Постсоветское пространство: некролог
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Андерс Ослунд[12]

 

В результате российско‑грузинской войны в августе 2008 года отношения России с бывшими соседями по Советскому Союзу достигли критически низкого уровня. Как Россия оказалась в таком положении и что ей нужно сделать, чтобы наладить более конструктивный диалог с соседями? Наилучшие отношения сегодня у России складываются с сопредельными странами, никогда не входившими в СССР, – Китаем, Финляндией и Норвегией.

У каждой из республик бывшего СССР есть свои претензии к России, но есть и четыре общих темы: неуважение к территориальной целостности, газовая, торговая и финансовая политика. Чтобы восстановить свою репутацию в регионе, Кремлю необходимо заняться решением всех четырех вопросов. При этом российские компании успешно инвестируют в соседние страны, и это не вызывает у тех особого беспокойства. Еще одна крупная, но пока не развернутая тема – продвижение Китая в Среднюю Азию; повышенный интерес к региону проявляет и Европейский cоюз.

Лучшей иллюстрацией сложившихся отношений стал ежегодный саммит глав государств – членов Содружества Независимых Государств 9 октября 2009 года в Кишиневе. В заголовке в «Независимой газете» это действо было охарактеризовано следующим образом: «Саммит на 30 минут. Лидерам СНГ, собравшимся в Кишиневе, нечего было сказать друг другу». До того как 18 августа 2009 года Грузия вышла из состава СНГ, в организацию входило 12 стран. Из оставшихся 11 на саммит в Кишиневе прибыли президенты лишь шести – России, Белоруссии, Украины, Армении, Азербайджана и Киргизии. У принимавшей Молдавии в тот момент временно не было президента. Из пяти среднеазиатских президентов потрудился приехать лишь один. Понятно, что никаких результатов этот саммит не дал. Президент Дмитрий Медведев отказался встречаться с президентом Украины Виктором Ющенко и своим белорусским коллегой Александром Лукашенко, что еще больше усугубило ситуацию. После получасовой встречи все быстро разъехались.

СНГ – дитя России и неудача России. Можно утверждать, что сейчас отношения между Россией и странами СНГ ничуть не лучше, чем в 1992 году. Если же существование СНГ не приносит никакой ощутимой пользы, зачем сохранять эту организацию? В любом случае все реальные проблемы решаются на двусторонней основе. СНГ порой рассматривают как свидетельство российских неоимпериалистических амбиций. Но поскольку они неочевидны, да и ресурсов для их воплощения у России нет, в ее интересах будет распустить СНГ и установить нормальные двусторонние отношения со всеми республиками бывшего СССР. В конце концов, СНГ было задумано ради обеспечения цивилизованного развода. Как писал в мемуарах Егор Гайдар, один из авторов соглашений в Беловежской пуще, договоренность о роспуске СССР была заключена «тремя государствами, которые в 1922 году были его учредителями»{381}. Распустив СНГ, страны признают, что достигли своей цели.

 

Роспуск Советского Союза

 

Развал СССР в 1991 году был неожиданным и драматичным. Распались многочисленные связи – фискальные, денежные, национальные, системные и политические, но не военные или религиозные. К счастью, в отличие от остальных великих империй, эта исчезла быстро и мирно. «Если сравнивать с другими рухнувшими империями, кровопролитие было на удивление незначительным… После распада СССР во всех 14 республиках ни убийства, ни этнические чистки не коснулись практически никого из русского гражданского населения»{382}.

Мирный характер и скорость распада СССР у многих создали впечатление, что распускать Союз и не требовалось. Сегодня трудно представить, насколько близко Москва подошла к военному противостоянию с некоторыми республиками в 1990 и 1991 годах. Борис Ельцин не без оснований обвинял президента СССР Михаила Горбачева в «безумной политике двойной игры, обманчивого компромисса, которая держала страну на волосок от войны центра и республик»{383}.

Как политическая организация СССР перестал функционировать во многих смыслах уже после путча в августе 1991 года. Республики Балтии – Эстония, Латвия и Литва – объявили о независимости, и Ельцин признал ее 24 августа. На пути к обретению cуверенитета были Грузия, Армения, Молдавия и Азербайджан. В других республиках колебались; многое зависело от Украины: объявив независимость, она стала бы восьмой из 15 республик.

Президент Ельцин мыслил стратегически и действовал решительно по трем направлениям. Во‑первых, обеспечил себе власть. Во‑вторых, распустил Советский Союз, тем самым ослабив межнациональную напряженность. В‑третьих, сосредоточился на борьбе с экономическим кризисом, что потребовало немедленного дерегулирования экономики и обеспечения финансовой стабильности{384}.

Ельцин понимал, что Советскому Союзу не выжить и, прежде чем решать другие вопросы, его необходимо ликвидировать. Роспуск Союза представлялся ему положительным явлением: «Я был убежден, что России необходимо избавиться от своей имперской миссии»{385}. Большинством в 90 процентов голосов 1 декабря 1991 года украинцы проголосовали за независимость. Ельцин отреагировал стремительно. Уже через неделю он в обстановке полной секретности организовал в Белоруссии встречу с лидерами Украины и Белоруссии, и они втроем приняли решение о роспуске СССР. «Подписывая это соглашение, Россия выбирала другой путь, путь внутреннего, а не имперского развития» – так это видел Ельцин. Это было «вполне законное изменение сложившегося порядка», поскольку «три крупнейших республики Союза пересмотрели Союзный договор»{386}.

Вместо СССР они создали Содружество Независимых Государств, моделью для которого, похоже, послужило Британское содружество. Ельцин хотел, чтобы это была простая организация с минимальными функциями и без наднациональных полномочий: «Не будет никаких координирующих органов… Координация будет только между главами государств – членов содружества. Будет рабочая группа для разрешения некоторых вопросов и всё»{387}.

Большинство других республик решили войти в СНГ. Ельцин их принял. На встрече в столице Казахстана Алма‑Ате 21 декабря число членов СНГ было увеличено до 11; Грузия и независимые страны Балтии остались в стороне. Договор 1922 года о создании СССР был официально аннулирован. Грузия вступила в СНГ в 1993 году. Правда, не все из 12 стран ратифицировали устав СНГ, поэтому статус Содружества остается неопределенным.

Ельцин не стал от лица России предъявлять никаких территориальных претензий другим бывшим советским республикам. Уважение существующих границ – очень ценное и, что важно, мирное наследие первого президента России. Нерушимость границ была закреплена в договоре СНГ и двусторонних договорах о дружбе с большинством стран Содружества.

Советский Союз был официально распущен 25 декабря 1991 года. Как ни удивительно, нерешенными остались всего несколько проблем. Одна из них – так называемые замороженные конфликты, существование сепаратистских территорий, неподконтрольных центральному правительству. Это Приднестровье в Молдавии, входившие в состав Грузии Абхазия и Южная Осетия, а также Нагорный Карабах – контролируемая этническими армянами автономная область Азербайджана. Лидеры первых трех территорий были настроены пророссийски, и Кремль поддержал их, направив туда войска{388}.

Военные вопросы были решены с впечатляющей легкостью: военные активы были разделены, как и прочая собственность. Самым серьезным вопросом был: что делать с ядерным оружием? В 1992 году Украина фактически была третьей ядерной державой в мире. Но к июню 1996 года она, вслед за остальными республиками, передала все ядерные арсеналы России. С точки зрения нераспространения ядерного оружия это можно считать выдающимся достижением. Во всех много– и двусторонних договорах Россия обещала уважать национальный суверенитет и территориальную целостность прочих республик{389}.

Еще одна острая проблема была связана с сохранявшимся единым валютным пространством. Пятнадцать вновь образованных центральных банков вступили в конкуренцию за выпуск рублей. Чем больше рублей выпускала одна республика, тем бо льшую долю единого ВВП она получала, но тем выше была совокупная инфляция. У каждой страны был стимул проводить более экспансионистскую денежную политику, чем остальные, но в результате всем становилось только хуже. В 1993 году Центральный банк России ликвидировал рублевое пространство, объявив старые советские банкноты недействительными. Это решение вызвало панику и заставило остальные страны ввести в ближайшие несколько месяцев собственные валюты{390}.

Пока сохранялось единое рублевое пространство, 10 стран СНГ не могли справиться с гиперинфляцией. Лишь его ликвидация позволила обеспечить денежную стабилизацию и завершила разделение стран СНГ. Хотя многие считают иначе, другого выбора не было. Для организованного валютного союза не существовало никаких предпосылок. Любое сравнение с создававшимся в те же годы Европейским валютным союзом неуместно{391}.

 

СНГ: метод проб и ошибок

 

После роспуска СССР вновь появившимся независимым государствам нужно было заново налаживать новые отношения{392}. СНГ развивалось неравномерно. Почти каждый год предпринимались попытки создать с теми или иными государствами СНГ новую организацию, но ни одну из них нельзя признать успешной. Все эти организации оставались на обочине и не функционировали. Вместо того чтобы решать проблемы неэффективного Содружества, Россия пыталась создать новую организацию в его рамках или из его членов.

Ельцин хотел, чтобы СНГ походило на Британское содружество, но его взгляд разделяла лишь небольшая группа либералов. Доминирующим же было отношение к развалу СССР как к трагедии, и поэтому считалось, что необходимо сохранить и реставрировать как можно больше из того, что осталось от этой великой державы. Сторонники двух этих подходов нашли не слишком удобный для обеих сторон компромисс: СНГ должно походить на Европейский союз. Однако в России проживала половина населения бывшего СССР, на нее приходилась бо льшая часть его экономики. Поэтому Россия в таком союзе неизменно составляла бы большинство, что было неприемлемо для прочих стран СНГ.

Позиции других членов Cодружества различались в зависимости от их отношения к России. Фактически они разделились на две группы: в одну входили пять близких друзей России, в другую – шесть стран, которые предпочитали держаться от нее на расстоянии.

Из первой группы наиболее тесные связи с Россией хотела иметь Белоруссия. Казахстан был вынужден быть ближе к России по причинам географического и этнического характера. Три небольшие, бедные страны – Киргизия, Таджикистан и Армения, не граничившие с Россией, – нуждались в ее защите и экономической поддержке. Со своими союзниками Россия создала таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и союз военный – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Из тех стран, что старались сохранять большую дистанцию, Украина, Молдавия, Грузия и Азербайджан хотели быть независимы от России, но выступали за сотрудничество с ней в области торговли. В 1997 году они создали альтернативную Организацию за демократию и экономическое развитие, или ГУАМ (по первым буквам стран‑членов – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии). Грузия более года медлила со вступлением в СНГ и покинула его 18 августа 2009 года. Узбекистан в отношениях с Россией пытался сохранять дистанцию; когда отношения между двумя странами улучшились, он в 2006 году вступил и в ЕврАзЭС, и в ОДКБ, но уже в 2008 году членство в ЕврАзЭС приостановил. Туркменистан же с самого начала занял изоляционистскую позицию. Вместе с Украиной он так и не ратифицировал устав СНГ; обе страны считают себя не членами Содружества, а лишь его участниками.

В результате СНГ превратилось в весьма парадоксальную организацию. С дипломатической точки зрения она весьма важна: ежегодно проводятся встречи глав государств и правительств. Но добиться сколь‑либо заметных достижений в многостороннем порядке не удалось; жизненно важную роль играют двусторонние отношения между странами. Когда многосторонние договоренности достигались, около половины близких к России стран обычно их подписывали, однако мало кто их ратифицировал. Так что в силу вступили очень немногие соглашения. Но даже те, что были ратифицированы, далеко не всегда исполнялись, так как не существовало механизмов надзора, разрешения споров или наказания за неисполнение. Лишь 4 процента решений на уровне СНГ в конечном итоге стали национальными законами{393}.

В общем попытки многостороннего сотрудничества провалились, потому что Россия, больше чем любая другая страна, стремилась сделать его более тесным. Отношения между Россией и бывшими советскими республиками преимущественно выстраивались на двусторонней основе.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 182.