При расчете машины может оказаться, что из-за большого тока машины двух параллельных цепей будет мало, а 2р параллельных цепей много. IB этих случаях применяется волновая обмотка с увеличенным количеством параллельных цепей, называемая последовательно-параллельной. Она выполняется таким образом, что после одного обхода конец секции попадает не в пластину, находящуюся рядом с исходной, а не доходит до нее на столько пластин, сколько пар параллельных цепей нужно получить:
На рис: 4-7 показана последовательно-параллельная обмотка с двумя парами параллельных цепей. Ее можно представить себе состоящей из двух волновых обмоток", каждая из которых имеет одну пару параллельных це-
Рис. 4-7. Схема последовательно-параллельной обмотки.
пей. Между коллекторными пластинами, принадлежащими одной обмотке, лежат пластины второй обмотки. Для питания обеих обмоток щетка должна быть досга-
3 I» I 5 \Б I 7 1 Д I 3 I1U 47 \К\ rj\W\1b\W \1Y\K \ 1 12
Рис. 4-8, Схема обмотки с уравнительными соединениями.
точно широкой, чтобы перекрывать не меньше двух пластин. Для обеспечения равномерного распределения тока между двумя обмотками должны быть выполнены уравнительные соединения* (рис. 4-8).
* При нечетном отношении 2р/а уравнительные соединения проходят под сталью якоря с задней стороны его на переднюю [Л. 3].
Лягушечья обмотка
Значительное распространение получили так называемые «лягушечьи обмотки», объединяющие в себе две обмотки, петлевую и волновую. Обмотки названы так потому, что элемент этой обмотки (якорная катушка) состоит из секции петлевой обмотки и секции волновой обмотки и по форме напоминает лягушку (рис. 4-9).
Рис. 4-9. Схема лягушечьей обмотки,
а —правильная; б—неправильная.
Обмотка имеет очень хорошие коммутационные свойства. В такой обмотке секции волновой обмотки выполняют одновременно роль уравнительных соединений для секций, образующих петлевую обмотку. Это обстоятельство позволяет значительно лучше использовать медь якоря, поскольку уравнительные соединения в обычных петлевых обмотках лежат вне пазов и не участвуют в работе машины.
Число параллельных цепей петлевой обмотки и волновой обмотки должно быть одинаковым. Поэтому при числе пар полюсов р>1 волновая обмотка выполняется с увеличенным числом параллельных цепей, т. е. как последовательно-параллельная обмотка. Всего в обмотке, следовательно, 4р параллельных цепей.
Схема обмотки должна выполняться так, чтобы э. д. с. волновой й э. д. с. петлевой обмоток, измеренные между одними и теми же пластинами коллектора, были равны, рис. 4-9,а. Иначе появятся внутренние токи, могущие сжечь обмотку. На рис. 4-9,6 показана неправильная схема, когда э. д. с. волновой обмотки не равна э. д. с. петлевой обмотки, так как соединены секции, лежащие в разных пазах.
Недостатком обмотки является двойное число слоев обмотки, что требует несколько большего объема изоляции в пазу и усложняет пайку петушков.
Условия симметрии
Для получения симметричной обмотки, т. е. обмотки, имеющей одинаковые параллельные цепи, должны быть выполнены следующие условия симметрии:
1. На каждую пару параллельных цепей должно приходиться целое число секций или коллекторных пластин,
К
т. е. — равно целому числу.
2. Для симметричного расположения параллельных
г 2р цепей в магнитном поле отношения — и — должны
быть целыми числами.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 242.