В области торговли Россия действует из самых лучших побуждений, но особого успеха ей добиться не удалось. Страны СНГ давно пытались, но так и не смогли создать эффективно функционирующую зону свободной торговли{404}. Фундаментальная проблема заключается в том, что своими соглашениями о свободной торговле Россия пытается изобрести велосипед в области, где у нее нет ни знаний, ни традиций. Между тем ей следовало бы войти в уже давно существующую торговую систему – ВТО. Попробовав различные варианты, Россия теперь должна обратиться именно к этой организации (см. главу 10).
После распада СССР объем торговли между бывшими республиками в 1991–1994 годы сокращался. Одной из основных задач СНГ было стимулирование взаимной торговли. В сентябре 1993 года страны СНГ подписали договор об экономическом союзе. Это было весьма амбициозное соглашение: оно должно было привести к созданию зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако оно было заключено как раз тогда, когда единое рублевое пространство распадалось на куски. Договор оказался декларативным и никогда не воспринимался всерьез{405}.
В апреле 1994 года все страны СНГ, кроме Туркменистана, подписали многостороннее соглашение о свободной торговле. Однако ряд стран, включая Россию, так его и не ратифицировали, поэтому в силу оно не вступило. В апреле 1999 года его попытались реанимировать путем подписания дополнительного протокола, но и его Россия так и не ратифицировала. Тем не менее оно служит моделью соглашения о свободной торговле в СНГ.
Между тем большинство стран СНГ заключили двусторонние соглашения о свободной торговле; они были ратифицированы, но их реализация оставляет желать лучшего. Любая страна может безнаказанно принять протекционистские меры в отношении другой, потому что конкретные нормы, правила разрешения споров и механизмы наказания не проработаны. Например, в 2006 году украинские производители водки захватили четверть российского рынка, что привело к запрету на ее импорт. Двумя годами позже киргизский цементный завод вышел на рынок Казахстана, но неожиданно столкнулся с введением 100‑процентной импортной пошлины. Он был вынужден прекратить производство, пока не был продан казахскому бизнесмену. Подобных примеров можно найти немало. В результате торговля внутри СНГ зачастую буксует, потому что работа успешных экспортеров блокируется с помощью квот, пошлин и прямых запретов.
Поскольку соглашения о свободе торговли не функционировали, Россия и ее ближайшие союзники попытались создать таможенный союз. В январе 1995 года соглашение об этом подписали Россия и Белоруссия, к ним присоединился Казахстан. В 1996 и 1999 годах соответственно его подписали Киргизия и Туркменистан. Однако стороны не знали, как на практике создать таможенный союз, и не могли договориться. Вместо того чтобы отказаться от этой идеи, они в 2000 году решили создать ЕврАзЭС. Предполагалось, что оно, как и ЕС, будет представлять собой таможенный союз и единое экономическое пространство. Однако в реальности мало что было для этого сделано. Узбекистан по внешнеполитическим причинам присоединился к ЕврАзЭС в 2006 году, но приостановил членство в 2008‑м. ЕврАзЭС остается бюрократической структурой, не имеющей особого прикладного значения.
По обыкновению, Россия, вместо того чтобы починить неработающую структуру, организовала еще одну, более амбициозную. В 2003 году она инициировала создание Единого экономического пространства (ЕЭП), в которое вошли Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия. Предполагалось, что ЕЭП поначалу начнет функционировать как зона свободной торговли, затем превратится в таможенный, а в конечном итоге – и в валютный союз (в качестве модели был взят, опять‑таки, ЕС). Однако было достаточно очевидно, что ЕЭП было задумано с целью покрепче привязать Украину к России накануне президентских выборов в конце 2004 года. Когда кандидат, которого поддерживала Москва, в конечном итоге проиграл, ЕЭП потеряло актуальность, хотя как структура оно все еще существует.
Во время всех этих метаний из стороны в сторону так и не было сделано попытки найти механизм, который помог бы развить и укрепить желанную свободу торговли. Выход из этой ситуации очевиден – вступление всех стран СНГ в ВТО. В ВТО есть требуемый свод правил, механизмы разрешения споров и наказания. Многие страны – члены ВТО используют инструменты организации, чтобы укрепить собственные соглашения о свободной торговле. Членами ВТО стали пять стран СНГ – Киргизия, Грузия, Молдавия, Армения и Украина, – но не Россия. В интересах России как можно скорее вступить в ВТО и привести с собой остальные страны СНГ.
В июне 2009 года, когда Россия была уже близка к вступлению в ВТО, премьер‑министр Путин удивил всех, включая собственное правительство, заявлением о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан вступят в ВТО единым таможенным союзом. Генеральный секретарь организации Паскаль Лами заявил, что это невозможно. Он, правда, добавил, что таможенный союз для России так же важен, как ВТО, что весьма удивительно, учитывая тот факт, что все попытки России с 1995 года создать с этими двумя странами таможенный союз не увенчались успехом.
Россию, Казахстан и Белоруссию нельзя считать идеальными партнерами для таможенного союза, потому что их экономические интересы и структура экономики сильно различаются. Казахстан в основном выступает как импортер сырья, а Белоруссия – как экспортер качественной продукции машиностроения (унаследованного от советского времени). Россия, с ее крупным, но не отвечающим высоким техническим нормам производственным сектором, пытается устанавливать высокие импортные пошлины. Казахстан и Белоруссия этого не хотят. В начале 2010 года Казахстан настаивал на исключении 409 товаров из российского списка предметов импорта, облагаемых высокими пошлинами, включая автомобили, которых Казахстан практически не производит. Нет согласия и по вопросу цен на энергоресурсы, которые в России держатся на низком уровне из‑за их регулирования и экспортных пошлин. Белоруссия настойчиво требовала, чтобы российские низкие внутренние цены распространялись и на нее, и, в свете ожидавшегося создания таможенного союза, выступала против экспортных пошлин. Такая ее позиция привела к значительным перебоям поставок энергоресурсов из России. Так что выгоды от создания такого союза сомнительны.
Несмотря на постоянные торговые споры, торговый оборот в СНГ и между входящими в него странами сильно вырос. С 2002‑го по 2008 год совокупный торговый оборот СНГ рос в среднем на 26 процентов в год (рис. 11.1), а невзвешенное среднее взаимной торговли стран СНГ составляет примерно 40 процентов их совокупного торгового оборота (табл. 11.1). Меньше всего с СНГ торговала Россия: лишь 15 процентов ее торгового оборота приходится на этот регион (взвешенное среднее – лишь около 20 процентов). Это, впрочем, довольно естественно для столь большой страны и ничего не говорит о намерениях российских политиков, – а скорее о том, что остальные страны по причинам географического и инфраструктурного характера оказались заложниками России.
Рис. 11.1 Среднегодовой рост торгового оборота внутри СНГ в 1996–2008 гг. (%)
Примечание: данные включают торговый оборот с Монголией, но этот показатель незначителен. Среднегодовой рост – невзвешенное среднее суммы экспорта и импорта.
Источник: Департамент торговой статистики МВФ, октябрь 2009 года; расчеты автора.
Табл. 11.1 Торговля внутри СНГ, 2000–2008 гг. (% от совокупного торгового оборота, невзвешенное среднее)
Источник: Департамент торговой статистики МВФ, октябрь 2009 года; расчеты автора.
На первый взгляд, успешное развитие торговли в СНГ может показаться удивительным, но достаточно взглянуть на карту, чтобы понять его причины. Многие страны СНГ не имеют выхода к морю, а наземные расстояния весьма значительны. Плохо развитая транспортная система и торговые барьеры ограничивают их выбор торговых партнеров. Зачастую разрыв торговых отношений означает не переориентацию торговых потоков, а полное прекращение торговли или производства.
Постоянные неудачи России в строительстве таможенного и валютного союзов неслучайны. Их причина – в фундаментальных теоретических ошибках, поэтому нет оснований верить, что в обозримом будущем на этом направлении может быть достигнут успех (см. главу 10){406}. Несмотря на это, российские лидеры постоянно выступают за создание таких союзов, которые лишь наносят вред национальным интересам России. В начале 1990‑х годов у России не было знаний и опыта в области торговли, но десятилетие спустя они появились, поэтому проводить разумную торговую политику стало возможно. Несмотря на это, правительство России продолжает изобретать велосипед, вместо того чтобы предпочесть свободу торговли таможенному союзу и принять общепризнанные правила ВТО.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.