, в которой испытуемая катушка в включается навстречу эталонной а, число витков которой известно и может изменяться при помощи выводов и переключателя. Катушки помещаются на сердечник из листовой электротехнической стали, и в сердечнике при помощи катушки к\—«^ возбуждается переменный (50 гц) магнитный поток.

Если испытуемая катушка имеет расчетное число витков и не имеет замыканий между витками, то ваттметры Wx и W2 не дают отклонений.

Весьма удобными для контроля катушек являются импульсные аппараты типа СМ (см. § 3-12), которые позволяют обнаружить отклонение (другое число витков, наличие замыканий между витками) испытуемой катушки от эталонной. При этом не требуется надевать катушки на сердечник.

У синхронных машин межвитковые замыкания в катушках возбуждения могут быть обнаружены возбуждением статора переменным током пониженного напряже-

ния по сравнению с номинальным при неподвижном пн-дукторе. Катушка с короткозамкнутыми витками будет

иметь пониженное напряжение.

Межвитковые замыкания в катушках возбуждения синхронных машин часто появляются только при вращении ротора под действием центробежной силы. Для определения места повреждения в таких случаях нужно измерить падение напряжения 1 в отдельных катушках ро-i торов на ходу. Для этой j цели делается специаль-"* ный вывод, соединяющий по очереди межкатушечные соединения с валом машины (рис. 4-33). При помощи медных щеток, наложенных на одно из рабочих колец и вал и соединенных с вольтметром, измеряется напряжение на катушках при вращении ротора.

Определение катушки, в которой имеет место замыкание на землю, может быть произведено по схеме потенциометра, приведенной на рис. 4-34.

Рис. 4-32. Проверка числа витков в катушке.

i(, — K2—намагничивающие катушки; а— эталон при проверке числа витков; б — эталон при проверке на межвитковое; в — испытуемая катушка при проверке числа витков; г — испытуемая катушка при проверке на межвитковое; Wlt Wa— ваттметры.

В этой схеме параллельно обмотке возбуждения, состоящей из последовательно включенных катушек, включается реостат, а между ползушкой реостата и валом— вольтметр. Приложенное к обмотке и реостату напряжение равномерно распределяется по катушкам и обмотке реостата. Если в точке / обмотки есть соединение с корпусом, то эта точка имеет

определенное напряжение по отношению к плюсовому питающему проводу или контактному кольцу.

Передвигая движок реостата, можно поставить

Рис. 4-33 Проверка роторных ка- Рис. 4-34. Проверка роторных тушек на межвитковые замыкания. катушек на замыкание на корпус способом потенциометра.

вольтметр под точно такое же напряжение (точка 2 реостата). В этот момент между точками 1 и 2 не будет существовать никакого напряжения и стрелка вольтметра станет на нуль. Этот опыт может проводиться и при вращающемся роторе. В последнем случае стрелка вольтметра может качаться, что указывает на неустойчивый характер замыкания на корпус. Положение движка реостата позволяет приблизительно найти место замыкания, Если, например, для установки стрелки вольтметра на нуль пришлось отодвинуть движок реостата на 'Д всей его длины (считая от плюсового провода), то место замыкания должно находиться в катушке, между которой и плюсовым проводом (кольцом) будет расположена четверть всего числа катушек. Опыт должен проводиться при рабочем напряжении ротора, чтобы переходные контакты между щеткой и кольцом не искажали результатов.

Рис. 4-35. Шаблон для намотки катушек.

Рис. 4-36. Скрепление витков катушек лентой.

Успокоительные обмотки синхронных машин могут иметь повреждения в виде распайки соединений между стержнями и шинами, ослабление контактов между шинами в местах разъема и т. д.

Намотка катушек из круглой или шинной меди плашмя ведется на шаблонах из твердого дерева (рис. 4-35). Для облегчения выбивки шаблона из катушки он имеет косой разрез. Если ремонтируемая катушка была намотана на каркасе, то намотка новой выполняется на этом же каркасе. На дно шаблона укладывают ленту, которой скрепляют слои по мере их укладки. Это в особенности важно при намотке ступенчатых катушек со скосом (рис. 4-36).

Намотка катушек из шинной меди на ребро может производиться на токарном станке. Для направления шины при намотке служит специальная вилка. После намотки медь отжигают и прессуют между стальными планками для исправления деформаций сечения. Намотка катушек на ребро в условиях ремонта требуется чрезвычайно редко, так как обычно имеется возможность переизолировать старую катушку.

Для смены межвитковой изоляции катушку, намотанную на ребро, растягивают как пружину.

Особо тщательно нужно выполнять изоляцию пере'хо-

Рис. 4-37. Изоляция выводов катушек.

дов из слоя в слой и выводов. Выводы должны быть надежно укреплены на катушке (рис. 4-37). Для катушки из меди малого сечения выводы из медной ленты, изолированной лакотканью или миканитом, бандажируют самими витками меди катушки. Для меди больших сечений, намотанной плашмя, выводные патроны, пластины и т. д. бандажируют при общей изолировке катушки, а если катушки не изолируют, то накладывают специальный проволочный бандаж, изолированный от меди.

Катушки для улучшения теплопроводности и уменьшения гигроскопичности изоляции проходят двукратную пропитку или компаундировку. Первую делают до нанесения общей (наружной) изоляции, вторую—после общей изолировки. Катушки, намотанные на ребро, до общей изолировки подвергают обычно запечке межвитко-вой изоляции, для чего катушку с заложенными между витками изоляционными прокладками пропитывают погружением в лак, стягивают струбциной и помещают в печь.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 266.