Европейский cоюз: партнерство с восточными соседями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Евросоюз cтал проявлять больший интерес к странам бывшего СССР, когда в 2004 году завершилось его масштабное расширение на восток{413}. В 2003 году ЕС инициировал Европейскую политику добрососедства (ЕПД), а в 2008 году представил программу «Восточное партнерство», адресованную шести странам СНГ: Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Азербайджану и Армении.

Пока ЕС мало чего удалось добиться в регионе, однако он обсуждает с Украиной заключение Соглашения об ассоциации, предполагающего создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли; остальным членам «Восточного партнерства» будет предложено присоединиться к нему. Эти договоренности дадут бывшим советским республикам гораздо больше, чем просто более широкий доступ на западноевропейский рынок. Они предполагают унификацию правил и институтов, что позволит этим шести странам достаточно тесно интегрироваться в ЕС. Россия же пока не участвует в этом процессе кооперации.

В результате по крайней мере Украина, Грузия, Белоруссия и Молдавия готовы все активнее сотрудничать с ЕС ради гармонизации торговых и институциональных отношений, хотя, в отличие от России и Китая, ЕС не предлагал им двусторонней финансовой помощи.

Россия решила остаться в стороне от налаживания многостороннего сотрудничества с ЕС. В 2003 году, когда Союз предложил ЕПД странам Северной Африки и западным государствам СНГ, Россия отклонила его предложение. Вместо этого она хотела разработать новую версию малосодержательного 10‑летнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного в 1994 году. А три кавказские республики настаивали на присоединении к ЕПД. В мае 2009 года, когда на первом саммите «Восточного партнерства» ЕС дал старт этой инициативе, Россия так и не стала ее частью, заранее отказавшись от сотрудничества.

 

Заключение: СНГ нужно распустить в качестве жеста доброй воли!

 

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о крайней неэффективности российской политики на постсоветском пространстве. Единственной эффективной областью сотрудничества были прямые инвестиции частных российских компаний, которые не имели отношения к государственной политике. России не удалось наладить хорошие отношения с соседями, но Кремль это, похоже, мало волнует. Его политику нельзя охарактеризовать как неоимпериалистическую, скорее это незаинтересованность в установлении добрососедских отношений и неуважение к партнерам по СНГ. Зачастую Россия ведет себя так, как будто может заставить страны СНГ подчиняться, не обращая внимания на их национальные интересы; однако у нее нет сил сделать это и она не готова отвлекать на это ресурсы. Своим поведением она отпугивает соседей, которые все в большей степени поворачиваются к ней спиной.

Признание Россией независимости Абхазии и Северной Осетии заставило все страны региона беспокоиться за свою территориальную целостность. Хотя взаимный торговый оборот остается весьма значительным, ни одна инициатива России по развитию свободной торговли не может работать без механизма разрешения конфликтов; предложить подобные механизмы и необходимую институциональную структуру может лишь ВТО. Россия отменила субсидии на газ, которые давно предоставляла своим более бедным соседям. А они стараются снизить зависимость от России, поскольку тесная дружба с ней больше не приносит выгод и она к тому же оказалась ненадежным партнером: неожиданно отключает газ и вводит запрет на важные статьи экспорта из этих стран.

В последние несколько лет репутация России как ненадежного и непредсказуемого партнера укрепилась среди ее соседей. Они отдаляются от России, и она остается все более одинокой. Сейчас нормальные отношения у России остаются лишь с Арменией и Азербайджаном, но и эти отношения переживают далеко не лучшие времена.

Россия кровно заинтересована в том, чтобы улучшить свою сильно подмоченную международную репутацию. В течение долгого времени многие из ее соседей были своеобразными пленниками России: из‑за существующей инфраструктуры они были вынуждены быть ее клиентами и поставщиками. Однако ситуация может измениться после появления новых трубопроводов и дорог, особенно если учесть новые интересы Китая и ЕС. Монополистическая позиция России в регионе неожиданно может оказаться подорванной – так же, как Британия и Франция потеряли влияние в своих колониях.

Поэтому России срочно требуется новая, более конструктивная политика по отношению к странам бывшего СССР, иначе она проиграет окончательно. «Российской внешней политике нужно больше, чем перезагрузка, – пишет Дмитрий Тренин. – Ей нужна новая стратегия, новые инструменты и механизмы ее реализации»{414}. Это касается большинства аспектов политики России по отношению к своим соседям. «Россия должна сосредоточиться на ликвидации своей экономической, социальной и политической отсталости, а внешняя политика должна быть средством достижения этой первоочередной цели», – отмечает Тренин{415}. Россия больше не может себе позволить проводить политику, которая лишь ухудшает ее отношения со странами бывшего СССР. Ей нужно думать по‑новому.

Многочисленные провалы политики России показывают, что ей нужно действовать как раз наоборот. Саммит глав СНГ в Кишиневе в октябре 2009 года должен стать последним. В качестве жеста доброй воли по отношению к соседям Россия должна взять на себя инициативу по роспуску СНГ, дав понять, что она не стремится строить какие‑либо неоимпериалистические структуры. Распустив СНГ, Россия должна ликвидировать и организации, создававшиеся в его рамках, – ЕврАзЭС, ОДКБ и ЕЭП, которые не приносят никакой пользы, а лишь увеличивают издержки всех участвующих сторон.

Никакой пользы не приносит и политика, заставляющая соседей России по постсоветскому пространству отворачиваться от нее. Она должна быть заинтересована в развитии с ними столь же хороших отношений, включая торговлю, финансы и инвестиции, какие ей удалось наладить с другими странами. Поэтому она должна убедить все страны региона, что у нее нет территориальных претензий. Тем или иным способом Кремль должен в собственных же интересах замять вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.

Что касается торговой политики, то здесь очевидным решением является скорейшее присоединение России к ВТО. Она также должна побуждать к вступлению в организацию своих соседей и развивать торговлю с ними. Если Россия хочет остаться ведущим торговцем газом в регионе, ей придется предпринять рыночные реформы газового сектора у себя дома и договориться с другими странами региона об основах газовой торговли, на базе Энергетической хартии или какого‑либо нового соглашения. России необходимо восстановить репутацию надежного поставщика этого сырья.

Президентские выборы на Украине в январе‑феврале 2010 года помогли существенно улучшить российско‑украинские отношения. Во время предыдущих выборов в 2004 году Путин активно поддерживал Виктора Януковича, который в итоге проиграл. Во время же последних выборов Кремль выказывал предпочтение Януковичу лишь на государственном телевидении, но не более того. Янукович победил. Спорные попытки бывшего президента Виктора Ющенко добиться включения Украины в План действий по членству в НАТО были прекращены. Благодаря договоренности по поставкам газа, достигнутой в январе 2009 года премьер‑министрами Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, был урегулирован газовый конфликт. Украина все еще хочет присоединиться к Соглашению об ассоциации с ЕС и не желает вступать в организованный Россией таможенный союз, однако снизить градус напряженности в отношениях между двумя странами удалось. Страны смогли этого добиться исключительно в ходе двусторонних переговоров, и ни один институт СНГ тут не сыграл никакой роли.

 

 

12. Российско‑американские отношения: несовпадающие стратегии

Эндрю Качинс[13]

 

Для четырех президентских администраций в Вашингтоне политика по отношению к России после окончания холодной войны представляла собой серьезнейшую трудность; и мало какой из вопросов порождал столь острые споры, как этот. С начала 1993‑го по начало 2009 года президенты Билл Клинтон и Джордж Буш‑младший посвятили огромное количество времени и энергии, чтобы улучшить связи с Москвой. Однако оба покинули Белый дом разочарованными, а отношения между Россией и США в конце правления каждого из президентов были хуже, чем в начале. В 2009 году, когда пост президента занял Барак Обама, отношения эти характеризовались враждебностью и почти полным отсутствием доверия; и можно только надеяться, что в конце срока Обамы аналитикам не придется проводить аналогии между ним и его предшественниками.

После распада СССР России пришлось одновременно решать три грандиозные задачи: проводить демократизацию, развивать рыночную экономику и менять статус империи на статус национального государства, – что можно считать практически беспрецедентной «тройной трансформацией» великой державы. Поэтому неудивительно, что выстраивание отношений с Россией представляло крайне непростую задачу и требовало, как сказал незадолго до ухода Клинтона заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт, значительного «стратегического терпения». Стремительная потеря мирового статуса Россией, которая в 1991–1992 годы практически в один момент превратилась из супердержавы в получателя гуманитарной помощи, и радикальная перестройка международной системы, когда мир из биполярного превратился в однополярный с доминированием США, породили огромные проблемы. Для их решения требовались неординарная мудрость и чувство сопереживания – качества, которыми политики в Вашингтоне (да, говоря по чести, и не только там) особо похвастать не могут.

Как и его предшественники, Обама сделал вопрос улучшения отношений с Москвой одним из приоритетов внешней политики, и в первый год президентства его администрация приложила значительные усилия для достижения этой цели. Как я однажды уже подчеркивал, чем дольше администрация Обамы будет сохранять скромные ожидания, тем меньше вероятность в них разочароваться. Ожидания не должны быть завышенными, поскольку интересы Москвы по трем основным для администрации Обамы вопросам – Ирану, Афганистану и ядерной безопасности – противоречивы и не полностью совпадают с интересами Соединенных Штатов. Не менее важно и то, что российское руководство, обоснованно или нет, чувствует, что в прошлом «обожглось», сблизившись с Вашингтоном, – особенно после недолгого медового месяца с администрацией Буша, последовавшего за терактами 11 сентября 2001 года и сотрудничеством ради победы над движением Талибан в Афганистане. И это чувство недоверия в Москве весьма ощутимо.

Несмотря на столь непростое наследие, можно констатировать, что администрация Обамы добилась значительных успехов в деле улучшения российско‑американских отношений. Помимо трех ключевых вопросов, о которых было сказано выше, она сосредоточилась на таких аспектах, как содействие укреплению суверенитета ближайших соседей России после шока, вызванного войной с Грузией, а также расширение и упорядочение двусторонних отношений путем создания 16 рабочих групп под эгидой комиссии, возглавляемой госсекретарем Хиллари Клинтон и министром иностранных дел Сергеем Лавровым{416}. Наиболее осязаемым результатом на сегодня является успешное завершение переговоров о замене Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1). Новый договор президенты Обама и Дмитрий Медведев подписали в Праге 8 апреля 2010 года. И Москва, и Вашингтон заслуживают похвалы за то, что смогли изменить траекторию развития двусторонних отношений. Однако на их пути еще остаются существенные препятствия.

Основное из них – разные стратегические взгляды и оценки угроз двумя сторонами. Вопрос европейской безопасности стал для США не таким приоритетным, как во времена холодной войны. Сегодня Америка озабочена другими вопросами: нестабильностью в исламском мире, необходимостью подыскивать адекватный ответ на быстрое усиление Китая, а также проблемами глобального характера, такими как нераспространение ядерного оружия, терроризм, изменение климата и пр. Россия, цепляющаяся за статус великой державы и связанные с ним привилегии, крайне уязвима для многих из этих, а также нарождающихся угроз и проблем; однако в области безопасности она по‑прежнему зациклена на США и, в более широком смысле, на Западе, который ей представляется главным источником угроз. Пока Москве и Вашингтону не удастся сблизить позиции по стратегическим вопросам, им будет крайне трудно сделать свое сотрудничество более эффективным. Администрации Обамы необходимо решать огромное множество внутренних и внешних проблем, и остается неясным, в какой мере президент США готов вкладывать политический капитал в налаживание взаимоотношений с Москвой, которая в значительной степени остается на непримиримых позициях, при том что ее влияние в мире снижается.

 

«Перезагрузка»: назад к прагматичным и многосторонним отношениям

 

В последний год президентства Буша отношения между Россией и США стали самыми напряженными с 1980‑х годов. Позиции двух стран радикально расходились по целому спектру вопросов, включая независимость Косово, расширение НАТО, планы США по размещению противоракетных комплексов (ПРК) в Чехии и Польше. Общение между Вашингтоном и Москвой практически прекратилось после войны с Грузией в августе 2008 года. Однако этот раскол зрел уже долгие годы. Медовый месяц осенью 2001 года после терактов в Нью‑Йорке и Вашингтоне сменился разногласиями по ряду вопросов; несмотря на тесные личные отношения президентов Джорджа Буша и Владимира Путина, это стало отражением как различий в интересах, так и отсутствия доверия между странами. Возможно, к счастью для российско‑американских отношений, резко ухудшившихся после войны с Грузией, внимание руководства США и всего мира было быстро поглощено событиями сентября 2008 года, когда кризис охватил всю мировую экономику. Эти события способствовали избранию Барака Обамы президентом.

Вступив в должность в январе 2009 года, Обама оказался лицом к лицу с такими тяжелыми проблемами, с какими не приходилось иметь дело ни одному президенту США со времен Франклина Рузвельта и Великой депрессии 1930‑х годов. Мировая экономическая система летела в тартарары из‑за финансового кризиса, зародившегося в США. Ситуация радикально отличалась от кризиса в развивающихся странах десятилетием ранее, который начался в Азии и привел к дефолту России в 1998 году. США также увязли в двух очень тяжелых войнах, в Ираке и Афганистане, причем в последнем ситуация быстро ухудшалась. У Путина, считавшего, что дни однополярного мироустройства сочтены, нашлось много сторонников в разных странах, в том числе в самих США. Обама пообещал вернуть во внешнюю политику многосторонний подход и выступил в роли прагматика, готового к обдуманному решению стоящих перед ним серьезных проблем. Такой подход радикально отличался от действий его неоконсервативного предшественника.

Кто бы что ни думал о причинах российско‑грузинской войны, в стане умеренных и прагматичных деятелей из середины политического спектра США возобладало мнение, что война служит если и не доказательством провала политики США в отношении России и Азии, то свидетельством того, что эта политика развивается в неверном направлении и нуждается в корректировке. Ждать смены политического режима в России не приходилось, поэтому центристы в Вашингтоне все активнее ратовали за налаживание конструктивных взаимоотношений с Москвой ради более эффективного решения региональных и мировых проблем.

В политике, которую вице‑президент Джо Байден первым метафорически назвал «перезагрузкой», интересы администрации Обамы определяются тремя критически важными факторами: 1) острой необходимостью решить вопрос ядерной программы Ирана, 2) потребностью в дополнительных транспортных коридорах для поддержки увеличившегося американского контингента в Афганистане и 3) возвратом к многостороннему подходу в деле обеспечения ядерной безопасности и нераспространения ядерного оружия. Для решения более широких, общемировых задач, таких как изменение климата, энергетическая безопасность, здравоохранение и пр., тоже требуется более активное сотрудничество с Россией, но необходимость в нем не столь остра, как в этих трех основных вопросах.

Критики в Вашингтоне слева и справа заявляли, что Россия слишком слаба, чтобы искать ее помощи в решении этих проблем, или что она принципиально враждебно относится к усилиям Обамы привлечь ее к сотрудничеству. Серьезное беспокойство вызывала и возможность того, что ради получения поддержки Москвы администрация Обамы может поступиться ключевыми ценностями и интересами. Ближайшие соседи России воспринимают тему отстаивания Вашингтоном их интересов особенно остро{417}.

Зимой‑весной 2009 года вашингтонское политическое сообщество выпустило множество докладов, призывавших улучшить отношения с Россией{418}. Критики одного из наиболее заметных из них, подготовленного комиссией Харта‑Хейгела, назвали многие его рекомендации отходом американских «реалистов» от ценностей свободы и демократии{419}. Скептики, однако, не улавливают главную причину нервозности стран Восточной и Центральной Европы в связи со сближением Москвы и Вашингтона. Проблема здесь, как показывает доклад German Marshall Fund{420}, в том, что в мире Россия в целом поддерживает статус‑кво, но в своем регионе она выступает как ревизионистская держава. Америка же не может признать за Россией столь желаемое ею право называть ближнее зарубежье зоной ее «привилегированных интересов» или «сферой влияния» – для любой американской администрации это будет равносильно политическому самоубийству. И если этот вопрос не решить, будущее российско‑американских отношений выглядит весьма бледно.

К сожалению для политиков США, основная проблема двусторонних отношений сегодня лежит глубже, чем расхождения американских экспертов по вопросу организации постсоветского пространства, хотя одержимость Москвы геополитической конкуренцией с Вашингтоном весьма симптоматична. Корень проблемы – в неспособности Москвы правильно определять угрозы российским интересам в быстро меняющемся мире. А без адекватной оценки этих угроз нынешнее российское руководство не может проводить политику, которая способствует, а не препятствует восстановлению роли России как великой державы в многополярном мире (а ведь именно в этом, как не устают повторять российские лидеры, заключается основная цель их внешней политики).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 211.