Мировой финансовой кризис предоставил России новые возможности сыграть ведущую роль в СНГ и помочь соседям. Российское правительство вызов приняло. Оно софинансировало предоставление Международным валютным фондом средств Армении (500 миллионов долларов), Белоруссии (2 миллиарда долларов), Киргизии (более 2 миллиардов долларов) и Молдавии (500 миллионов долларов). Оно также инициировало создание в рамках ЕврАзЭС фонда финансовой помощи размером 10 миллиардов долларов, из которых Россия должна предоставить 7,5 миллиарда, а Казахстан – 1 миллиард{409}. Располагая в начале августа 2008 года валютными резервами на 598 миллиардов долларов, Россия, казалось, была отлично подготовлена для оказания помощи своим более бедным соседям.
Однако ее попытки предоставить такую помощь вызвали разочарование. России и Украине так и не удалось договориться о стабилизационном кредите на 5 миллиардов долларов, что неудивительно. Но даже Белоруссия, Киргизия и Молдавия жаловались, что не получили все обещанные деньги. Белорусский президент Александр Лукашенко публично заявил о российских лидерах: «Все свелось к тому, что они пришли и сказали: вы признаете Осетию и Абхазию и получаете 500 миллионов долларов»{410}.
Фонд финансовой помощи ЕврАзЭС, похоже, так и остался на бумаге. Причины, по которым Россия лишь частично выполнила обещания по предоставлению средств, заключались в реальных разногласиях между сторонами – в каждом случае своих. Но как бы там ни было, соседи России не испытывали к ней особой благодарности за помощь, потому что она предоставила лишь около половины обещанных средств. «Кремль оказался не способен использовать огромные резервы, накопленные за восемь лет нефтяного бума, чтобы превратить свою экономическую мощь в политическое влияние на международной арене. Наоборот, позиции России значительно ухудшились. Лидерам России удалось настроить против нее даже ближайших союзников», – заключил Владимир Рыжков{411}.
Новая роль Китая
Природа не терпит пустоты, но Россия воспринимала эту пустоту как данность. И вот ситуация изменилась. Новым и весьма влиятельным игроком в регионе стал Китай. В течение долгого времени казалось, что эта страна действует весьма осторожно. Китайские чиновники заявляли, что их интересы на постсоветском пространстве ограничиваются обеспечением политической стабильности в Средней Азии.
Но по мере роста китайской экономики и либерализации торговли торговый оборот между Китаем и большинством стран региона стал стремительно увеличиваться. Отношения между Китаем и республиками бывшего СССР достигли новых высот с формированием в 2001 году Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В нее входят шесть государств: Китай, Россия и четыре среднеазиатских страны – Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Основные направления деятельности ШОС – безопасность и экономическое сотрудничество; организация позволила странам Средней Азии чрезвычайно сблизиться с Китаем.
Значимость ШОС проявилась на саммите, состоявшемся вскоре после российско‑грузинской войны в августе 2008 года. Россия призывала поддержать ее, но никто этого не сделал: Китай дал среднеазиатским странам возможность спрятаться за его спиной. Впервые со времен военного конфликта на реке Уссури в 1969 году Китай открыто выступил против России и выиграл.
Китай уже построил трубопроводы в Казахстан и Туркменистан и имеет все шансы перехватить у «Газпрома» контроль над рынком региона. Мировой финансовый кризис открыл перед этой страной, располагающей крупнейшим объемом валютных резервов в мире, новые возможности в регионе. Он помог деньгами не только Средней Азии, но даже Белоруссии и Молдавии, предоставив больше средств, чем Россия, в виде двусторонних кредитов в юанях.
И пока Россия портит отношения со своими соседями самым бессмысленным образом, противоречащим ее национальным интересам, Китай быстро становится основным потребителем среднеазиатского газа и других экспортных товаров и предоставляет странам региона финансирование на десятки миллиардов долларов{412}.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 186.