Обязательства России перед иностранными экспортерами и инвесторами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Доступ на несельскохозяйственные рынки

 

Россия согласилась снизить свои тарифы по режиму наибольшего благоприятствования в среднем примерно до 8 процентов. Как показывают Шепотило и Тарр, в 2005 году средняя тарифная ставка по РНБ составляла 12,1 процента, если рассчитывать ее как простую (невзвешенную) среднюю величину, а торгово‑взвешенная средняя была 14 процентов (если принимать во внимание адвалорный эквивалент специфических тарифов){341}. Таким образом, снижение тарифов до 8 процентов означает их сокращение в среднем на 50 процентов.

 

Услуги

 

Наиболее напряженные переговоры при подготовке к вступлению России в ВТО велись по сектору деловых услуг, где Россия в итоге взяла на себя многочисленные обязательства. Она согласилась увеличить долю рынка, которую могут занять зарубежные банки и страховые компании, с 15 до 50 процентов и постепенно отменить запрет на участие иностранных компаний в обязательном страховании. В рамках двустороннего соглашения с Европейским союзом Россия согласилась ликвидировать монополию «Ростелекома» на услуги фиксированной дальней связи (на рынке мобильной связи международные операторы уже работают). Россия гарантирует равное отношение к местным и зарубежным представителям широкого круга профессий, включая юристов, бухгалтеров, архитекторов, инженеров, маркетинговых специалистов, работников служб здравоохранения; иностранным работникам также гарантируется доступ на рынок. Зарубежные компании также смогут работать в таких областях, как оптовая и розничная торговля, франчайзинговые услуги, курьерская экспресс‑доставка{342}. ЕС добивался предоставления другим компаниям права строить газопроводы (сейчас это может делать только «Газпром»), однако достичь успеха на этом направлении ему не удалось.

В банковском секторе Россия была готова разрешить создание иностранными банками дочерних предприятий, которые должны быть зарегистрированы в качестве российских компаний и подчиняться российским требованиям к капиталу. При этом она выступила против открытия филиалов зарубежных банков, у которых нет собственного юридического статуса и уставного капитала. Обычно банкам удобнее выходить на рынки других стран, открывая филиалы, и Министерство финансов США добивалось, чтобы они были разрешены во всех странах, принимаемых в ВТО. Однако Центральный банк России утверждал, что не может должным образом регулировать филиалы зарубежных банков и осуществлять надзор за ними и это подвергает вкладчиков дополнительному риску.

В результате на защиту банковского сектора встал сам Путин, который заявил, что вопрос филиалов – решающий момент на переговорах о вступлении России в ВТО. В результате двустороннее соглашение с США не предусматривает обязательства России разрешить открытие банковских филиалов, что делает ее единственной подобной страной, за исключением слаборазвитых{343}. Однако возможность не брать на себя обязательство, как и во многих других случаях с оговариванием условий вступления в ВТО, может оказаться пирровой победой, поскольку в этом случае Россия не получит выгоды в виде дополнительного притока ПИИ. Тем не менее, согласно российско‑американскому двустороннему соглашению, «дочки» международных банков имеют больший доступ на рынок, действуют в рамках общенациональной системы регулирования, и их экспансия в России со временем принесет ей дополнительный экономический эффект.

 

Сельское хозяйство

 

Тема сельского хозяйства была на переговорах одной из самых дискуссионных. Основным нерешенным вопросом остается пункт о субсидиях. Россия, впрочем, взяла на себя значительные обязательства в части обеспечения доступа на рынок и санитарных, и фитосанитарных мер. Полемика с США по экспорту говядины, свинины и мяса птицы была весьма острой; Россия пошла на значительные уступки в вопросе доступа на рынок.

Вместо совместных инспекций свиноферм и птицеферм Россия согласилась на то, чтобы Служба безопасности и инспекции продовольствия Министерства сельского хозяйства США проводила проверки и сертификацию новых предприятий или предприятий, которым было предписано устранить недостатки. Кроме того, Россия и США договорились проводить регулярные совместные инспекции всех предприятий, поставляющих в Россию говядину. После завершения совместной проверки будет применяться тот же порядок инспектирования, который предусмотрен для экспортеров мяса птицы и свинины. Россия также взяла на себя обязательства перед США по вопросам ограничения риска попадания в свинину трихинеллы и выдачи разрешений и регистрации современных биотехнологических продуктов.

 

Не чрезмерны ли требования к России?

 

Многие наблюдатели часто утверждают, что предъявляемые к России требования носят либо политический характер, либо чрезмерны по сравнению с требованиями к другим членам ВТО. Факты, однако, опровергают эти утверждения. За исключением пары широко обсуждавшихся случаев, когда требования к России действительно были необоснованно высоки{344}, в остальном эти требования были типичны для стран, вступавших в ВТО в последние 12 лет.

С 1998 года процесс вступления в эту организацию сильно усложнился: от всех стран‑претендентов требуют брать на себя очень серьезные обязательства по отношению к иностранным экспортерам и инвесторам. Требования к России соответствуют тем, которые предъявлялись и предъявляются к остальным странам.

 

Товары

 

Россия согласилась по прошествии адаптационного периода связать тарифы на товары на среднем уровне 8 процентов{345}. Это чуть выше, чем у большинства стран, вступивших в ВТО после 1998 года{346}. Средний тариф для других стран составил: в Саудовской Аравии – 10,5 процента, в Македонии – 6,2, в Армении – 7,5, в Китайском Тайбэе{347} – 4,8, в Китае – 9,1, в Молдавии – 6,6, в Хорватии – 5,5, в Омане – 11,6, в Албании – 6,6, в Грузии – 6,5, в Иордании – 15,2, в Эстонии – 7,3, в Латвии – 9,4, в Киргизии – 6,7 процента{348}. То есть России в ходе переговоров о доступе на ее рынок удалось договориться о немного более высоком уровне связанных тарифов, чем в среднем по странам, которые вошли в ВТО в последние восемь лет и которые не являются наименее развитыми, – особенно по сравнению с другими государствами с переходной экономикой. То есть чрезмерных требований рабочая группа не предъявляла.

 

Услуги

 

В секторе услуг нельзя применить такую простую меру, как средний тариф. Однако анализ стран, вступивших в ВТО после 1998 года, показывает, что все они приняли довольно высокие и всеобъемлющие обязательства в отношении различных секторов услуг{349}. Более подробный качественный анализ банковского и страхового секторов{350} не позволяет говорить, что России пришлось дать обязательства выше среднего уровня в этих двух важных секторах. Наоборот, как говорилось выше, России удалось отстоять свою позицию по банковским филиалам, чего не смогла сделать практически ни одна другая страна.

 

Сельское хозяйство

 

Уровень разрешенной поддержки сельского хозяйства стал одним из основных спорных вопросов. Россия пытается договориться о высоком разрешенном уровне агрегированных мер поддержки. Однако даже незначительный, в соответствии с правилами ВТО, уровень субсидий позволит продолжать субсидирование в нынешнем (увеличившемся в последние годы) или даже большем объеме.

 

Неограниченные субсидии («зеленая корзина»)

ВТО без каких‑либо ограничений допускает значительное число сельскохозяйственных субсидий, не искажающих международную торговлю (так называемая «зеленая корзина»){351}. Общемировая тенденция поддержки сельского хозяйства заключается в переходе от субсидий, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, к мерам «зеленой корзины». Общепризнанно, что по сравнению с этими мерами субсидии, искажающие торговлю, являются крайне неэффективным способом поддержки сельхозпроизводителей. Меры «зеленой корзины», ориентированные на НИОКР и развитие сельскохозяйственных услуг для повышения производительности труда, в большей степени способствуют развитию конкурентного сельскохозяйственного сектора в долгосрочной перспективе.

 

Ограниченные субсидии («желтая корзина»): незначительный уровень

Субсидии производителям, искажающие торговлю (так называемая «желтая корзина»), ограничиваются правилами ВТО, однако действующее в организации определение незначительного уровня поддержки позволяет развивающимся странам предоставлять сельскому хозяйству поддержку в размере до 20 процентов стоимости совокупного производства в отрасли. Такие субсидии могут быть специфичными (то есть относиться к определенным видам продукции и секторам) и неспецифичными (относиться к отрасли в целом). Если в развивающихся странах специфичные субсидии составляют менее 10 процентов общей стоимости производства в конкретном секторе, уровень поддержки считается незначительным. Кроме того, развивающаяся страна может предоставлять дополнительную неспецифичную поддержку, уровень которой считается незначительным, если она не превышает 10 процентов общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Страны сами могут классифицировать свою поддержку как специфичную или неспецифичную; другие страны могут оспорить такое распределение, но подобные случаи редки{352}.

Впрочем, странам – бывшим членам СССР пришлось согласиться исходить из уровня незначительных субсидий, установленного для развитых стран (иногда с адаптационным периодом). Так, Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Армения, Молдавия и Киргизия приняли 5 процентов в качестве такого уровня как для специфичных, так и для неспецифичных субсидий. Весьма вероятно, что партнеры России на переговорах также потребуют от нее согласиться на низкий уровень субсидий. Если она пойдет на это, то незначительным для ее субсидий будет считаться уровень развитых стран, вне зависимости от того, объявит ли она себя после вступления развитой или развивающейся страной.

 

Агрегированная мера поддержки и уровень поддержки в России

Давние члены ВТО, такие как Евросоюз, Канада, США и Норвегия, имеют преимущество, заключающееся в том, что установленный для них базовый период, на основе которого определяется допустимый уровень искажающих торговлю сельскохозяйственных субсидий, позволяет им обеспечить уровень поддержки сельского хозяйства, превышающий незначительный. Для новых же членов ВТО установлено правило, согласно которому три года, предшествующие вступлению в ВТО, и составляют базисный период, определяющий уровень разрешенных искажающих субсидий. Этот базисный уровень принимается за основу на переговорах о дальнейшем снижении субсидий, искажающих торговлю. России не удалось в ходе переговоров добиться принятия 1992–1994 годов в качестве базового периода. Теперь она надеется договориться о субсидиях в размере около 9 миллиардов долларов.

Совокупный размер господдержки сельского хозяйства в России составил в 2008 году около 163 миллиардов рублей (около 6,5 миллиарда долларов){353}. Данные Министерства финансов включают всю поддержку сельского хозяйства, в том числе меры «зеленой корзины». Совокупная стоимость сельскохозяйственной продукции (включая продукты охоты и рыболовства) в 2008 году составила 1,555 триллиона рублей{354}. Субсидии на 163 миллиарда рублей составляют около 10 процентов от этой суммы. А субсидии на 9 миллиардов долларов, о которых просит Россия, – это около 17 процентов совокупной стоимости сельскохозяйственного производства.

Даже если в качестве незначительного для России будет принят уровень субсидий развитых стран, она все равно сможет оказывать поддержку на 9 миллиардов долларов, если субсидии на 2,5–3 миллиарда будут считаться мерами из «зеленой корзины».

Можно сделать вывод, что незначительный уровень поддержки сельского хозяйства в случае с Россией позволит ей субсидировать отрасль в текущих размерах – или даже в существенно более значительных, в зависимости от размера субсидий из «зеленой корзины» (которые более эффективны для оказания помощи фермерам). Таким образом, если только Россия не захочет использовать субсидии из «желтой корзины» в гораздо больших объемах, чем сейчас, мы не понимаем, почему вопрос субсидирования сельского хозяйства для нее настолько принципиален, что из‑за него тормозится весь процесс вступления в ВТО.

 

Нерешенные вопросы

 

Зачастую самые существенные разногласия приходится преодолевать в конце переговорного процесса. Хотя России удалось достичь договоренности по некоторым из них (в частности, по вопросам цены на газ и создания филиалов иностранных банков Россия отстояла свою позицию), по‑прежнему остается ряд нерешенных вопросов.

 

Конфликт с Грузией

 

Конфликт между Россией и Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии повлиял на ход переговоров о вступлении в ВТО. Грузия подписала с Россией двустороннее соглашение в 2004 году, но затем отозвала свое согласие. Более того, Тбилиси выдвинул возражения против повестки дня многосторонних встреч, тем самым заблокировав деятельность рабочей группы, которая с тех пор собирается «на неформальной основе». Соглашение по интеллектуальной собственности в России было достигнуто как раз таким образом.

Статья XII Соглашения об учреждении ВТО гласит: «Решения о присоединении принимаются Конференцией министров. Конференция министров утверждает соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов ВТО». Россия, по всей видимости, изучила вопрос о возможности обхода позиции Грузии с помощью этого положения. Однако на практике оно существует лишь номинально, и все решения о присоединении новых стран принимаются на основе консенсуса (единогласно), равно как и любые другие решения в рамках ВТО (за исключением процедур урегулирования споров). Рабочей группе предстоит составить итоговый отчет о состоянии дел с присоединением России к ВТО, без которого вопрос о членстве России не будет вынесен на голосование Конференции министров. Точно так же как Грузия смогла заблокировать проведение встреч рабочей группы, она сможет заблокировать и передачу отчета на рассмотрение конференции. Так или иначе, необходим консенсус, и Грузия обладает правом вето. Поэтому, чтобы Россия могла вступить в ВТО, ей придется убедить Грузию согласиться на это.

 

Сельское хозяйство

 

Как уже говорилась выше, России пока не удается добиться своей цели – получить разрешение на искажающие торговлю субсидии объемом 9 миллиардов долларов. Другие страны, такие как Казахстан и Азербайджан, тоже хотели бы обойти данное ограничение ВТО. Если рабочая группа разрешит России установить более высокий объем искажающих торговлю субсидий, в дальнейшем будет труднее вести переговоры о базовых предельных уровнях субсидий с последующими кандидатами в члены ВТО. Австралия и Новая Зеландия, по всей вероятности, будут возражать против изменения ограничения, которое позволит повысить субсидии, искажающие торговлю.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 190.