НОРМЫ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ МАШИН
Отсыревание машины уменьшает сопротивление изоляции и при включении машины под напряжение может вызвать пробой на корпус, межвитковое замьжапие и т. д. Поэтому необходимо машину с отсыревшей или намокшей изоляцией подвергнуть сушке, после чего проверить состояние изоляции обмоток. Нужно отметить, что измерение мегомметром не дает возможности определить сопротивление изоляции между витками.
Машины, находившиеся в воде, перед сушкой нужно разобрать, промыть струей чистой воды, удалить воду из подшипниковых камер и различных внутренних полостей, протереть чистыми тряпками. Может потребоваться разборка коллектора, так как при остывании коллектора, попавшего в воду, вода засасывается во внутренние его полости.
Машины переменного тока мощностью до 100 кет с рабочим напряжением до 380 в могут быть включены под напряжение без сушки, если сопротивление изоляции обмоток статора и ротора не ниже 0,4 Мом (мегом —
миллион ом). Сушка такой машины произойдет при работе машины.
Крупные машины после хранения, транспортировки и длительного бездействия должны подвергаться сушке независимо от величины сопротивления изоляции, так как удовлетворительное сопротивление изоляции по отношению к корпусу еще не характеризует состояния межвит-ковой изоляции.
Крупные машины переменного и постоянного тока во всяком случае не могут быть включены на рабочее напряжение, если сопротивление изоляции их ниже следующих величин:
1. Для обмоток статора машин переменного 1 Мом на 1 кв рабоче-тока с рабочим напряжением выше 1 кв го напряжения
2. Для обмоток статора машин переменного 1 Мом тока с рабочим напряжением ниже 1 кв
и для машин постоянного тока
3. Для роторов асинхронных двигателей Не ниже 0,5 Мом и синхронных генераторов
4. Для роторов турбогенераторов 1 Мом
Сушка обмоток машин может быть произведена путем нагревания обмотки: 1) горячим воздухом (внешний нагрев) и 2) током, пропускаемым через обмотки (внутренний нагрев).
СУШКА ГОРЯЧИМ ВОЗДУХОМ
Сушка машины воздухом производится в печи или, если габариты машины значительны, в замкнутой камере, сооружаемой вокруг машины. Камера обшивается теплоизолирующими материалами.
Печь или камеру нагревают паровыми трубами или вдуванием горячего воздуха, нагреваемого паровыми или электрическими калориферами. Необходимо удалять водяные пары из камеры путем устройства вентиляции. Входное отверстие для воздуха делается внизу камеры и выходное — вверху. У машин закрытого типа при сушке должна быть обеспечена свободная циркуляция воздуха через машину, для чего должны быть открыты соответствующие крышки. Горячий воздух может подводиться непосредственно в машину без устройства камеры. Машина в этом случае должна быть накрыта брезентом.
Наиболее эффективным методом сушки является сушка под вакуумом.
СУШКА ТОКОМ
Нагревание обмоток может быть произведено током от постороннего источника или током, выработанным в самой обмотке. Особая осторожность должна быть соблюдена при выборе напряжения, приложенного к обмотке, так как по мере нагревания обмотки сопротивление ее изоляции в первый период сушки падает.
Машина должна быть заземлена. Сушка током может быть произведена следующим образом.
Асинхронные двигатели
а) Сушка переменным током при замкнутом и заторможенном роторе. Напряжение на статоре составляет 0,20—0,15 номинального. Ток статора должен быть равен номинальному. Требуется иметь источник тока с регулировкой напряжения в указанных пределах. При сушке этим способом нужно следить за температурой бандажей ротора, так как они легко могут быть перегреты и распаяны. Если бандажи перегреваются, то следует включить обмотки статора последовательно (в разомкнутый треугольник) с питанием от одной фазы.
б) Сушка переменным током разобранной машины с вынутым из статора ротором, т. е. отдельно статора и ротора. Напряжение около 0,15 номинального.
в) Сушка постоянным током. Обмотки статора включаются последовательно. Должна быть соблюдена осторожность при выключениях, чтобы не пробить изоляции обмотки. С этой целью непосредственно на зажимы обмотки следует подключить сопротивление, величина которого в 3—5 раз больше сопротивления обмотки.
г) Сушка потерями в стали статора. По этому методу сушка статора при вынутом роторе производится путем намотки на статор временной обмотки, питаемой переменным током (см. § 7-1).
Синхронные машины
а) Сушка питанием статора переменным током пониженного напряжения. Для машин с проволочными бандажами на роторе во избежание их распайки может потребоваться соединение обмоток ста-
тора последовательно в разомкнутый треугольник (с питанием от одной фазы) или сушка при вынутом роторе.
б) Сушка потерями в стали статора (см. §7-1).
в) Сушка постоянным током производится при неподвижном роторе. Должна быть соблюдена осторожность при выключениях, чтобы не пробить изоляцию обмоток (шунтирование обмоток сопротивлением плавное уменьшение напряжения и т. п.).
г) Сушка генераторов током короткого замыкания. Обмотки статора замыкаются накоротко, и генератор приводят во вращение. Регулируя возбуждение, изменяют ток в обмотках статора. Сушку начинают при токе статора, равном около 50% номинального, а затем постепенно увеличивают его, чтобы получить плавный подъем температуры. Ток в статоре не должен превышать номинального. Если при этом статор имеет низкую температуру, должна быть «слаблена вентиляция.
Машины постоянного тока
а) Сушка от постороннего источника то-к а. Через якорь и катушки добавочных полюсов пропускается ток от источника низкого напряжения. Для предупреждения порчи щеток и коллектора под щетки кладут медную фольгу или медленно поворачивают якорь. Катушки возбуждения сушат от отдельного источника тока с соблюдением необходимой осторожности при размыкании.
б) Сушка током короткого замыкания (генераторный режим). Цепь якоря и добавочных полюсов замыкают накоротко через выключатель и предохранитель. Компаундная обмотка (если она имеется) выключается. Щетки сдвигают на одну-две пластины в направлении вращения. После этого машину приводят во вращение, постепенно увеличивая число оборотов. Одновременно сдвигом щеток против вращения увеличивают ток в якоре до требуемой величины. Бели ток остается недостаточным, то снижают число оборотов и дают слабое возбуждение в шунтовую обмотку. Затем увеличивают число оборотов и регулируют ток в катушках возбуждения. Поскольку регулировка производится сдвигом щеток, может оказаться,, что машина при необ-
ходимом токе в якоре будет сильно искрить. В этом случае должен быть применен метод сушки внешним нагревом.
ТЕМПЕРАТУРА СУШКИ
Слишком высокая температура сушки может привести к сильному парообразованию в порах изоляции и порче ее. Слишком низкая температура вообще не дает возможности высушить машину. При сушке горячим воздухом температура его должна быть около 90° С для крупных машин и 110° С для небольших. Температура выходящего врздуха при сушке вентиляционными потерями г должна быть не выше 65° С. При нагреве обмоток током термометры, поставленные на обмотку, не должны отмечать температуру выше 70° С. Термометры должны хорошо соприкасаться с обмоткой и быть защищены от охлаждения. Если измерение температуры производится по сопротивлению обмоток, то она не должна превышать 90° С, по заложенным термометрам сопротивления или термопарам 80° С.
Повышение температуры должно быть плавным и производиться в течение 2—3 ч для малых и средних машин и б—8 ч — для крупных.
КОНТРОЛЬ И ВРЕМЯ СУШКИ
Контроль сушки производится путем периодического измерения сопротивления изоляции. Результаты измерения заносят в протокол и по ним строят кривую сопротивления изоляции в течение всего времени сушки. В этой кривой характерны три участка. На первом участке сопротивление изоляции падает, что объясняется повышением ее температуры, на втором повышается, так как изоляция начинает сохнуть, на третьем участке сопротивление изоляции неизменно, что указывает на окончание процесса сушки. Сушка может быть закончена, если сопротивление изоляции в течение 3—6 ч перестает изменяться и если величина ее не ниже минимально допустимой.
При снятии последнего участка кривой следует брать точки по возможности при одинаковой температуре машины
1 Имеется в виду сушка турбогенераторов за счет потерь в вентиляторе при прекращении подачи охлаждающей воды в воздухоохладитель.
Время сушки ino данным завода «Электросила» приблизительно составляет для малых и средних машин 10— 20 ч, для больших машин открытого типа 30—40 ч, для турбогенераторов и больших машин закрытого типа 3— 4 дня и более. Сушка под вакуумом обычно занимает около 6 ч.
Машины с влагостойкой изоляцией требуют более продолжительной сушки.
ПРОПИТКА ОБМОТОК
Для обеспечения необходимых изоляционных свойств изоляция обмоток должна быть пропитана и покрыта специальными лаками — компаундами.
Целью пропиточных и компаундировочных процессов является по возможности глубокое заполнение пустот .и пор изоляции. Такое заполнение предотвращает проникновение в поры влаги, создает прочную теплопроводную изоляцию, резко удлиняет срок службы изоляции.
Пропитка обмоток должна производиться как в случае каких-либо ремонтов обмоток (частичная или полная замена и т. д.), так и профилактическая для восстановления необходимых свойств изоляции. Сроки проведения профилактических пропиток зависят от условий эксплуатации машины и состояния изоляции ( ориентировочно 1 раз в течение 1—б лет.
Если пропитке подвергается деталь со старой обмоткой, то она должна быть тщательно очищена тряпкой, смоченной в бензине, должны быть сняты всякого рода чехлы, бандажи и т. п., под которыми могут оставаться сгустки лака.
Для удаления пришедшего в «егодность (потрескавшегося, отслоившегося, потемневшего, хрупкого и т. п.) слоя покровного лака его размягчают погружением (на 15—20 мин) поверхности детали в растворитель (бензол, четыреххлористый углерод).
После размягчения покрового слоя его удаляют деревянными скребками и жесткими волосяными щетками. Поверхность обмотки и активной стали протирают после этого тряпками.
Подлежащая пропитке деталь (обмотка, материал) должна быть предварительно высушена для удаления
* Имеются в виду главным образом масляно-битумные лаки и эмали воздушной сушки.
влаги из пор изоляции. Сушка может быть проведена в сушильной печи при температуре 100—115° С или в вакуум-баке (см. ниже). Наилучшие результаты дает сушка под (вакуумом, требующая минимального времени.
После сушки детали подвергаются пропитке В зависимости от местных возможностей применяют различные способы пропитки.
Одним из лучших способов пропитки является погружение пропитываемой детали целиком в бак с жидким лаком, причем якоря погружают в бак вертикально коллектором вверх. Лак не должен доходить до петушков коллектора на 10—20 мм. Деталь выдерживают в лаке до прекращения выделения пузырьков воздуха. При отсутствии достаточно большой ванны с лаком пропитку статорной обмотки можно производить обливанием обмотки при вертикальном расположении оси статора. После обливания одной стороны статор переворачивают и операция повторяется. Под статор ставят противень, в который стекает лак. Для якорей и роторов пропитка может производиться ирокатыванием их в противне с лаком.
До погружения в лак детали необходимо охладить до температуры 55—70° С, так как иначе будут происходить бурное испарение разбавителя и повышение вязкости лака, обволакивающего поверхность изделия. Это обстоятельство будет ухудшать пропитку.
После пропитки деталь ставят с таким наклоном, чтобы дать стечь лаку, без задержки внутри, для чего деталь несколько раз поворачивают. Статор следует укладывать последовательно, сначала «а один, затем на другой торец.
После стекания лака тряпкой, смоченной в бензине, протирают все поверхности, где недопустима лаковая пленка (выводные концы, поверхности стали ротора или статора, расточка, замки, валы и т. д.), и деталь подвергают сушке.
Если сушка до пропитки преследует цель испарения влаги, то после пропитки — удаление из пор изоляции растворителя лака, а для лаков печной сушки, кроме того, «запекание» лаковой пленки.
Температура в печи при сушке пропитан-иых деталей может быть выбрана выше, чем 'непропи-танных, однако по производственным условиям обычно
обе сушки проводятся при одинаковой температуре Температура при сушке выбирается в пределах:
класс изоляции А, Е —105—125° С В —120—140° С F, Н —180—200° С
Для изоляции класса Н сушка после пропитки производится двумя ступенями: вначале в течение 2—3 ч ири температуре 120° С, а затем при температуре 180° С
Хорошо просушенная после пропитки деталь должна иметь лаковую пленку, совершенно не липнущую к пальцам.
Хорошо просушенная изоляция характеризуется высокой величиной сопротивления и постоянством этой величины в течение 2—4 последних часов сушки, поэтому следует проверить, достаточно ли она просушена, путем измерения сопротивления
Установить общие нормы минимально допустимого сопротивления изоляции в процессе пропитки и сушки затруднительно, однако можно указать, что сопротивление изоляции горячих обмоток машин мощностью до 100 кет на напряжение до 500 в к концу сушки (после пропитки) должно быть следующим
статора.......более 3 Мом
ротора.......более 1 »
якоря.......более 5 »
Пропитка (с последующей сушкой) может быть двух-, трех- и более (до 6-ти) кратной. Повторными пропитками увеличивают влагостойкость изоляции.
Весьма хорошие результаты, в особенности для мно-говитковых катушек и многослойной изоляции, дает пропитка под давлением (30 мин— 1 ч, 3—4 ат, температура лака 60—70° С) после сушки вначале в печи (100— 110°С, 2—3 ч), а затем под вакуумом (1—2 ч при 60— 70° С, остаточное давление 20—40 мм рт. ст).
После такой пропитки следует сушка в течение 1 ч на воздухе и затем в печи при 115° С
Для защиты лаковой пленки и для придания изоляции повышенной влагостойкости, маслостойкости, дуго-стойкости, химостойкости и т д. детали (обмоткодержа-тели и др ) и пропитанные обмотки покрывают покровными лаками и эмалями.
Покрытие производится окраской кистями, разбрызгиванием (пульверизацией), погружением Для мащин
большего габарита, которые не могут быть поставлены в печь, применяются покровные лаки, предназначенные для воздушной сушки. Для небольших машин целесообразно применение покровных лаков, допускающих печную сушку.
Покрытие обычно производится дважды.
Режим сушки и пропитки, т. е т&мпература и длительность процесса, зависит как от конструкции и размеров пропитываемой детали, материала, так и от типа лака. Поэтому, прежде чем будет определен режим сушки — пропитки, следует установить, какие лаки применяются для этой цели.
ЛАКИ
По своему «азначению лаки делятся на пропиточные, покровные и клеящие. Последние применяются для клейки изоляционных материалов.
По температуре сушки покровные лаки делятся: на лаки воздушной сушки и лаки печной сушки.
Основными составными частями лака являются его основа и растворитель. В составе лака, кроме того, входят различные вещества, придающие нужные свойства его пленке (мягчители-пластификаторы), ускоряющие сушку (сиккативы), придающие определенный цвет (пигменты).
Свойства лака характеризуются рядом параметров (показателей) и в первую очередь нагревостой-костью, пропитывающей способностью, водопоглощаемо-стью, маслостойкостью, стойкостью против разбрызгивания, цементирующей способностью, электрической прочностью пленки, продолжительностью высыхания, содержанием пленкообразующих веществ в процентах к обще-ему объему, вязкостью и др.
Знание этих параметров позволяет выбрать лак, удовлетворяющий эксплуатационным условиям машины, и правильно построить технологию сушки и пропитки. Для определения этих параметров разработа-на стандартная методика испытаний, что позволяет сравнивать свойства лаков. Испытания на стойкость лаков против разбрызгивания важны для случаев, когда пропитываются вращающиеся детали (якоря, роторы и т. п.).
При сушке пленка лака затвердевает — «запекается». Стойкость ее против внешних воздействий (тепла, действия растворителей) повышается>
Для лаков на основе натуральных смол и масел это происходит за счет процессов окисления. Для лаков на основе искусственных смол отвердевание пленки происходит за счет полимеризации (т. е. укрупнения молекул) при нагреве.
Это свойство называется термореактивностью. При этом получается нерастворимая пленка, весьма стойкая против внешних воздействий (тепловых, химических, механических). Это обстоятельство позволяет получать лаки с высокой цементирующей способностью. В особенности важно это обстоятельство для покровных лаков, которые должны создавать прочную, гладкую (чтобы не осаживалась грязь и пыль) пленку на поверхности деталей.
По своей основе наиболее употребительные лаки делятся на масляные, асфальто-масляные, масляно-смоля-ные, смоляные.
Основой масляных лаков служат высыхающие масла, как, например, льняное, тунговое.
Лаки этой группы (№ 802, 202, 302 и др.) используются для пропитки электрокартона, тканей (получается светлая лакоткань), лакировки стали и т. д.
Основой асфальто-масляных лаков наряду с высыхающими маслами являются асфальты-битумы, которые могут быть либо ископаемыми, либо получаются как остаток при перегонке нефти. Применяемые нашей промышленностью краснодарский и грозненский битумы относятся к числу нефтяных. Эта группа лаков является наиболее распространенной как при пропитке обмоток и материалов (черная лакоткань), так и при клейке слюдяной изоляции. К числу лаков этой группы относятся пропиточные лаки № 318, 319, 447, 458, 460, покровные № 316, 317, 462, клеящие № 441, 462к*.
Применение этой группы лаков можно рекомендовать во всех случаях ремонта за исключением тех, где требуется маслостойкое исполнение обмоток. Лаки 316, 317, 318, 319 применяются для машин с напряжением до 1 кв, работающих в сухих помещениях.
Основой масляно-смоляных и смоляных лаков наряду с маслами являются искусственные смолы; глифтале-
* Перечисленные лаки вырабатываются предприятиями химической промышленности.
вые, фенольно- и крезольно-формальдегидные (бакелит, искусственный копал и ряд других).
Бакелит — искусственная смола, являющаяся продуктом химического соединения фенола и формалина, может находиться в трех состояних: А, В, С. В состоянии А смола растворима в спирте и ацетоне и плавится при 50—70° С. При нагреве переходит в состояния В и С. В состоянии В нерастворима, плавится при 70—90° С. В состоянии С неплавка, нерастворима, стойка по отношению к большинству кислот и щелочей.
Глифталь — искусственная смола, получаемая из глицерина и фталевого ангидрида. Так же как и бакелит, может находиться в стадиях А, В, С. В стадии А растворим в спирте, ацетоне и бензоле, плавится при 120° С. В стадии С неплавок, химически стоек, обладает высокими клеящими и изоляционными свойствами.
Искусственный копал, получается из канифоли, формалина, фенола.
Лаки этой группы имеют повышенную нагревостой-кость, влагостойкость, маслостойкость. Большинство из них термореактивно и обладает цементирующими свойствами. К этой группе принадлежат следующие пропиточные лаки: глифталемасляный ГФ 95 (1154), 321, кре-зольно-масляный 9-627, АФ17, ФЛ98, водоэмульсионные лаки 321т, 321в, ПФЛ8В, растворителем которых является вода; МЛ92, представляющий собой лак ГФ95 с добавкой меламино-формальдегидной смолы, что повышает нагревостойкость и улучшает просыхание, на-гревостойкие кремнийорганические лаки ЭФЗБСУ, К47, К57, применяемые для пропитки обмоток с изоляцией класса Н. К этой группе принадлежат также высококачественные эмали, дающие влагостойкое, маслостойкое, химически стойкое и дугостойкое (для покрытия коллекторного вылета) покрытие обмоток и деталей. К числу этих эмалей принадлежат: эмали печной сушки ГФ92ГС (СПД) —серая и КПД — красная, эмали воздушной сушки СВД — серая и ГФ92ХК (КВД) — красная, нагревостойкие покровные эмали для изоляции класса Н—ПКЭ 14, 15, 19, 22.
Смоляные лаки получаются растворением смол (гли-фталевой № 1350, бакелитовой, естественных — шеллачной, копаловой и др.) в спирте спирто-бензольной смеси и других растворителях. Эти лаки применяются для
клейки изоляции, а также для пропитки в тех случаях, когда желательно получить механически прочную сцементированную обмотку (быстровращающиеся обмотки возбуждения, катушки из шинной меди и т. п.).
К этой группе принадлежит, в частности, имевший ранее широкое распространение при ремонтных работах шеллачный лак, получаемый pacTiBqpeHHeM шеллачной смолы в спирте (от 5 до 50% шеллака по весу). Он значительно уступает глифталевым лакам — более гигроскопичен, вредно действует на медь и т. д.
Пропиточный лак должен быть добавлением растворителя (разбавителя) доведен до определенной вязкости, обеспечивающий глубокое проникновение лака в изоляцию. Покровный лак также должен иметь определенную вязкость. Для определения вязкости применяется воронка — вискозиметр ВЗ-4 по ТУ МХП 2052-49, в которой 100 см3 лака вытекает через калиброванное отверстие (диаметром 4,0+0,02 мм , высота 4,0 + 0,1 мм ).
Вязкость определяется по времени вытекания и измеряется в секундах (например, 4 сек обозначается 4").
Значительное распространение получил также вискозиметр-воронка НИИЛК с диаметром отверстия 7 мм Величина вязкости по вискозиметру НИИЛК (диаметром 7 мм ) составляет ~'/4 от величины вязкости, измеренной вискозиметром ВЗ-4 (диаметром 4 мм ). Например, вязкость 20" по ВЗ-4 соответствует вязкости 5" по НИИЛК.
Вязкость измеряется также в градусах по Энглеру (°Э), представляющих собой отношение времени вытекания через калиброванное сопло определенного объема лака к времени вытекания пгого же объема воды.
Пропиточный лак должен иметь вязкость в пределах 16—25" по воронке ВЗ-4 (диаметром 4 мм ) при 20° С.
Пропиточному лаку № 460, применяемому при отделочных (последних) влагостойких пропитках, следует придавать несколько повышенную вязкость (21—29" ВЗ-4). Покровные лаки, наносимые методом пульверизации, имеют вязкость 21—33" погружением — 29—40° и кистью — 40 — 60 ВЗ-4.
Для приближенного контроля состояния лака на ряде заводов производилось измерение удельного веса лака в пропиточном баке при помощи ареометра. Удельный вес пропиточных лаков должен быть 0,84—0,87.
Разбавитель обычно составляется из двух веществ, что дает возможность сочетать хорошие растворяющие свойства с определенной скоростью испарения.
Для асфальто-масляных и масляно-смоляных лаков применяются разбавители, состоящие из: 1) бензина (или скипидара, или уайт-спирита) 60—40%; 2) бензола (или толуола, или ксилола) 40—60%.
Разбавитель, состоящий из 40% скипидара и 60% толуола, применяется для лаков № 458, 321 ири пропитке обмоток из эмальпровода и обмоток, изолированных ла-котканью. Этот же разбавитель применяется для покровных эмалей, причем вместо скипидара может быть взят уайт-спирит. Смоляные лаки растворяются смесью: этиловый спирт 50%, толуол (бензол) 50%. Применение одного бензина может вызвать свертывание лака.
Температура разбавителя и лака должна быть одинаковой. Рекомендованный разбавитель вливается небольшими порциями при тщательном перемешивании. Несоблюдение указанных правил может привести к свертыванию (образованию хлопьев) лака. Свернувшийся лак для пропитки непригоден. После разведения лака производится проверка даваемой им лаковой пленки. Для этой цели в лак опускается полоска тонкой гладкой бумаги. Получившаяся на ней пленка не должна иметь крупинок. При наличии крупинок лак должен быть подогрет и тщательно перемешан, после чего снова следует проверить лаковую пленку.
Бак, в котором содержится пропиточный лак, должен периодически (1 раз в неделю) очищаться тряпками, смоченными в бензине, а лак фильтроваться через два-три слоя частой металлической сетки с диаметром отверстий 0,2 мм .
Масло, выступившее после пропитки старых обмоток «а поверхности лака, должно быть удалено.
Входящие в состав растворителей вещества, в особенности бензол, оказывают вредное действие «а организм человека. Поэтому при работе с лаками и растворителями должны быть выполнены определенные санитарные требования. Вентиляция помещения, где производится работа с лаками и растворителями, должна соответствовать нормам по максимально допустимой концентрации паров растворителя в воздухе, должен быть душ для рабочих, специальная паста для рук и т.д.
При переливании растворителей металлическая посуда должна быть заземлена во избежание искрения от электризации и вспышки паров растворителя,
Кроме того, должна быть учтена большая пожаро-опасность пропиточной установки, связанная с легкой воспламеняемостью паров растворителя.
В этом смысле значительным шагом вперед является разработка и внедрение в практику водоэмульсионных лаков (321т, 321в, ПФЛ8В), представляющих собой эмульсию лаковой основы в воде.
Пропиточные процессы при таких лаках становятся безвредными и безопасными. Кроме того, эти лаки не оказывают вредного разрушающего действия на изоляцию эмальпроводов.
РЕЖИМЫ СУШКИ И ПРОПИТКИ
Ориентировочные данные ио режимам сушки и пропитки приведены в табл. 5-1. При выборе режимов необходимо иметь в виду следующее:
1. Приведенное в таблице время сушки является ориентировочным. Более точно время сушки может быть установлено по сопротивлению изоляции и отсутствию отлипа.
Большие значения времени, приведенные в таблице, относятся к машинам 100 кет и выше, меньшие — к малым машинам менее 1 кет. Чем толще изоляция обмоток от корпуса, чем больше витков в катушках-секциях, тем больше время сушки и пропитки.
Температура сушки указана в разд. 5-6.
2. Для машин нормального исполнения, работающих в сухих помещениях, пропитка обмотанных статоров, роторов, якорей, а затем покрытие проводятся 1—2 раза.
Для машин повышенной влагостойкости пропитка статоров, роторов, якорей проводится 2—3 раза; влагостойкого и химостойкого исполнения — до 5 раз. Покрытие производится дважды. Каждая последующая пропитка проводится с сокращением времени пребывания в лаке и удлинением времени сушки после пропитки. Для якорей (роторов) с открытым пазом и креплением обмотки бандажами во избежание их ослабления рекомендуется проводить все пропитки, кроме последней, с временными бандажами. Перед последней пропиткой накладывают гоостоянные бандажи, проводят сокращенную по времени сушку и затем последнюю пропитку и наиболее продолжительную сушку. Для вращающихся обмо-
Таблица 5-1
Деталь | Провод | Время сушки до пропитки, ч | Лак | Время сушки после пропитки, ч |
Класс изоляции | ||||
Катушки многовитковые (шунтовые и т. д.) | пэл, пэв, пэтв ПЭЛШО, ПЭЛБО пэтсо пэтксо | 1—4 | 321т, ПФЛ8в, 458 321т, ПФЛ8в, 458 447, 321, МЛ92 МГМ8 ЭФЗБСУ | 10—30 |
Катушки, секции | ПБД ПСД псдк | 2—6 | 458, 460 447, МГМ8, МЛ92 ЭФЗБСУ, К47 | без корпусной изоляции 2—6 с корпусной изоляцией 4—12 |
Обмотанные: статоры, роторы (всып-ная шаблонная обмотка) | А, Е В F н | 3—10 | 321 т, ПФЛ8в, 458 447, 460 МГМ8, МЛ92 ЭФЗБСУ, К47 | 5—20 |
Якори | А, Е В F Н | 3—10 | 321 т, ПФЛ8в 458 447, 460 МЛ92 МГМ8 ЭФЗБСУ | 8—25 |
Индукторы | В F | 3—10 | 9—627, 321 ЭФЗБСУ | 8—25 |
ток время сушки должно быть выбрано достаточным, чтобы предупредить разбрызгивание лака при запуске машины.
3. Пропитка секций и катушек проводится 2 раза. Мягкие секции всыпной обмотки пропитывают в жидком лаке (10—12" ВЗ-4).
4. Прсититка катушек из эмальпровода ПЭЛ, ПЭВ, ПЭТВ проводится водоэмульсионными лаками (32IT, ПФЛ8В) или лаком № 458 на скипидаре, так как другие растворители, в особенности бензол, вредно действуют на эмалевую изоляцию провода. Температура и время пребывания в лаке выбираются минимальными. Многовитковые катушки целесообразно пропитывать с применением вакумм-прощесса. Температуру сушки проводов с винифлексовой изоляцией во избежание потери гибкости изоляции следует принимать не выше 100° С.
5. Режимы сушки для покровных лаков-эмалей приведены в табл. 5-2.
Таблица 5-2
Класс изоляции | Лак, эмаль | Сушка | |
Температура, "С | Время, час | ||
А, Е, В F, Н F, Н А, Е, В | СПД, 460 ПКЭ 14 ПКЭ 19 СВД, КВД 462п | 105—125 120 | 6—12 3—4 |
180Н-200 120 20° ± 5°С | 12—18 8—12 18—24 |
6. Нанесение покровных лаков воздушной сушки (№ 462, СВД) пульверизатором проводится дважды с промежуточной подсушкой 30 мин. Для ускорения сушки покровных лаков-эмалей воздушной сушки может применяться нагрев до 70—80° С. Покровные лаки рекомендуется наносить на горячие (неостывшие) обмотки.
7. Пропитка машин химически стойкого исполнения проводится лаками № 477, 1154, 9—627; покрытие — эмалью СПД.
8. Полюсные катушки, намотанные из шинной меди с проклейкой витков цементирующими лаками, роторы
турбогенераторов, изоляционные гильзы и формованные из миканита детали подвергаются запеканию.
Температура при запекании колеблется для шеллачных лаков в пределах 125—150° С, бакелитовых 100— 120° С, глифталевых 150—200° С. Подъем температуры должен быть плавным с выдержкой на промежуточных температурах.
Время запекания зависит от сложности детали и колеблется от получаса (гильзы, катушки на ребро) до нескольких дней (роторы турбогенераторов).
>9. Для защиты лобовых частей обмотки статоров небольших асинхронных двигателей от разрушающего действия пыли, влаги, кислот, щелочей применяется обмазка пастой типа ЭЛСИ (бакелитовый или глифталевый лак 35%, тальк 32%, цемент 32%, растворитель — толуол). Пасту наносят рукой или деревянной лопаточкой дважды. После первого нанесения пасты, заполняющей все неровности лобовой части, следует сушка на воздухе, а затем в течи при температуре 80—120° С в течение 4—6 ч.
Далее, наносится второй слой, создающий гладкую ровную поверхность лобовой части без отдельных выступающих проводников и т. п. После сушки второго слоя поверхность лобовой части покрывается покровным лаком или эмалью.
Следует иметь в виду, что обмазка лобовой части ухудшает теплоотдачу и на 10—15% снижает допустимую по нагреву мощность. Перед нанесением пасты на обмотку, бывшую в эксплуатации, следует тщательно очистить обмотку от пыли, грязи, масла и т. п.
СУШИЛЬНЫЕ ПЕЧИ
В сушильных печах должен происходить обмен воздуха для удаления паров растворителя, в противном случае изоляция не будет сохнуть. Наиболее совершенным типом сушильных печей является печь с циркуляцией горячего воздуха.
В печь этого типа горячий воздух, нагретый либо в калорифере, либо нагревателями, расположенными вдоль стенок внутри печи, вдувается вентилятором. Прошедший через сушильную печь охлажденный воздух вновь поступает в нагреватель, и цикл повторяется.
Часть воздуха выбрасывается через дроссельную заслонку, за счет чего в печь подсасывается свежий воздух. Эти печи дают наиболее равномерную температуру по всему объему.
Печь может быть сделана из кирпича или листовой стали с обмазкой теплоизолирующим материалом (гимна с асбестовым волокном и т п ) Воздуховоды также должны быть теплоизолированы При изготовлении печи должно быть обращено внимание на создание равномерной скорости прохождения воздуха через весь ее по леаный объем
Для этой цели желательно подавать горячий воздух по всем четырем >(яключая дверку) сторонам снизу печи Обратный воздуховод может быть выполнен в виде плоского короба, расположенного вдоль середины на потолке печи
Равномерность температуры внутри печи контролируется при ее наладке термометрами в различных точках печи, где будут находиться в дальнейшем подвергающиеся сушке изделия Для достижения наибольшей равномерности подача воздуха в различных точках воздуховода регулируется изменением размеров выходных отверстий, постановкой заслонок, козырьков и другими средствами
Для нагрева воздуха может быть применен либо пар, либо электроэнергия. Выбор способа нагрева зависит от местных топливно-энергетических возможностей.
Следует подчеркнуть особую пожарную опасность сушильной установки, связанную с легкой воспламеняемостью паров растворителя.
С этой точки зрения наилучшим является паровой обогрев сушильной печи паровым калорифером или трубами, расположенными вдоль стенок печи Давление пара должно быть не ниже 4,5—5 ат.
Электрический обогрев сопротивлениями, расположенными в калорифере, допустим только при условии, если сопротивления изолированы от объема печи и исключено воспламенение газов, выделяемых в печи во время ее работы. Все соединения должны быть выполнены сваркой латунью.
На 1 ж3 объема печи требуется мощность 1,5—3 кет, причем необходимо предусмотреть возможность форси-ровки (переключением сопротивлений) для работы с быстрым обменом воздуха в первый период сушки сильно отсыревших машин.
Более надежной является система, в которой при помощи электрических сопротивлений, погруженных в масло, его нагрев производится в отдельном помещении, а горячее масло насосом (шестеренчатым) подается че-
рез змеевики, расположенные в печи, или через качори-фер, обогревающий циркулирующий в печи воздух.
Рекомендуется применение масла с высокой температурой вспышки, например марки «вапор» или цилиндрового. В установках с электронагревом весьма просто может быть применено автоматическое регулирование постоянной температуры в печи.
Новым методом сушки является сушка инфракрасными лучами. Нагрев деталей производится лампами накаливания специальной конструкции '. Этот метод представляет при ремонте значительные удобства, так как облучение лампами может быть легко организовано на месте ремонта. Для сушки статора при вынутом роторе лампы могут быть вдвинуты в расточку статора; для сушки якоря они могут быть расположены по его окружности и т. д.
Конвейерные печи с лампами с успехом применяются для сушки лакированной электротехнической стали. Мощность одной лампы 500 вт. При сушке лампами на месте ремонта должно быть обеспечено удаление паров растворителя и приняты меры против возможного электрического искрения в питающей лампы системе (шины, патроны, выключатели и т. д.).
Дата: 2019-11-01, просмотров: 286.