ВЫЯВЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ОБМОТКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными неисправностями обмоток является пробой на корпус или бандаж, замыкание между витками и секциями, распайка соединений, механические разрушения, неправильное соединение секций с коллектором или между собой, ухудшение состояния изоляции.

Проверка состояния изоляции по отношению к сердечнику якоря производится мегомметром. Замыкание на корпус может быть обнаружено лампочкой.

Замыкание между витками якоря, не имеющего уравнительных соединений (или до их присоединения), может быть обнаружено проверкой его магнитным ярмом (рис. 4-10). Обмотка магнитного ярма питается током с частотой 500—1 000 гц. Возбуждаемый этой обмоткой магнитный поток проходит через якорные секции и при наличии замыканий между витками вызывает ток в замкнутой секциии. Появление тока обнаруживается по притяжению к пазу, где лежит неисправная секция, тонкой стальной пластинки. Для обнаружения этого паза после

включения тока в обмотку ярма проводят по окружности якоря стальной пластинкой и отмечают пазы, к которым притягивается пластинка. Затем выключают ток, поворачивают якорь на небольшой угол, снова включают ток и обходят по окружности якоря стальной пластинкой. Универсальным методом, позволяющим определить межвитковые замыкания, распайки и обрывы, ошибки в шаге, является метод измерения падения напряжения в секциях — метод милливольтметра. При этом методе через обмотку якоря пропускается постоянный ток (10— 30% номинального) от источника тока с постоянным напряжением. Ток регулируется реостатом. Подвод тока в якорную обмотку осуществляется через проводники, наложенные на пластины коллектора на расстоянии друг от друга, равном полюсному делению. Щупами, которые

Рис. 4-10. Проверка обмотки магнитным ярмом.

соединены с вольтметром или милливольтметром, измеряют напряжения между соседними пластинами коллектора. Неисправности якорной обмотки будут отражаться на показаниях прибора следующим образом:

а) Замыкание между витками соседних секций или между соседними коллекторными пластинами дает пониженное отклонение милливольтметра на этих пластинах.

Следует иметь в виду, что замыкание одного-двух витков в многовитковой секции не всегда может быть обнаружено методом милливольтметра. Якорь в этом случае должен быть проверен магнитным ярмом.

б) Замыкание между проводниками верхнего и нижнего слоев обмотки дает пониженное отклонение на большой группе пластин. При обходе пластин в одном месте или при волновой обмотке в нескольких местах (по числу пар полюсов) получается изменение показаний милливольтметра, сохраняющееся далее на значительном числе пластин.

в) Обрыв и распай- а ка в обмотке характеризуются увеличенным отклонением милливольтметра на пластинах, соединенных с неисправными секциями;

у волновой обмотки без уравнительных соединений обрыв характеризуется отсутствием отклонений прибора на всех пластинах, кроме одной пары (на каждую пару полюсов), где отклонение может достигнуть опасной для милливольтметра вели-* чины.

г) Перекрещивание двух нижних и верхних концов секций («двойной крест», рис.

4-11,а), что может иметь место в обмотке из «руглого провода, характеризуется двумя повышенными отклонениями милливольтметра между пластинами 2-3 и 4-5 и обратным отклонением между 3-4.

д) Замыкание одной секции на себя не дает отклонения на одной паре пластин (рис. 4-11,6).

е) Простой крест (рис. 4-11,в) не может быть обнаружен методом милливольтметра. >В этом случае ток подводится к каждой паре пластин поочередно и компасом К проверяется полярность секций. Изменение полярности указывает на «крест» (рис. 4->12).

Следует иметь в виду, что у обмоток, имеющих урав-

Рис. 4-11. Перекрещивание выводных концов обмотки.

Рис 4-12. Обнаружение перекрещивания концов обмотки компасом.

нительные соединения, и в особенности у многократных обмоток, отклонения милливольтметра на соседних пластинах могут быть неодинаковыми, особенно вблизи пластин, на которые наложены проводники, питающие якорь током. В этом случае отмечаются пластины, у которых нарушается определенная закономерность, показаний

милливольтметра, установленная при обходе по коллектору. Однако найденные таким образом неисправные места нуждаются в дополнительной проверке. Поэтому после первого обхода коллектора и отметки неисправных мест точки подвода тока смещаются на одну — три пластины вправо и затем влево и производятся повторные обходы. Если неисправные места при всех эгих обходах совпадают, то сделанное определение их является точным.

Следует подчеркнуть, что плохая впайка проводников обмотки в коллекторную пластину обнаруживается этим методом только в том случае, если верхний и нижний проводники секций, входящие в пластину, плохо спаяны между собой. Если же спайка проводников, входящих в коллекторную пластину, между собой хорошая, а их соединение с пластиной плохое (что, вообще говоря, может иметь место, так как проводники при пайке могут быть лучше прогреты, чем пластина), то такая .неисправность указанным выше способом не обнаруживается.

Для ее обнаружения следует поочередно произвести измерение напряжения на каждой паре пластин коллектора, отстоящих друг от друга на а пластин (где а—число пар параллельных цепей в обмотке), при одновременном питании током постоянной величины этих же пластин. Повышенное напряжение укажет в этом случае на плохую пайку.

Эту дополнительную проверку следует рекомендовать для якорей ответственных машин независимо от мощности.

При известном навыке можно применять упрощенный метод милливольтметра, при котором питание подводится при помощи двух стальных щупов к части обмотки. Прибором проверяют напряжение на соседних коллекторных пластинах, лежащих между теми пластинами, к которым подведен ток. При этом устанавливается определенный закон изменения показаний милливольтметра, отклонения от которого указывают на наличие повреждения. Опыт повторяется при нескольких положениях токоподводящих щупов.

Для проверки уравнительных соединений токоподво-дящие щупы и концы милливольтметра ставятся на пластины, к которым присоединены уравнительные соединения. Они отстоят друг от друга на шаг уравнительного соединения.

При испытании якорей при помощи магнитного ярма или по способу милливольтметра особое внимание должно быть обращено на отсутствие на коллекторе каких-либо заусенцев, медной пыли, следов олова, могущих дать замыкание между пластинами. Должна быть произведена тщательная расчистка между пластинами, отмеченными как дефектные, и произведена повторная проверка.

При испытании описанным выше методом магнитного якоря и милливольтметра междувитковая изоляция подвергается воздействию небольших напряжений. Поэтому этим методом не всегда можно обнаружить замыкания з обмотке. Более эффективными являются методы, основанные на подаче импульса напряжения на обмотку (см. § 3-12).

Подготовка якоря к перемотке включает: 1) продувку сжатым воздухом; 2) очистку от грязи и масла; 3) снятие старых бандажей; 4) распайку коллектора; б) снятие старой обмотки; 6) составление обмоточной записки. Если при снятии старой обмотки желательно сохранение секций, то для якорей с миканитовой изоляцией требуется нагрев их до 80° С. Для поднятия верхних секций между верхней и нижней секциями в паз загоняют тонкий гладкий клин. Таким же образом поднимается нижняя сторона секций.

Подготовка якоря к укладке новой обмотки заключается в тщательной очистке, опиловке пазов, покраске стенок паз'ов. Коллектор проверяется на отсутствие за-

мыканий между пластинами при напряжении ПО—220 в. Обмоткодержатель изолируется. Торцовые поверхности обмоткодержателя изолируют шайбами, вырезанными из электрокартона.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЯКОРНЫХ СЕКЦИИ

Якорные секции изготовляют так же, как и статор-ные. Способы нанесения изоляции секций те же, что и для статорных. Однако вследствие того, что якорные секции при работе вращаются, следует обратить особое внимание на отсутствие сгустков лака, так как такие сгустки долго не высыхают и при вращении якоря лак будет разбрызгиваться. Для больших якорей, пропитываемых погружением, удаление излишков лака производится иногда путем вращения якоря после того, (как лак обычным способом стечет с якоря. Из этих соображений не делают компаундировку якорных секций, так как размягченная при нагреве компаундная масса может разбрызгиваться при вращении.

РАЗМЕТКА ЯКОРЯ

Разметка якоря заключается в определении взаимного положения паза и пластин коллектора, в которые должны быть впаяны концы секций, заложенных в этот паз. Отметка паза производится зубилом на двух зубцах, между которыми лежит паз, а отметка пластин — керном на торцовой поверхности пластин. Для обнаружения старой разметки нужно расчистить закрашенную поверхность торцов коллекторных пластин. Если же обнаружить старую разметку не удается, то при разметке якоря следует сделать новые отметки. Разметка якоря важна для машин, у которых не предусмотрен сдвиг щеточной траверсы. Точная разметка важна также для якорей с шинной обмоткой большого сечения, где нет возможности натягивать концы секций.

Разметку можно делать двумя способами: 1) отметить паз и пластины, к которым должны подходить концы секций из этого паза, а затем путем отсчета шагов по пазам и по коллектору — второй паз и вторую группу пластин; 2) отмечают середину секций (паз или зуб) и соответствующую ей точку на коллекторе (пластина или прокладка между пластинами), а затем путем отсчета вправо и влево половины шага по коллектору отмеча-

iot соответствующие группы пластин. Первый способ разметки проще и удобнее. При косом пазе якоря для сохранения правильного положения щеткодержателей лобовые части секций со стороны коллектора делают разной длины, разметку можно вести по второму способу, причем середину секции отмечают в том месте, где

она проходит через середину длины сердечника якоря. На рис. 4-13 приведены схемы выбора первого паза и первой пластины, к которой подводится конец секции, лежащей посередине паза или рядом с серединой паза. После нахождения этой пластины керном отмечают пластины, принадлежащие остальным секциям данного паза, а затем отсчетом коллекторного и пазового шагов находят вторую группу 'плаетии и второй паз. При пользовании рис. 4-13 следует помнить то, что для упрощения разметки шаги обмотки выражены числом коллекторных пластин. Если обмотка имеет мертвую секцию, то она располагается диаметрально противоположно первой.

Как видно из рис. 4-13, для правильной разметки необходимо, чтобы при сборке коллектора и его насадке на вал было соблюдено определенное положение пластин относительно оси паза.

УКЛАДКА СЕКЦИИ В ПАЗЫ

Укладка обмотки зависит от типа паза. Для малых машин (до 5 кет) обычно применяется полузакрытый паз с укладкой секций через прорезь. Обмотка выполняется двухслойной. Якоря более мощных машин имеют открытые пазы, в которые укладываются заранее отформованные секции.

Первые уложенные по пазовому шагу секции закладывают только нижними сторонами. Закладка производится так, чтобы прямолинейные участки секции, выступающие из паза, были с обеих сторон якоря одинаковыми. Верхние стороны этих секций закладывают последними. Эта операция является наиболее ответственной. При укладке обмотки через прорезь следует обращать особое внимание на формовку лобовых частей в процессе намотки, так как увеличение размеров в лобовой части приводит к невозможности укладки последних сторон секций. Такое положение может иметь место, если развернутые длины секций слишком коротки или укладка лобовых частей привела к неравномерному распределению их по окружности якоря. Нижние концы закладываемых секций в соответствии с разметкой закладывают в прорезь коллекторных пластин и бандажируют лентой. Верхние концы секций приподнимают так, чтобы они не касались коллектора. Укладку этих концов начинают после того, как будут заложены все секции якоря. Перед

Рис 4-14. Изоляция об-моткодержателя.

укладкои этих концов проверяют на лампу, какому нижнему (уже заведенному в коллектор) концу соответствует верхний конец, после чего отсчетом коллекторного шага определяют пластину, в которую он должен быть

заложен.

По мере укладки секций в лобовых частях между верхним и нижним слоями кладут изоляцию из полос пропитанного электро-картона или миканита (рис. 4-14). Общая толщина должна быть несколько меньше просвета между секциями. При всыпной обмотке между лобовыми частями прокладывают лакоткань. Выводные концы к коллектору у проволочных секций изолируют полосками лакоткани по рис. 4-15. После укладки обмотки до пайки коллектора производят испытание магнитным ярмом на межвитковое замыкание и, если испытание дало положительные результаты, проводники запаивают в коллектор. После пропайки коллектор протачивают и продороживают, а затем повторно испытывают на межвитковое замыкание и на пробой на корпус.

Ручная обмотка якорей малых двигателей существенно отличается от обмотки более мощных двигателей.

Обмотка выполняется как двуслойная, однако закладка первых секций только одной стороной в этом случае невозможна, так как тонкий проводник нельзя натягивать, как это необходимо при закладке последних сторон секции. Поэтому здесь применяются способы, при которых секция укладывается в пазы обеими сторонами. Первые (по шагу) секции лежат при этом обеими сторонами внизу паза, последующие — внизу и вверху, а последние — вверху.

Рис. 4-15 Изоляция выходных концов у коллектора.

Перед укладкой обмотки якорь изолируют, как пбка-зано на рис. 4-16.

Возможны следующие способы укладки. Для примера возьмем якорь двухполюсной машины, имеющей 11 пазов и шаг секций по пазам, равный 5.

I. Секции наматываются по пазам в такой последовательности:

ной схеме, а несколько обходов, то, укладывая каждый раз только часть витков секций, например 7з, можно получить достаточно симметричные лобовые части.

Изоляция секции от секции в лобовой части показана на рис. 4-17. На рис. 4-18 дано крепление головки. Между слоями в пазу кладутся прокладки из тонкой пропитанной бумаги или лакоткани. Изоляция паза для напряжения до 24 в состоит из одного слоя лакоткани или пропи-

Каждая секция при намотке занимает половину проводов, лежащих в пазу. Соединение между секциями делается в виде петель, присоединяемых к коллектору без обрыва провода (рис. 4-17).

У двухполюсных машин при этом получается несимметрия лобовой части. Однако, если сделать не один обход якоря по приведен-

Рис. 4-16. Изоляция якоря под обмотку.

Рис, 4-17. Изоляция между сек циями.

Рис. 4-18. Укрепление лобовых частей.

тайной бумаги 0,1 мм . Для напряжений до 220 в изоляция паза: один слой лако-ткани 0,1 мм между слоями пропитанного электрокартона 0,1—0,5 мм.

П. Хорошие результаты для двухполюсных машин дает обмотка «елочкой» (рис. 4-19).

Рис. 4-19. Обмотка якоря .елочкой'.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 243.