Культура — это:
■ все достижения человечества в процессе жизнедеятельности;
■ сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации;
■ система духовных и материальных продуктов, произведенных, социально усвоенных и разделяемых членами общества (группы).
Кроме того, в каждой организации складывается собственная организационная культура — набор правил поведения, ритуалов, традиций.
Одним из способов анализа культуры является выделение и сравнение некоторых параметров культуры. Так. Ф. Харрис берет за основу 10 категорий, характеризующих культуру.
■ идентификация и цель: ощущение себя, место, миссия;
■ коммуникации и язык;
■ одежда и внешний вид;
■ время и осознание времени;
■ взаимоотношения полов;
■ ценности и нормы;
■ убеждения и отношения;
■ ментальные привычки и обучение;
■ особенности и методы работы.
Организационная культура — это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения.
Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст конкретной организации, общества, времени.
Если исходить из понимания организации как системы трех типов решаемых в ее рамках целей — экономических, иерархических и социальнопсихологических, можно выделить три главные составляющие общей культуры:
■ культура производства, включающая в себя уровень и качество технологий, условия труда, объем и качество выпускаемой продукции, экологическую безопасность;
■ культура управления — характер отношений "власть-подчинение", система распределения материальных благ;
■ культура поведения — манера общения, самовыражения, отдыха. Организационная культура включает следующие компоненты:
■ убеждения — представления работника о том, что является правильным в организации;
■ ценности, доминирующие в организации и определяющие, что нужно считать важным в организации;
■ нормы — это неписаные правила поведения, подсказывающие людям, как им себя вести и что от них ожидается. Они никогда не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению. Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как отношения "руководитель-подчиненный", честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т. д.;
■ поведение — ежедневные действия, которые совершают люди;
■ психологический климат — это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Климат в организации — это то, как люди воспринимают культуру, существующую в их организации или подразделении.
Культура организации выражается:
■ естественной обстановкой, архитектурой, интерьером организации;
■ корпоративной литературой (проспекты, брошюры и др.);
■ формой отношения к сотрудникам и клиентам;
■ стилем одежды сотрудников, присутствием в ней фирменной символики и внутрифирменных знаков отличия;
■ историей компании и представлением этой истории работниками компании.
В общей организационной культуре выделяют субъективную и объективную организационные культуры.
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Данная культура служит основой формирования управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель и т. д. Все это отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 223.