Понятие и характеристика организационной культуры .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура — это:

■  все достижения человечества в процессе жизнедеятельности;

■  сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации;

■  система духовных и материальных продуктов, произведенных, социально усвоенных и разделяемых членами общества (группы).

Кроме того, в каждой организации складывается собственная организационная культура — набор правил поведения, ритуалов, традиций.

Одним из способов анализа культуры является выделение и сравнение некоторых параметров культуры. Так. Ф. Харрис берет за основу 10 категорий, характеризующих культуру.

■  идентификация и цель: ощущение себя, место, миссия;

■  коммуникации и язык;

■  одежда и внешний вид;

■  время и осознание времени;

■  взаимоотношения полов;

■  ценности и нормы;

■  убеждения и отношения;

■  ментальные привычки и обучение;

■  особенности и методы работы.

Организационная культура — это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения.

Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст конкретной организации, общества, времени.

Если исходить из понимания организации как системы трех типов решаемых в ее рамках целей — экономических, иерархических и социально­психологических, можно выделить три главные составляющие общей культуры:

■  культура производства, включающая в себя уровень и качество технологий, условия труда, объем и качество выпускаемой продукции, экологическую безопасность;

■  культура управления — характер отношений "власть-подчинение", система распределения материальных благ;

■  культура поведения — манера общения, самовыражения, отдыха. Организационная культура включает следующие компоненты:

■  убеждения — представления работника о том, что является правильным в организации;

■  ценности, доминирующие в организации и определяющие, что нужно считать важным в организации;

■  нормы — это неписаные правила поведения, подсказывающие людям, как им себя вести и что от них ожидается. Они никогда не выражаются в письменной форме и передаются либо устно, либо отношением окружающих к поведению. Нормы поведения отражают такие моменты в деятельности организации, как отношения "руководитель-подчиненный", честность и соблюдение законодательства, поведение при конфликтах интересов, получение и использование информации о других организациях, политическая деятельность внутри организации, использование ресурсов организации и т. д.;

■  поведение — ежедневные действия, которые совершают люди;

■  психологический климат — это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Климат в организации — это то, как люди воспринимают культуру, существующую в их организации или подразделении.

Культура организации выражается:

■  естественной обстановкой, архитектурой, интерьером организации;

■  корпоративной литературой (проспекты, брошюры и др.);

■  формой отношения к сотрудникам и клиентам;

■  стилем одежды сотрудников, присутствием в ней фирменной символики и внутрифирменных знаков отличия;

■  историей компании и представлением этой истории работниками компании.

В общей организационной культуре выделяют субъективную и объективную организационные культуры.

Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Данная культура служит основой формирования управленческой культуры, т. е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом.

Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель и т. д. Все это отражает ценности, которых придерживается данная организация.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.