Внешняя экономическая политика на перепутье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наталья Волчкова и Дэвид Тарр[11]

 

Россия до сих пор остается крупнейшей экономикой, не входящей во Всемирную торговую организацию. В 2010 году она наряду с другими 29 странами (в их числе такие государства СНГ, как Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан) продолжала вести переговоры по вступлению в ВТО. В созданную 16 июня 1993 года рабочую группу по вступлению Российской Федерации в ВТО входят около 60 стран; это крупнейшая рабочая группа в истории торговой организации. К весне 2007 года Россия успешно заключила двусторонние соглашения со всеми заинтересованными членами рабочей группы, кроме Грузии{331}. Следующий этап представляет собой многосторонние переговоры. Здесь удалось добиться существенного прогресса, и к середине 2008 года нерешенными оставались три вопроса: 1) уровень разрешенных субсидий в сельском хозяйстве, оказывающих искажающее воздействие на международную торговлю (то есть субсидий, зависящих от объема экспорта или производства), 2) экспортные пошлины на российский лес и 3) правила государственных закупок.

В годы президентства Владимира Путина Россия активно работала над присоединением к ВТО, что виделось как часть модели открытого экономического развития. Однако в последнее время, пытаясь снизить зависимость экономики от энергоресурсов и сырья, Россия ввела ряд мер в области промышленной политики и импортозамещения. В настоящей статье мы показываем, почему, по нашему мнению, Россия сейчас стоит на перепутье в вопросах торговли и привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вначале мы описываем выгоды России от вступления в ВТО и обосновываем свою позицию. Эти выгоды оцениваются примерно в 53 миллиарда долларов в год в среднесрочной перспективе и 177 миллиардов долларов – в долгосрочной; объясняются они в значительной степени обязательствами по реформированию сектора деловых услуг, которые Россия берет на себя. В следующем разделе мы перечисляем обязательства России по реформам и сравниваем их с обязательствами, которые давали другие страны с переходной экономикой. Затем рассматриваются перспективы таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и возникающие в связи с ним вопросы присоединения к ВТО. Отдельный раздел посвящен объяснению того, почему вступление России в ВТО приведет к отмене в США поправки Джексона‑Вэника. Наконец, в последнем разделе обсуждается политика России по привлечению ПИИ; мы также показываем, что унифицированный тариф принесет России значительную выгоду, а предотгрузочные инспекции – в лучшем случае, незначительную. Наш вывод: вступление в ВТО – критически важный вопрос для России. Присоединение к организации предоставляет уникальную историческую возможность преодолеть традиционные внутренние силы, которые приводят к избыточному протекционизму. С другой стороны, экономические выгоды для международного сообщества от вступления России в ВТО, скорее всего, будут невелики. Для успешной диверсификации экономики России нужно реформировать институты, чтобы улучшить деловой климат, особенно для малых и средних предприятий.

 

Выгоды от вступления в ВТО

 

Процесс вступления в ВТО – важный инструмент экономического развития. Он оказывает влияние на целый спектр вопросов экономической политики и институтов, включая тарифную политику, таможенное администрирование, стандарты, права иностранных инвесторов (особенно в секторе услуг), сельскохозяйственную политику, интеллектуальную собственность и, возможно, даже госзакупки. Этот процесс позволяет перестроить систему регулирования в стране и предоставляет возможность провести важные изменения в торговой политике, институциональной сфере, области прямых иностранных инвестиций.

Россия уже провела многие преобразования для того, чтобы подготовиться к выполнению требований, которые будут предъявляться к ней после присоединения к ВТО. В некоторых случаях взятые обязательства могут быть исполнены лишь через несколько лет после вступления, за которым следует еще адаптационный период. В совокупности все эти изменения позволят экономике перейти от модели импортозамещающей индустриализации к свободной торговле и инвестиционной модели экономического развития.

Всемирный банк заказал для Министерства экономического развития Российской Федерации несколько исследований с анализом последствий вступления России в ВТО. По оценке Джеспера Йенсена, Томаса Резерфорда и Дэвида Тарра, в среднесрочной перспективе дополнительный прирост ВВП составит около 3,3 процента ВВП; если за базу расчета взять ВВП в 2008 году, то по рыночным валютным курсам это будет около 53 миллиардов долларов в год{332}. В долгосрочной перспективе, с учетом положительного эффекта от улучшения инвестиционного климата, дополнительный прирост составит около 11 процентов ВВП в год (около 177 миллиардов долларов в год по рыночным валютным курсам){333}.

Анализ последствий вступления России в ВТО для уровня жизни россиян и положения домохозяйств показал, что практически все домохозяйства выиграют от него{334}. Относительно больше выгоды получат квалифицированные работники и городские домохозяйства, благодаря увеличению ПИИ в секторы деловых услуг, которым квалифицированные кадры требуются в большем количестве. Выгода богатых домохозяйств будет меньше, чем в среднем, поскольку рост конкуренции со стороны иностранных инвестиций приведет к тому, что труд выигрывает больше, чем капитал. Преимущества для бедных домохозяйств будут примерно такими же, как у средних.

Учитывая географическую неоднородность России, Резерфорд и Тарр построили модель для 10 регионов, чтобы посмотреть, какой эффект присоединение к ВТО даст в разных частях страны{335}. По их оценке, эффект этот будет положительным и весьма значительным во всех регионах, но больше всего выиграют те, что будут успешно привлекать ПИИ и создадут хороший инвестиционный климат{336}.

В исследовании для Министерства связи Йенсен, Резерфорд и Тарр показали, что в телекоммуникационном секторе квалифицированные работники получат существенные выгоды от притока ПИИ{337}. Российские компании, которые создадут совместные предприятия с иностранными инвесторами, скорее всего, сохранят или увеличат стоимость своих инвестиций; но у акционеров российских телекоммуникационных фирм, которые останутся совершенно независимыми от транснациональных компаний, стоимость инвестиций, скорее всего, снизится. Домохозяйства, зависящие от доходности капитала таких независимых компаний, весьма вероятно, проиграют от вступления России в ВТО. Похожее распределение выгод ожидается и в других секторах деловых услуг{338}.

В целом эти исследования показывают, что Россия получит значительные выгоды от вступления в ВТО. Экономический эффект будет весьма масштабным, позволит сократить уровень бедности, выигрыш регионов с лучшим инвестиционным климатом будет больше и, что очень важно, все это в значительной степени будет результатом выполнения Россией собственных обязательств по проведению реформ. Самыми важными и продуктивными среди таких преобразований будут реформы сектора услуг.

Впрочем, эти исследования также показывают, что вступление в ВТО не будет способствовать достижению цели российского правительства по диверсификации экономики. По их оценке, наибольший рост следует ожидать в цветной и черной металлургии и химической промышленности, тогда как легкую и пищевую промышленность, а также сектор строительных материалов, ждет сокращение. Улучшение доступа на внешние рынки для российских экспортеров даст лишь менее 10 процентов выгод. Россия уже договорилась со всеми основными торговыми партнерами о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). И хотя российские экспортеры после вступления страны в ВТО получат при рассмотрении антидемпинговых случаев дополнительные юридические права (которые в этих исследованиях считаются источником выгод), многие экономисты скептически оценивают антидемпинговые процедуры с точки зрения их честности. Это означает, что ожидать значительных изменений в ходе антидемпинговых расследований против российских экспортеров не стоит, и поэтому улучшение доступа на внешние рынки не станет источником существенных выгод для России{339}.

Поскольку основные плюсы от вступления в ВТО Россия получает за счет проведения реформ внутри страны и поскольку она может осуществить их и самостоятельно, некоторые опасаются, что присоединение к ВТО мало что ей даст. Мы придерживаемся противоположной позиции, считая процесс вступления в ВТО уникальной исторической возможностью для проведения реформ.

Основная причина, по которой вступление в эту организацию так важно, связана с политической экономией. Поскольку конкретные отрасли промышленности получают от протекционистских мер конкретные выгоды, промышленные группы обычно и выступают за их сохранение. Выгоды же для потребителей многообразны и не так хорошо видны неспециалистам, поэтому потребители обычно и не выступают против отмены протекционистских мер, надеясь, что кто‑нибудь со схожими интересами сделает это от их имени. Это ведет к тому, что в политической дискуссии о тарифах не представлены взгляды потребителей и интересы более широкого круга участников экономической деятельности. Лоббирование и политэкономические соображения зачастую позволяют представителям узких групп интересов значительно влиять на политику, сдерживая процесс реформ. Вступление же в ВТО требует масштабных преобразований во многих секторах, а в переговорах участвуют правительственные чиновники высшего ранга. Опыт показывает, что такие люди, заинтересованные в развитии экономики в целом, зачастую заставляют медлительные министерства проводить реформы более активно. В случае с Россией процесс пошел, когда Путин сделал вступление в ВТО приоритетом своего первого президентского срока.

Сложно спорить с тем, что без внешнего давления на переговорах по ВТО Россия не провела бы столь масштабных, глубоких и быстрых реформ. Договоренности с внешними партнерами облегчают правительству переход к торговой политике, направленной на стимулирование роста и повышение уровня жизни. Более того, в отличие от односторонних реформ, страна, уже обещавшая ВТО провести преобразования, связана международными обязательствами. В этом случае более консервативному правительству в будущем будет сложно от них отказаться.

Процесс переговоров о двустороннем доступе на рынки друг друга со странами – членами рабочей группы по вступлению в ВТО сильно стимулировал реформу торговли и режима иностранных инвестиций. Это позволило России продвинуться на пути к открытой модели экономического развития{340}.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 212.